Внеаудиторное мероприятие по латинскому языку и анатомии
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Тольяттинский медколледж»
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия
«Умники и умницы»
Специальность: 060501 Сестринское дело (базовая подготовка)
2 курс
Преподаватели: Ефименко А.Ю., Шабанова И.Г.
Рассмотрено и утверждено
на заседании ЦМК № 4
Протокол № __от«__» _______ 20___ г.
Председатель ЦМК
_______ Е. А. Стремякова
Пояснительная записка
Внеаудиторное мероприятие по латинскому языку и анатомии «Умники и умницы» проводится в рамках декадника общепрофессиональных дисциплин для студентов II курса специальности «Сестринское дело».
Цели мероприятия:
углубление знаний по дисциплинам «Основы латинского языка с медицинской терминологией» и «Анатомия и физиология человека»;
расширение межпредметных связей;
развитие кругозора, эрудиции, логического мышления студентов.
Задачи мероприятия:
повышение интереса к изучаемым дисциплинам;
развитие навыков самостоятельной работы и профессионального мышления у будущих медицинских работников;
воспитание у студентов навыков конкурентной борьбы.
Внеаудиторное мероприятие проводится без предварительной подготовки студентов. Содержание заданий до сведения студентов не доводится. Варианты заданий составлены в соответствии с рабочими программами и соответствуют требованиям к уровню подготовки медицинских сестер по дисциплинам «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Анатомия и физиология человека».
Мероприятие «Умники и умницы» проводится во внеурочное время. Для участия в конкурсе преподаватели отбирают 5 – 6 наиболее способных студентов из каждой группы (формируются команды), а также 2 человека в жюри. Командам предлагается пройти 6 туров:
«Знаешь ли ты анатомию?» (по 6 вопросов для каждой команды);
«Закончи пословицу»;
Логическая догадка (назвать по-гречески внутренние органы);
«Угадай орган»;
Кроссворд «Знаешь ли ты термины?»
Игра «Черный ящик»
Продолжительность конкурса – 2 академических часа.
Для мотивации осознанного и плодотворного участия студентов в мероприятии «Умники и умницы» задания составлены с учетом будущей профессиональной деятельности. На каждый тур предусмотрено определенное количество баллов, которое набирают команды при полных и правильных ответах. Максимальное количество баллов – 27.
Предлагаемое мероприятие развивает творческие способности студентов, интерес к дальнейшему изучению дисциплин, создает атмосферу эмоционального подъема, способствует формированию общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
В результате освоения дисциплин у будущей медицинской сестры должны формироваться следующие профессиональные компетенции, соответствующие основным видам деятельности:
Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Методическая разработка
внеаудиторного мероприятия «Умники и умницы» для преподавателя
Тема: Внеаудиторное мероприятие «Умники и умницы» по дисциплинам
«Основы латинского языка с медицинской терминологией»,
«Анатомия и физиология человека»
Цели мероприятия:
Учебные:
- выявить уровень усвоения студентами учебной информации по общепрофессиональным дисциплинам;
- углубить изучение дисциплин.
Воспитательные:
- развитие творческих способностей и интереса к дальнейшему изучению дисциплин;
- привитие навыков личностных отношений;
- формирование профессиональной компетентности будущих специалистов.
Методы обучения: активные, проблемные, игровые, практические методы проверки знаний и умений
Образовательные технологии: информационно-компьютерные технологии в сочетании с игровыми методами обучения
Оснащение мероприятия: проектор, компьютер, презентация к проведению конкурса, муляжи, раздаточный материал для студентов
Продолжительность мероприятия: 2 часа (90 минут)
Место проведения мероприятия:кабинет № 314
План проведения внеаудиторного мероприятия «Умники и умницы»:
№ Название этапа Описание этапа Цель этапа Время (мин)
1. Организационный этап (вводное слово преподавателей). Сообщение студентам целей мероприятия, алгоритма выполнения конкурсных заданий, а также критериев оценивания (баллов) выполненных заданий. Подготовить студентов к предстоящей работе, активизировать их познавательную деятельность, мотивировать к получению высоких баллов. 5
2. Самостоятельная работа студентов. Каждая команда игроков последовательно проходит 6 туров конкурса, выполняя разнообразные задания (закончить пословицу, разгадать кроссворд, назвать орган на ощупь и др.) Побудить студентов к мыслительной деятельности, к формированию умений и навыков самостоятельного и умственного труда. 60
3. Подведение промежуточных итогов. Преподаватели выставляют баллы за каждый тур конкурса, выделяют типичные ошибки, проводят краткий разбор. Проверить и оценить знания и умения по дисциплинам. 16
4. Подведение итогов, результаты. Подведение итогов мероприятия, определение призовых мест. Создание мотивации на продолжение самостоятельного углубленного изучения дисциплин для дальнейшей профессиональной деятельности. 7
5. Резерв времени преподавателя 2
Конкурсные задания для проведения
внеаудиторного мероприятия
«Умники и умницы» по учебным дисциплинам
«Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Анатомия и физиология человека»
I тур – Игра «Знаешь ли ты анатомию? » (по 6 вопросов для каждой команды)
По 1 баллу за каждый правильный ответ на вопрос. Максимальное количество баллов – 6
Основной строительный материал клеток….
