Социально-значимый проект по патриотическому воспитанию Родину любить! Память сохранить!


Социально-значимый проект
по патриотическому воспитанию младших школьников
«Родину любить! Память сохранить!»
Введение
Проект  разработан в соответствии с приказом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 14 июня 2016 года № 2974 «О повышении эффективности патриотического воспитания обучающихся образовательных организаций и молодежи Кубани», с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 149 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» Проект определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в классе и направлен на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. 
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежности России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Социально-экономические условия жизни ограничили круг общения школьников. Отсутствие многообразия учреждений культуры, специализированных объектов патриотического воспитания, таких как музеи, мемориальные комплексы, культурно-этнографические центры учреждений  и дополнительного образования привели к ограничению средств развития школьника. Кроме того,  в результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи. Отсутствие перспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение современных взрослых людей, что в свою очередь оказало отрицательное воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Данный проект предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения воспитать из каждого ребёнка настоящего гражданина своего Отечества, людей, по-настоящему любящих свою Родину.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: воспитание патриотических чувств младших школьников к Родине.
В ходе работы над проектом надо решать следующие задачи:
•развивать личность, обладающую качествами гражданина-патриота Родины;
•расширять знания о родном крае, поселке;
•воспитывать гордость за героическое прошлое, историческое и культурное наследие народа;
•формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ней;
•воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);
•формировать у детей и их родителей интерес к изучению истории своей семьи;
•развивать творческие способности детей, умение выражать своё отношение к увиденному через рисунки, написание рассказов, изготовление поделок.
Участники проекта – обучающиеся 4 класса, классный руководитель, воспитатель, родители.
Продолжительность реализации проекта.
Срок реализации  проекта - 1-я четверть ( с 1.09.16г. по 7 .11.16 г.)
Принципы реализации проекта:
личностно-ориентированная направленность: формирование ведущих интегративных качеств личности;
деятельностный подход: воспитание и развитие личности  в результате  практической деятельности;
оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;
неразрывная связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными учреждениями;
педагогическая диагностика.
Содержательные линии проекта:
Образовательная – содержит идеи,  теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические и другие  особенности каждой семьи, родного края, Отечества в целом .Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, культуры народов России, на её  изучение, сохранение.
Деятельностная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, многонационального государства,  в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Проект предусматривает проведение мероприятий в двух направлениях:
совместная деятельность с детьми;
взаимодействие с родителями, социумом.
Необходимое ресурсное обеспечение проекта:
информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
материальные ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические и развивающие пособия);
экспонаты школьного музея.
Содержание проекта.
Подготовительный этап (1.09.16 - 4.09.16 )Основной этап (5.09.16- 30.10.16 )Аналитический, результативный этап ( 31.10.16 -7.11.16 )
Этапы работы над проектом
Этап Содержание деятельности Формы организации работы
Подготовительный этап Определение цели деятельности, основных задач проекта, определение направлений деятельности, распределение ответственных за направления, составление плана реализации по каждому направлению, определение сроков исполнения
Разработка учебно-методического сопровождения,  подбор педагогических технологий
Создание мотива к осуществлению деятельности. Беседы с учащимися, родителями;
Сбор актива проекта
Информация о проекте (памятки для учащихся и родителей, информация в классном уголке)
Основной этап Выполнение мероприятий по каждому направлению, ведение классного дневника, сбор фотоматериалов, работа с портфолио учеников, оформление уголка «Моя малая Родина» Классные часы,
уроки «Мужества», беседы, выступления, «Час кубановедения»,
посещения, встречи, конкурсы, экскурсии,
внеклассные мероприятия ,выставки работ, родительское собрание, итоговое мероприятие «С любовью к Родине»
Аналитический этап Подведение итогов по каждому направлению, создание презентации, фотоотчёт, итоговый сбор, поощрения и награждения участников
Определение законченности или продолжения деятельности по данному направлению Сбор актива проекта,
газета «Дерево наших дел», фотовыставка,
Сбор отзывов и пожеланий
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Реализация данного проекта предполагает у учащихся с ограниченными возможностями здоровья:
получение начальной системы  краеведческих знаний,
развитие устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
проявление  любви и бережного отношения к родной природе;
 получение опыта посильного служения Отечеству: активная жизненная позиция, интерес к познанию; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
создание творческих работ путем вовлечения школьников, родителей, общественности в социально – значимые дела
Перспективы дальнейшего развития.
Контроль за индивидуальным развитием познавательного интереса и информационной грамотностью учащихся начальных классов;
Составление плана работы по данному направлению на 2017-2018 учебный год.