Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложносочиненные предложения: средства связи и смысловые отношения
Бойбу Юлия Комбу-Сюрюновна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия №5 г.Кызыла Республики Тыва
Разработка урока русского языка, 9 класс
С готовой, красивой душой навек
Отнюдь не рождается человек.
Отзывчивым, умным и храбрецом
Учатся и становятся.
Э.Асадов
Тема урока: «ССП: средства связи и смысловые отношения».
Тип урока: урок обобщения, совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-практикум.
Образовательная цель урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сложносочиненные предложения» через практическую деятельность на уроке.
Развивающая цель урока:
Развитие творческих способностей учащихся, развитие языковой компетенции учащихся, умения работать в паре.
Воспитательная цель урока:
Воспитание вдумчивого отношения к слову; воспитание бережного отношения к своему здоровью, воспитание любви к литературе.
Задачи урока:
-- повторить теоретический материал по темам «Сложное предложение» и «Сложносочиненные предложения»;
-- совершенствовать умение различать сложное предложение и простое предложение, осложненное однородными членами;
-- совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа;
-- закрепить умение составлять схемы предложений, производить полный синтаксический анализ предложения.
Учащиеся должны знать: сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам.
Учащиеся должны уметь: определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП; использовать ССП как способ избежать синтаксической монотонности – речевой ошибки, состоящей в употреблении одинаковых, однотипных синтаксических конструкций.
Приобретаемые навыки детей:
* коммуникативные навыки (ведение учебного диалога и полилога, владение монологической речью, способность к открытому эмоциональному общению);
* информационные умения (бегло, выразительно и осознанно читать объемную информацию);
* интеллектуальные умения и навыки (анализ, сравнение, доказательство, определение понятий).
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ожидает большая интересная работа. На доске записаны замечательные слова. Как вы понимаете смысл высказывания Э.Асадова, русского поэта 20 века?
- Человек должен развиваться, меняться в лучшую сторону в течение всей своей жизни.
- Душа человека должна быть доброй, сострадательной. Это и есть красивая душа.
Учитель:
- Верно, ребята. Я рада, что вы поняли смысл слов поэта. Поэтому мы тоже давайте настроимся на то, что мы укрепим свои знания на этом уроке по теме «Сложносочиненные предложения» и главной целью урока станет именно закрепление знаний по данной теме.
Давайте проверим домашнюю работу (задания были даны по вариантам: 1 вариант – выписать из произведений художественной литературы простые предложения, осложненные однородными членами, связанными сочинительными союзами; 2 вариант – выписать сложносочиненные предложения).
2. Проверка домашнего задания. Оценивание лучших работ.
I этап. Актуализация ранее изученного материала.
1. Виды сложных предложений
Учитель:
- На предыдущих уроках мы говорили о разных видах сложных предложений. Повторим виды сложных предложений, выполнив следующую работу «Конструирование сложного предложения из двух простых предложений». На доске записаны 2 простых предложения:
Здоровье - великая ценность. Необходимо его укреплять.
Попробуем построить из простых предложений все три вида сложных предложений . Учащийся вписывает только нужные сочинительный, подчинительный союзы или союзные слова, строит схемы полученных предложений. Рассказывает о средствах связи между частями ССП, о смысловых отношениях между частями.
В результате работы сконструированы следующие сложные предложения:
Здоровье - великая ценность, и необходимо его укреплять. (сложносочиненное предложение)
( 1), и ( 2).
Здоровье - великая ценность, так что необходимо его укреплять (сложноподчиненное предложение)
[ 1], (так что2).
Здоровье - великая ценность, необходимо его укреплять (бессоюзное сложное предложение).
[ 1], [ 2].
Далее начинается работа со схемами, работа по таблице «Средства связи в СП, смысловые отношения между частями в ССП».
Ребята работают в парах сменного состава: заполняют таблицу, приводят примеры и заслушивают ответы друг друга.
Таблица «Средства связи и смысловые отношения между частями ССП»
Союзы
Соединительные
Противительные
Разделительные
Одиночные
Повторяющиеся
Двойные
Смысловые отношения в частях ССП
События происходят
События друг другу.
Возможно
2. Повторение теоретических сведений о сложном предложении, сложносочиненных предложениях. Повторение о тексте.
А) Работа в парах сменного состава
Учитель:
- Ребята, мы с вами освоили большой материал по теме «ССП», и так как мы сегодня обобщаем сведения о нем, нам необходимо повторить все определения, касающиеся предложений этой структуры, а также вспомнить материал по работе с текстом. Для этого я предлагаю поработать вам в парах сменного состава.
(Далее раздаются карточки и проводится работа в парах сменного состава).
Карточка
Цель: повторить и систематизировать сведения о СП, тексте.
Задачи:
Побывать в роли «учителя», рассказав теоретические сведения.
Побывать в роли «ученика», выслушав рассказ партнера.
___________________________
·_______________________________________
1.Что такое текст?
2.Тема текста – это
3. Основная мысль текста – это
4. Какие типы текстов вы знаете?
