Социальный проект Летний оздоровительный лагерь при МОУ СОШ с. Сара
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СОШ
села Сара Сурского района
Ульяновской области
________________
/Е.В. Щукина /
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
средняя общеобразовательная школа с.Сара
Социально – педагогический проект смены детского оздоровительного лагеря
«Радуга»
«Деревенька моя»
/эколого-краеведческого направления/
Автор-составитель:
Дмитриева
Галина Владимировна,
учитель начальных классов
Старший воспитатель ЛОЛ
С. САРА, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1.
Информационная карта проекта
3-4
2.
Введение
5-7
3.
Цели и задачи проекта
8
4.
Управление и кадры. Педагогический совет
5-12
5.
Механизм реализации
13-15
6.
Основное содержание
16-21
7.
Структура лагеря и работа органов самоуправления.
Оформление лагеря.
22-25
8.
Краткое планирование
26-27
9.
Система личностного роста
28-29
10.
Оценка результативности проекта и формы диагностики
30-33
11.
Ожидаемые результаты
34
12.
Список использованной литературы
35
13
Приложения.
Дополнительное образование в ДОЛ «Радуга».
36-40
:
Информационная карта проекта
1.
Полное название проекта
Социально – педагогический проект «Деревенька моя»
2.
Автор проекта
Дмитриева Галина Владимировна
3.
Руководитель проекта
Богатова Ирина Викторовна, зам.директора по воспитательной работе
4.
География проведения проекта
С. Сара Сурского района Ульяновской области
5.
Юридический адрес организации
Детский оздоровительный лагерь «Радуга» МОУ СОШ с. Сара
6.
Адрес организации
с.Сара ул.Генерала Белова д.1
7.
Телефон
8(84242)52-1-43
8.
Форма проведения
Лагерь с дневным пребыванием
9.
10.
Цель проекта
Задачи проекта
Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и социально-полезную деятельность.
Укрепление здоровья детей, развитие умения общаться и сотрудничать, формирование и развитие краеведческих навыков, совершенствовать интеллектуальные умения, эмоциональную и волевую сферы, формировать положительную Я-концепцию, развивать мотивационно-потребностную сферу, привитие патриотических чувств и любви к своей малой родине.
11.
Направление проекта
Комплексный проект.
Краеведческое, исследовательское, поисково-этнографическое, спортивно-туристическое направление.
12.
Срок проведения
С 4 июня по 24 июня 2017 года
13.
Количество смен
1 смена
14.
Место проведения
На базе МОУ СОШ с.Сара Сурского района Ульяновской области летний оздоровительный лагерь «Радуга»
15.
Общее количество участников проекта:
-кадровый состав
-участники проекта
Педагогические кадры – 5 человек,
Обслуживающий персонал – 6 человек.
35 воспитанников от 7 до 16 лет
16.
Официальный язык
проекта
Русский
17.
География проекта
Учащиеся МОУ СОШ с. Сара
18.
Условия участия в проекте
Учащиеся средней общеобразовательной школы не зависимо от социального статуса родителей с 10% платой от стоимости путёвки
19.
Предполагаемые результаты
Задействовать1-й этаж средней общеобразовательной школы, спортивную площадку, школьный двор, актовый зал, школьный музей, заниматься проектно-исследовательской деятельностью, изучить историю села и близ лежащих деревень, пополнить школьный музей новыми материалами, подготовить фотовыставку «Деревенька моя»
19.
Последействие проекта.
Дети становятся пассажирами школьного паровозика и отправляются путешествовать по станциям. Путешествуя, дети узнают историю родного Присурского края, его достопримечательностей, исторических мест. Узнают чем богат и славен наш край, какие известные люди жили на Сарской земле. Совершат очные, заочные, виртуальные экскурсии по памятным местам Сурского района. Все вместе ребята будут отдыхать и заниматься социально значимыми делами. В лагере будет организована работа органов детского самоуправления. Далее планируется продолжить работу во время учебного года на кружке «Краеведения».
Проект разбит на несколько тематических периодов. Каждый день в жизни лагеря будет посвящен какой-либо тематике, будет насыщенным, ярким и интересным.
Впервые в лагере будет организована работа психологической службы.
Ежегодно в лагере организуется работа детских объединений дополнительного образования детей. В этом году это: спортивный кружок, краеведческий кружок, «Пресс-центр», «Творческая мастерская».
20.
21.
Особая информация и примечание
Направления расходования средств на реализацию проекта
Третий год подряд лагерь будет работать по краеведческому направлению. В нашей школе разработана программа развития школы, и главным направлением в ней является гражданско-патриотическое воспитание. Лагерь успешно продолжает работу школы по этой проблематике. Также разработана программа оздоровления детей в каникулярный период на 2011-2012 годы. Проект конкретизирует положения программы именно на летнюю смену 2017 года.
