Урок русского языка Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений»

I Интродукция
Ребята, возьмите в руки солнышко Добра и хорошего настроения. Посмотрите, как оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе на правую ладонь. Прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительная энергия, добро. 
Мысленно поместите добро и хорошее настроение этого солнышка в своё сердце. Чувствуете, у вас появляются новые силы, энергия?!
Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствует, и чтобы такое же чувство осталось у вас до конца урока. Желаю успехов!

II Орг момент
- Прозвенел звонок и вот,
Начинаем наш урок
Постарайтесь все понять,
Чтобы грамотно писать.

III Коррекционная работа по итогам стартового среза.

- До наступления Нового года остались считанные дни.
- Внимательно прочитайте стихотворение-загадку, о каком символе Нового года в ней идет речь?
Что за гостья к нам пришла?
Как н_рядна и стр_йна,
Нав_рху горит зв_зда,
А на в-тках сне_ блестит,
И до самой до м_кушк_
Вся в _грушках и хл_пушках.

А) - Поработаем со словом ёлка. Какой частью реи оно является? Почему? Расскажите все, что знаете об этом слове.

Ёлка – имя сущ, неодуш., нариц., ед ч., ж.р., 1 скл. И.п.

Б) - Подберите к данному слову однокоренные: ель, ельник, еловый, елочка.

В) – Выпишите слова с пропущенными буквами, выделив части слова, в которых они пропущены.
- Какие орфограммы встретились в данном тексте?

IV. Целеполагание.
- Какое слово на ваш взгляд лишнее? Почему? Обоснуйте. (Лишнее слово «до макушки», так как в нем есть безударная гласная в окончании.)
- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
По паспорту УП прочитайте цели нашего урока.

V. Жужжащее чтение

- А откуда пошла традиция наряжать елку на Новый год?
Узнаем об этом во время жужжащего чтения.

Одним из символов Нового года является ёлка. Обычай украшать хвойные деревья в преддверии праздника появился около 150 лет назад. Тогда ёлки наряжали в самых богатых дворцах Европы. Только их украшали не перед новым годом, а перед Рождеством, которое празднуется 25 декабря.
На Руси традиция празднования Нового года пошла от Петра Первого, который позаимствовал ее  у немцев. Впервые новогодний праздник был устроен в 1700 году. По его приказу жилые дома и ворота были украшены ветками ели и сосны, а также в домах или во дворах стали появляться елки и сосны. Повсюду зажигались праздничные огни, а пушки устраивали праздничный залп. Но такая традиция не прижилась и после смерти Петра новогодние елки на Руси перестали ставить. Эта традиция вновь возродилась при Екатерине II. Сначала новогодние елки украшали различными лакомствами в яркой обертке, фруктами и даже овощами. Макушку ее украшала Вифлиемская звезда, а затем на смену ей пришла красная пятиконечная. На ветвях елки горели восковые свечи, затем их сменили электрические гирлянды.
Теперь новогодняя елка – главное украшение любого города и дома.

- Когда появился обычай наряжать на Новый год хвойные деревья?
- Благодаря кому традиция наряжать елку появилась в России?
- Чем украшали елку при Екатерине Второй?


Физминутка для глаз.

VI Работа по теме.
1. Актуализация знаний.
- К нам тоже на урок пришла ёлочка. Давайте её украсим. На каждой елочной игрушке вопросы. Ответим на них.
- Что такое склонение?
- Сколько падежей в русском языке?
- Назовите падежи и вопросы.
- Как определить падеж имени существительного?
- Сколько типов склонения вы знаете?
- Что относится к 1. 2 и 3 типу склонения? Приведите примеры.
- как определить тип склонения у имен существительных?

Индивидуальное задание – 1) Просклонять слово ЁЛКА
2) Определить падежи у имен существительных.
Елочку-красавицу  Давайте сбережем:  На праздник новогодний  Из лесу не возьмем!
Служит домом ель животным,  Кормит жителей лесных:  Может спрятать в непогоду,  Даже вылечить больных.
Ученик2
Если каждый ель возьмет  К празднику на Новый год,  То придут такие дни -  В лесу будут только пни.

Пусть елочка-красавица  В лесу своем стоит.  За это вас природа...
Отблагодарит.

- Посмотрите под елочкой три подарка, в них нужно положить конфеты с именами существительными по склонению.
Распределительный диктант.
Снежок, праздник, радость, сугроб, зима, хлопушка, песня, ночь, ель, хоровод.

Появляется Дед Мороз. Проводит с детьми подвижную физминутку.

2. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных.

А) Повторение алгоритма проверки падежных окончаний имен существительных.
- К Деду Морозу пришло письмо от мальчика. Он принес его к нам. В письме допущены 5 ошибок. Найдите их.
Здравствуй, дедушка Мороз!
Меня зовут Ваня. У меня есть младший братик. Мы живем в городи Темиртау. Прошу тебя, подари мне и братишки новогодний подарок. Мы мечтаем о машинки. Заранее благодарим.
От Ване Дедушки Морозу.

Б) Самостоятельная работа – дифференцированные задания.
Уровень 1
Запишите слова в два столбика с окончанием И в первый столбик, с Е – во второй.
На ладон_, на топол_, от бол_, по комнат_, о геро_, в зелен_, на полк_, от радост_.

Уровень 2
Используя предлоги, поставь слова в нужный падеж, выдели окончания.
Кашка (Р.п.), дорожка (Д.п.), пароход (П.п.), веточка (П.п.), деревня (Р.п), речка (Д.п.)

Уровень 3.
Составь и напиши словосочетания по данным схемам, используя слова для справок.
Школа, дорога, веточка, машина, сирень, дорога, класс

В (1скл. Ж.р., П.п.) около ( 2 скл. М.р. Р.п.)
У (1 скл. Ж.р. Р.п.) (3 скл., Р.п.)
На (1 скл. Ж.р. П.п.) по (1 скл. Ж.р. Д.п.)

Физминутка.
VII Домашнее задание – составьте текст про елочку так, чтобы слово употреблялось в разных падежах. Выделите окончания слова.

VIII Подведение итогов урока.
1. - Какие цели мы ставили в начале урока?
- Как проверить безударные падежные окончания имен существительных?

2 . Оценка

3. Рефлексия.
Все мы у Деда Мороза просим подарки. А между тем, в старину люди не ждали подарки от деда Мороза а дарили их сами. Подарки были недорогие в форме фигурок изо льда или глины. А мы с вами подарим Деду морозу фигурки из бумаги.
- Раскрасьте колпак Деда Мороза красным, если урок понравился, синим, если было неинтересно.

15