Запасные питательные вещества, откладывающиеся в организме в подкожной клетчатке……….., в печени в виде гликогена……...
Эти вещества необходимы для мышечного сокращения, свертывания крови, для передачи сигналов нервных импульсов……
Причиной цинги является недостаток витамина…….
Нарушение зрения – “куриная слепота”- возникает при недостатке витамина ………...
Недостаток витамина D вызывает у детей заболевание………
Наружный покров тела(……..). К каким органам относится?
Какие органы выводят конечные продукты обмена веществ?
Орган чувств, объединяющий функцию слуха и равновесия? Назовите конкретные части?
Почему во время насморка человек не чувствует запахов?
Содержание какого гормона в крови повышено, если человек ощущает учащённое сердцебиение, давление крови у него повышено, зрачки расширены?
Их много, они очень тонкие. Они помогают нам кушать, разговаривать, видеть или не видеть окружающий мир и демонстрировать отношение к нему.
Ее сокращение не подчиняется сознанию, а регулируется автономной нервной системой. Она встречается в стенках кишечника, кровеносных сосудов, мочевого пузыря, в кожном покрове и глазном яблоке?
Масса этого органа составляет только 2% массы человеческого тела, но для работы ему требуется 15-20% насыщенной кислородом крови, которую сердце выталкивает при каждом сокращении. Если снабжение этого органа кровью прекращается хотя бы на 10 секунд, мы теряем сознание.
Какое значение имеет привлекательное оформление пищи и красивая сервировка стола?
А знаете ли вы, что у морских червей в крови содержится закисное железо (хлорокруорин) и поэтому у них кровь зеленая. У речных раков, скорпионов, пауков кровь синяя из-за содержания в крови меди (хлюацианин).Наличием какого химического элемента в крови человека обусловлен красный цвет. Где он содержится?
А знаете ли вы, что некоторые специалисты считают, что чем больше человек ходит в головном уборе, тем быстрее человек лысеет, т.к. кожа головы не дышит. Тогда дайте объяснение такому утверждению, что в холодную погоду без головного убора ходить нельзя.
А знаете ли вы, что до 6-7 месячного возраста ребенок не различает цвета и видит все в серых тонах. А с чем связано видение цветовой гаммы человеком?
II тур –Игра «Закончи пословицу» (по 3 пословицы каждой команде: на экран проектора выводится начальная часть латинской пословицы, студенты должны закончить ее и перевести на русский язык)
По 1 баллу за каждую правильно продолженную и переведенную пословицу. Максимальное количество баллов – 3
I команда:
Mens sana…..
Bene dignoscitur….
Festina….
II команда:
Dura lex….
De mortuis aut….
Dictum….
III команда:
Ars longa….
Homo….
Labor….
III тур - Логическая догадка (назвать по-гречески внутренние органы: по 5 слов для каждой команды)
По 1 баллу за каждое правильно переведенное слово. Максимальное количество баллов – 5
Сердце-
Матка-
Маточнаятруба–
Яичник
-
Мочевойпузырь-
Поджелудочная-
Легкое–
,
Почка-
Пищевод-
12
-
перстнаякишка-
Вена-
Сосуд-
Кожа-
Печень-
IV тур – «Угадай орган» (по 1 вопросу каждой команде: студентам предлагается угадать орган по описанию)
По 1 баллу за правильно названный орган. Максимальное количество баллов - 1
1. а) Этот орган является связующим звеном между органами, в которых в одном слабощелочная, в другом щелочная среда. Внутренняя поверхность этого органа составляет … см3. Туда открываются железы внешней секреции.
б) Объем этого органа составляет 1 л. Он имеет малую и большую кривизну, а также кардиальную и пилорическую части и дно.
в) Стенки этого органа содержат клетки, выделяющие пищеварительные ферменты и вырабатывающие соляную кислоту (HCl), составляющую 0,5%.
__________________________________________________________________
2.а) Это часть органа, имеющая 2 поверхности. Снаружи он покрыт белым веществом, а внутри серым и выполняет рефлекторную и проводниковую функции.
б) Его называют «большой дорогой » или «коммутатором телефонных связей».
в) Он является центром дыхания, сердечной деятельности, безусловных пищевых рефлексов, а также защитных рефлексов (кашля, чихания, слезоотделения, рвоты).
__________________________________________________________________
3. а) Тело этого элемента состоит только из одной клетки. В «молодости» он имеет ядро, а в «старости» безъядерен. Его можно назвать «путешественником» человеческого организма.
б) Образуется он в красном костном мозге, но может образовываться и в аппендиксе и имеет лепешковидную форму.