Расходование средств на приобретение спортивного инвентаря, оборудования для исследовательской деятельности, для отдыха и туризма, приобретение игр, канцелярских товаров для оформительской деятельности, приобретение билетов на цирковые программы и развлекательные аттракционы и экскурсионные поездки, печать фотографий
Руководитель организации: / Щукина Е.В. /
Бухгалтер:
М.П.
Введение.
Важность летней оздоровительной работы с детьми трудно переоценить, так как главная приоритетная его задача заключается в создании оптимальных условий для полноценного отдыха и оздоровления детей. Эти задачи поставлены в постановлении правительства Ульяновской области «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи в 2017 г.» и в приказе управления образования и молодёжной политики администрации Сурского муниципального района . Это ещё раз подтверждает, что на всех уровнях государственной власти и органов местного самоуправления летней оздоровительной компании отводится важное, приоритетное внимание.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. Кроме того, отдыхая в лагере, дети получают уникальную возможность в полной мере раскрыть себя, показать свои неповторимые таланты. Многообразие видов детской деятельности в оздоровительном лагере помогает ребёнку найти своё место в жизни, самореализоваться, реально осуществлять свои права и свободы.
В нашей стране принята уже вторая программа по патриотическому воспитанию. Важность патриотического воспитания подчёркнута на государственном уровне. Изучая историю сначала своей школы, затем своего родного края мы закладываем в детях основы патриотизма, это первые уровни патриотического воспитания. Нельзя научить детей любить Родину, не научив их любить свой родной дом, край, землю, уважать тех, кто находится рядом. Поэтому тема проекта очень актуальна. Особенно это важно для забытой деревни, откуда уезжает молодёжь, пустеют школы и зарастают бурьяном убогие осиротевшие и заброшенные домишки. Данный проект конкретизирует программу летнего отдыха, разработанную в нашей школе на 5 лет.
В этот год главной темой проекта будет краеведческая. Опыт прошлых лет оказался удачным и в этом году можно продолжить работу по данному направлению. Краеведческая работа объёмна по масштабу, но очень интересна. В этом году ребята окунутся в историю родного Сурского края. Дети узнают об истории сёл Сурского района, изучат биографии известных Сарчан, соберут материал о родном крае, его достопримечательностях, о знаменитых тружениках. Обязательно будут организованы экскурсии в краеведческие музеи соседних школ района, сёла и деревни Сурского района, встречи со старейшими людьми нашего села, планируем побывать в соседнем селе Чувашской республики и изучить историю церкви, отпраздновавшей своё 120-ти летие. Это подобие церкви когда-то разрушенной в нашем селе. Девизом нашей смены станет «Свой край люби и знай».
В этом году на первый план выйдет именно социальная значимость проекта. Через изучение истории родного края в детях формируются патриотические чувства. Для осуществления проекта планируется тесная совместная работа с Сарской сельской администрацией, Домом культуры, сельской и районной библиотеками, Сурским краеведческим музеем. Изучение истории планируется разностороннее:
история с. Сара;
изучение истории сёл Сурского района;
экскурсии в сёла и деревни района.
встречи с известными Сарчанами;
экскурсии в Сурский краеведческий музей, осмотр достопримечательностей .
Собранный материал будет оформлен в альбомы и предан в школьный музей. Возможно, что кому-то из ребят понравится краеведческая работа и они станут активными членами кружка «Музейное дело» уже в новом учебном году. В любом случае общение ребят со старшим поколением будет полезно и тем и другим.
За последние годы состав лагеря не изменился. В лагерь охотно приходят не только учащиеся 1-4 классов, но и 5-9 классов. Отряды детей с разновозрастные. Забота старших о младших, шефство и взаимопомощь будут царить в лагере, так было уже в прошлом году и будет в этой смене. Пусть с самого раннего возраста ребята учатся делать добрые дела, учатся уважать старших. А самое важное учатся любить свою малую Родину, родное село, школу, свой дом и людей, которые с тобой всегда рядом. Также будем заниматься спортивной деятельностью и походами с разбиением палаток, учиться разводить костёр и т.п.
Цели и задачи проекта.
Цель: Создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей и расширение знаний по истории родного края
Задачи:
Гражданско-патриотическое воспитание детей через изучение истории родного края.
Раскрытие творческого потенциала детей в рамках осуществления проекта.
Поддержка детей из социально незащищённых слоёв.
Развивать различные формы общения между детьми и чувство толерантности.