5. Какие стили речи вы знаете?
Какова структура текстов-рассуждений?
1.Сложное предложение – это
2.Какие виды СП вы знаете?
3.ССП (сложносочиненное предложение) – это
4.Какие группы ССП ты знаешь?( в зависимости от союзов между частями)
5.Всегда ли между частями ССП ставится запятая?
Б) МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ.
9
4
1
12
16
15
13
5
8
2
10
7
6
11
14
3
Озвучивание ответов.
Учитель:
- А теперь давайте, ребята, проверим, насколько правильно мы объясняли и отвечали.
Вызываются желающие к доске, они называют любую цифру от 1 до 16. Задания под соответствующими номерами записаны на слайдах. Ребята, обратимся к презентации.
Что такое текст?
Тема текста – это
Основная мысль текста – это
Какие типы текстов вы знаете?
Какие стили речи вы знаете?
Какова структура текстов-рассуждений?
Сложное предложение – это
Какие виды СП вы знаете?
ССП (сложносочиненное предложение) – это
Какие группы ССП ты знаешь?( в зависимости от союзов между частями)
Всегда ли между частями ССП ставится запятая?
Литературная пауза
Из какого произведения эти строки? Кто автор?
«Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную».
13. Прослушайте стихотворение М.Лермонтова «Ангел». (Прослушивание записи из фонохрестоматии по русской литературе 7 класса). Символом чего является ангел? (Ангел – символ мечты, защиты, детства, чистоты).
Из какого произведения эти строки? Кто их произносит?
«Светлое и трижды светлое солнце!
Всем ты тепло и прекрасно:
Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи
На воинов моего лады?».
Что изучает раздел «Синтаксис»?
Какова цель нашего урока?
Учитель:
- Мне бы хотелось каждому подарить изображение маленького ангела, который, я надеюсь, всегда будет поддерживать вас в жизни.
- А сейчас обратимся к тексту Натальи Грачевой. На экране фото писателя.
Справка
Наталия Грачева
Филолог, пишет с 2010г, номинировалась на премию "Писатель года" в 2013, 2014г. на портале "Проза.ру", номинация на премию "Книга года" в конкурсе "Читаем пермское!"в 2013г, лауреат интернет-конкурсов. Издано три книги "О женщине, мужчине и обо всем на свете" и "О чем не рассказывают женщины", "Мужские печали".
II этап - Практическое использование полученных ранее теоретических сведений.
Учитель:
- А теперь, ребята, обратимся к тексту.
1. РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Предварительно проделывается словарная работа.
Привержены - верны (но в данном контексте в значении “ любят”)
Фенолы - полезные вещества
Свободные радикалы - вредные вещества
Прогоркнуть - испортившись, приобрести неприятный запах и горький вкус.
1. Вдумчиво прочитать текст. Подготовленный ученик читает вслух.
2. Узнавание ССП.
Задание. Выпишите из данного текста все ССП, докажите (графически, схематически, словесно...) правильность вашего выбора.
Один ученик вызывается к доске для ПСА предложения.
Учащиеся отвечают на вопросы:
1. Это текст? (да, потому что есть общая тема, основная мысль, предложения сгруппированы в абзацы, есть заголовок, автор)
2. Какова тема текста? (роль шоколада)
3. Какой это тип текста? Почему? (рассуждение, так как приводятся аргументы в пользу шоколада)
4. К какому стилю речи относится данный текст? (публицистический стиль)
5. Какова его основная мысль? (шоколад полезен, но его необходимо употреблять в меру).
РАБОТА С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ ШОКОЛАДА.
Учитель:
- Ребята, а теперь попробуем сами составить ССП.
1 группа (сильный уровень) - составляют предложения по изображениям.
2 группа (средний уровень) - восстанавливают деформированные предложения.
Начальные части предложений:
Энергетическая ценность шоколада высока, и ...
Шоколад, несомненно, вкусный и полезный продукт, но...
Смешав молоко и какао, Петер Вевей получил шоколад, однако...
Одним из факторов, вредно воздействующим на наше здоровье, является утомление, или...
Завершающие части предложений:
-- он не подозревал о совершенном открытии.
.. часто его советуют употреблять людям, занятым напряженным трудом.
... не следует им злоупотреблять.
... по-другому говоря, оно провоцирует различные болезни.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1. Выполнить упражнение по выбору по теме “Сложносочиненные предложения”
2. Выписать ССП из произведений художественной литературы ( по 2 на каждую группу).
3. Написать лингвистическое сочинение “Что я знаю о ССП”, включая примеры из произведений ХЛ.
Оценивание, выводы и рефлексия урока.
Учитель:
Вот и закончился наш урок. Подведем итоги, проведем рефлексию:
Мне было интересно
Я сегодня понял(а), что
Для меня было легко (трудно)?
Я хочу похвалить .
Учитель: -Чему посвятим следующий урок? (изучению сложноподчиненных предложений)-Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке? ( узнать о группах сложноподчиненных предложений).
- До свидания, ребята.
~ђЗаголовок 115