Рабочая программа для творческой мастерской «Цветик-семицветик»
ГБС(К)ОУ школа – интернат
станицы Ленинградской Краснодарского края
Согласовано
Зам. директора по ВР
_________Г.Г. Рындина
«_____»__________2013 г.
Творческая мастерская
«ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»
Составила
воспитатель О.В. Холод
2013- 2014 год
Пояснительная записка:
Программа творческой мастерской «Цветик – семицветик» - это система работы в различных видах: вышивание, биссероплетение, работа с тканями, лепка из пластилина и теста, оригами и другие виды творческой деятельности. Ребятам нравится складывать фигуры из бумаги, работать с тканью и нитками, и в итоге получать творение, сделанное своими руками, испытывать удовольствие и гордость за получившийся результат.
Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью-– это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно- прикладным творчеством учащимся. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из овладения способами того или иного мастерства. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе творческой мастерской уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.
Эта работа не только увлекательна, но и познавательна, дает возможность проявить свою индивидуальность, воплотить замыслы. Она позволяет нам украсить дом в будни и праздники, сделать подарки близким и друзьям. Для создания любой поделки необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть отдельными умениями и навыками, а это связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка, усидчивость. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.
Курс творческой мастерской «Цветик – семицветик» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности.
Рабочая программа рассчитана для обучающихся 5-7 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Направленность программы: художественно – эстетическая.
Цели: создание условий для самореализации ученика в творчестве,
всестороннего эстетического и интеллектуального развития детей,
формирования практических трудовых навыков;
Задачи:
овладение:
начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;
опытом практической деятельности по созданию поделок;
способами планирования и организации досуговой деятельности;
навыками творческого сотрудничества.
развитие:
творчества;
сенсорики, мелкой моторики рук;
пространственного воображения;
технического и логического мышления, глазомера;
способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
воспитание:
уважительного отношения к результатам труда;
интереса к творческой и досуговой деятельности;
практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая работа, индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Ожидаемые результаты:
Высокая степень интереса школьников к содержанию занятий.
Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества как на школьном, так и на более высоком уровне. Использование поделок-сувениров в качестве подарков, оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др., практическое применение своих умений и навыков.
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в творческой мастерской
“Цветик - семицветик”
Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации.
Уметь:
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями.
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).
Тематическое планирование
№ Название работы
Количество часов
Сентябрь 1. Аппликация из природного материала «Осенний букет» 1
2. Топиарий из ткани «Ягода-малина» 3
Октябрь 1. Поздравительная открытка «Дорогому учителю» 1
2. Лепка из теста «Сувенир-магнит «Дары Кубани» 2
3. Биссероплетение «Колокольчики» коллективная работа 2
Ноябрь 1. Папье-маше «Чудесная ваза» 2
2. Оригами «Полевые цветы» 2
3. Аппликация из ткани «Ваза с цветами» 1
Декабрь 1. «Рождественский веночек» из природного материала 1
2. Составление изделия из перьев «Лесная гостья» 3
Январь 1. Вышивание на салфетке «Снежинка» 2
2. Аппликация из ваты «Зимняя сказка» 1
Февраль 1. Биссероплетение «Букет из ромашек» 2
2. Поздравительная открытка для папы к 23 февраля 1
Март 1. Поздравительная открытка к 8 марта «Любимой маме» 1
2. Вышивание салфетки «Подснежник» 2
Апрель 1. Аппликация из бумаги «Весенние цветы» 1
2. Оригами «Пасхальное яйцо» 2
Май 1. Топиарий из ткани «Лесная ягода» 3
2. Аппликация из ниток «Здравствуй лето!» 1
Итого: 34
Условия реализации программы.
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, пяльцы, схемы по бисероплетению.Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон белый, цветной картон; ткань, тесьма, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, обойный, бисер.Список литературы.
Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.
С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
М.А.Гусакова “Аппликация”
М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
Т.И. Еременко “Рукоделие”
М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”
Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
Н.М.Конышева “Умелые руки”