Создание благоприятной психологической атмосферы и условий для самореализации детей.
Принципы жизнедеятельности в смене:
Максимальное вовлечение детей в организацию жизнедеятельности лагерной смены.
Добровольность участия детей во всех делах лагеря.
Сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные формы деятельности.
Систематическое информирование о результатах соревнований и об участии детей в том или ином деле.
Организация различных видов стимулирования участников.
Управление и кадры. Педагогический совет.
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.
В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения, педагоги дополнительного образования.
В июне 2012 г. в ДОЛ будет работать следующий педагогический состав.
№
Ф.И.О.
Должность
Образование
Пед-стаж
Кате-гория
1.
Ястребова А.Е.
Начальник лагеря, руководитель кружка
Высшее
25
2.
Дмитриева Г.В.
Старший воспитатель
Высшее
18
3.
Кирина Е.Е.
Воспитатель, руководитель кружка
высшее
21
4
Богатов В.Ю.
Воспитатель,
руководитель кружка
Студент 3 курса УГПУ им.И.Н.Ульянова
5.
Агафонова С.В.
Воспитатель,
руководитель кружка
Высшее
24
6.
Кожинов Д.А.
Физрук, руководитель кружка
Средне-специальное
1
7.
Шишкова Е.Н.
Повар
Средне-специальное
8.
Беспалова М.В.
Повар
Средне-специальное
9.
Шлюгина Н.Р.
Уборщица помещений
10.
Порхунова О.В.
Уборщица помещений
11.
Думавов В.И.
Завхоз
Также в лагере будут работать:
- вожатые – учащиеся 7, 9 классов – 6;
заместитель директора по хозяйственной части – 1;
шеф-повар - 1;
работники кухни – 1;
младший обслуживающий персонал (технички) –2.
Педагогический коллектив возглавляет начальник лагеря, который руководит персоналом. Педагогический коллектив лагеря – это работники Сарской средней общеобразовательной школы.
Начальник лагеря – подписывает финансовые документы, отвечает за соблюдение правил технической безопасности, пожарной безопасности, за жизнь и здоровье детей и всех работников лагеря.
Воспитатели – отвечают за выполнение проекта, жизнь детей, их безопасность.
Старший воспитатель – руководит реализацией проекта, организует и проводит игровые мероприятия, помогает вожатым, контролирует их, руководит советом. Вожатые – помогают воспитателям в реализации проекта лагеря, помогают детям адаптироваться во временном коллективе, помогают ребятам в оформлении собранного ими исторического материала.
Персонал лагеря работает в соответствии с должностными инструкциями разработанными именно для лагеря.
Все графики
составлены по количеству человек.
Диаграмма №1
1 человек- средне-специальное
образование( голубой цвет)
5 человек-высшее образование
(синий цвет)
Диаграмма № 2
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
1 столбик - от 10 до 15 лет;
2 столбик – от 15 до 20 лет;
3 столбик – от 20 до 30 лет.
Диаграмма № 3
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
1 столбик – без категории
2 столбик – 2 категория;
3 столбик – 1 категория;
Таким образом видно, что в лагере работает опытный педагогический коллектив в основном с высшим педагогическим образованием и различными категориями (от второй до высшей).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
Высшим коллегиальным органом управления лагеря является педагогический совет. Педагогический совет проводится до начала смены, во время работы лагеря, и в заключении.
Ежедневно проводятся планерки у начальника лагеря в 8.00 и в 14.00 с присутствием всех воспитателей.
Темы:
Знакомство и утверждение социально-педагогического проекта ДОЛ «Радуга».
2. Гражданско-патриотическое воспитание детей во время лагерной смены.
3. Подведение итогов работы лагеря.
Механизм реализации проекта.
Работа в лагере строится с учётом логики развития лагерной смены, которая заключается в следующем: весь поток делится на три основных промежутка времени, три периода. До начала работы лагеря проходит ещё один период подготовительный. Именно в этот период закладывает основы успешного функционирования всей лагерной смены. Главная цель этого периода – создать необходимые условия для успешной работы всей лагерной смены.
Подготовительный период (апрель, май)
Эмоциональный настрой детей и взрослых на летнюю смену.
Анализ прошлых каникулярных смен.
Сбор и обобщение накопленного материала.
Написание проекта лагерной смены.
Проведение педагогического совета.
Набор желающих в оздоровительный лагерь.
Организационный период (1-2 день)
1. Комплектование отрядов, выборы органов самоуправления.
Анкета для детей «Что я ожидаю от лагеря».
Знакомство детей с проектом на общем сборе.
Определение социально-значимых дел для отрядов, корректировка проекта органами детского самоуправления, составление планов работы отрядов.