в) Основная его функция – перенос кислорода.
__________________________________________________________________
V тур –Кроссворд «Знаешь ли ты термины?» (командам предлагается разгадать кроссворд на знание клинических терминов и получить ключевое слово)
По 1 баллу за каждое правильно угаданное слово. Максимальное количество баллов – 12
8
11 2
6 4 1
3 5 7 9 10 12
температура
тонкая кишка
нос
опухоль
между
мышечное напряжение, тонус
глаз
голова
ухо
желудок
инструментальный осмотр
железа
VI тур – Игра «Черный ящик»
Максимальное количество баллов – 5 (за правильное название органа, его расположение, строение, функционирование)
Три студента выходят и разыгрывают жетоны с номерами: № 1(головной мозг), № 2(сердце), № 3 (желудок).
Команды с закрытыми глазами должны описать на ощупь сердце, головной мозг, желудок по следующей схеме:
где находится;
строение;
функции;
для мозга отметить центры.
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 27
Эталоны ответов на конкурсные задания
внеаудиторного мероприятия «Умники и умницы»
I тур– Игра «Знаешь ли ты анатомию? »
1. Белок 10. В носовой полости находятся обонятельные рецепторы, а во время насморка из-за скопившейся слизи они не функционируют
2. Жиры, углеводы 11. Адреналин
3. Минеральные вещества 12. Мимические и жевательные мышцы
4. Витамин С13. Гладкая мускулатура
5. Витамин А14. Головной мозг
6. Рахит 15.Усиливает рефлекторное отделение желудочного сока
7. Кожа, органы чувств 16.Окисное железо оксигемоглобина
8. Почки 17.В холодную погоду поверхностные сосуды кожи головы сужаются, и нарушается питание корней волос. За счет этого рост волос ухудшается, что приводит к раннему облысению
9. Предверно – улитковый орган; улитка – орган слуха; преддверие и полукружные каналы – орган равновесия 18. Наличие колбочек 3 типов
II тур – Игра «Закончи пословицу»
I команда:
Mens sana in corpore sano. – В здоровом теле – здоровый дух.
Bene dignoscitur, bene curatur. – Что хорошо распознается, то хорошо лечится.
Festina lente. – Спеши медленно.
II команда:
Dura lex, sed lex. – Суров закон, но это закон.
De mortuis aut bene, aut nihil. – О мертвых следует говорить или хорошо, или ничего.
Dictum - factum. – Сказано – сделано.
III команда:
Ars longa, vita brevis. – Жизнь коротка, искусство долговечно.
Homo sapiens. – Человек как разумное существо.
Labor omnia vincit. – Труд все побеждает.
III тур - Логическая догадка
Сердце-
cardioМатка-
metrМаточнаятруба
–
salpingЯичник
-
oophorМочевойпузырь-
cystПоджелудочная
-
pancreatЛегкое–
pulmon,
pneumonПочка-
nephrПищевод-
oesophagus12
-
перстная
кишка
-
duodenumВена-
phlebСосуд-
angioКожа-
dermatПечень-
hepat
IV тур – «Угадай орган»: 1. Желудок. 2. Продолговатый мозг. 3. Клетки эритроциты.
V тур –Кроссворд «Знаешь ли ты термины?»C E S E P C N T H O T O O A P T
E R M I N O L O G I A
E
R H A N I P T A A D
R
I T A H S E
M
N E T T N
I
R H R A
A L M температура
тонкая кишка
нос
опухоль
между
мышечное напряжение, тонус
глаз
голова
ухо
желудок
инструментальный осмотр
железа
Список использованной литературы
Основные источники:
Аванесьянц Э.М., Кахацкая Н.В. Основы латинского языка и медицинской терминологии – М.: «А Н Т И», 2009.
Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека. Учебник. 3-е издание. Среднее профессиональное образование. – М.: Академия, 2007.
Горелова Л.В., Таюрская И.М. Анатомия в схемах и таблицах. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Городкова Ю.И.Элементы латинского языка и основ медицинской терминологии: Учебник. Изд. 2- е, доп. – М.: Медицина, 2010.
Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: Учеб.для студентов высш. учеб. заведений: В 2 кн. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007.
Сапин М.Р., Швецов Э.В. Анатомия человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. – М.: Феникс, 2009.
Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. – М.: Феникс, 2009.
Дополнительные источники:
1. Жилов Ю.Д., Назарова Е.Н. Физиология человека: учебно-методическое пособие к практическим занятиям по физиологии человека с кратким теоретическим курсом. – М.: САНВИТТА, 2007.
2.Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Анатомия человека (с элементами физиологии): Учебник. – М.: Медицина, 2003.
3. Яковлев В.Н., Есауленко И.Э., Сергиенко А.В. Нормальная физиология в 3 томах для студентов высш. уч. заведений, М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Интернет-ресурсы:
http://www.lingualatina.ruhttp://latinsk.ru