Принятие законов и правил, работа совета.
Выбор и разработка символики и атрибутов отрядов.
Старт проекта.
Основной период (3-13 дни)
1-й блок – историка - краеведческий – «Чем богата земля Сарская»
сбор информации по истории села и деревень района;
посещение краеведческого музея, сельской и районной библиотеки;
работа краеведческого кружка в лагере (понедельник, среда, пятница);
виртуальная экскурсия в монастырь;
экскурсия по историческим местам ;
встреча с известными Сарчанами в библиотеке;
оформление собранной информации в альбомы, у каждого отряда свой альбом.
поездка в г. Ульяновск на «День города»
2-й блок – развлекательно-развивающий – «Отдыхаем с пользой»
путешествие по станциям (каждый день новая станция);
каждый день большое общелагерное мероприятие;
работа детских объединений дополнительного образования детей - спортивного кружка, «творческой мастерской», пресс-центра;
подбор мероприятий по нескольким направлениям воспитательной работы.
Большинство дел нацелено одновременно на развитие ребенка с разных сторон, но есть для каждого направления и свои, особые дела. Далее это конкретизируется в основном содержании проекта.
3-й блок - самореализации детей - «Я – могу».
определение своего «Я» в отряде;
участие детей в социально-полезной деятельности
коллективный рост;
личностный рост;
участие в работе работа кружков и творческих мастерских;
ежедневна оценка деятельности ребёнка (добрые, важные, нужные дела).
4-й блок – психологическая помощь ребёнку - «Учимся общаться»
организация психологических тренингов, практикумов с детьми
ежедневная диагностика настроения детей в лагере;
моделирование ситуаций;
игры на общение и развитие толерантности;
обучение бесконфликтному поведению.
Итоговый период (1-2 дня)
Психолого-социально-педагогический анализ результатов:
1. Время подведения итогов: самоаттестация ребенка – личностный рост
добрые дела - ежедневно;
важные дела - ежедневно;
нужные дела - ежедневно;
2. Подведение итогов соревнования между отрядами – коллективный рост
3. Подведение итогов по дереву настроения.
Анализ лагерной смены: педагоги + совет.
Итоговая диагностика результатов смены.
Итоговый педсовет.
Основное содержание.
Проект «Деревенька моя» посвящён изучению истории родного края, нашей малой Родины. Гражданско-патриотическое направление является главным направлением в работе нашей школы. Воспитательная работа в лагере является неотъемлемой частью воспитательного процесса всей школы. В нашей школе создана система гражданско-патриотического воспитания по 5 уровням:
1 уровень – я личность;
2 уровень - я семьянин;
3 уровень – я ученик, член детского сообщества;
4 уровень – я житель своего родного села, района, области;
5 уровень - я россиянин.
По этим уровням построена и школьная программа оздоровления детей в каникулярный период.
Игра играет большую роль в жизни ребёнка. Именно через игру дети познают мир, знакомятся с правилами общения, усваивают социальные нормы поведения. Игра это наиболее простой и интересный способ найти ребёнку своё место в окружающем его мире. Поэтому задача взрослых придумать для детей в лагере увлекательную и социально-полезную игру. Хочется охватить за смену разные направления деятельности, в этом тоже залог успешной работы лагеря.
В этом году на более высоком уровне будет организована работа психологической службы лагеря, с детьми будет работать медик, у него будет свой отдельный кабинет, который будет называться «Кабинет психологической разгрузки».
В ДОЛ «Радуга» будут реализовываться сразу несколько важных направлений, представим их в виде таблички.
Направление
Задачи
Формы работы
Гражданско-патриотическое воспитание
Расширение знаний по истории родного края.
Формирование бережного отношения к историческому наследию России.
Пропаганда основных государственных ценностей и символов Российского государства.
- Тематические общелагерные мероприятия краеведческого содержания;
- поиск краеведческого материала о его оформление в тематические альбомы;
- праздник – «День России»;
- экскурсии в школьный музей и музеи области;
- деятельность краеведческого кружка;
конкурсы стихов и рисунков;
разучивание русских народных игр.
Оздоровление детей
Укрепление здоровья детей.
Формирование умений и навыков заботы о своём здоровье.
Утренняя зарядка;
витаминизация;
правильно организованное питание детей;
закаливающие процедуры;
спортивные соревнования;
деятельность спортивного кружка;
тематические общелагерные мероприятия;
ежедневный контроль за состоянием здоровья детей;
индивидуальная работа с детьми.
Экологическое воспитание
Формирование у учащихся бережного отношения к родной природе.
Организация социально-полезной деятельности по очистке мусора.
экологические акции: «Чистый берег - чистая река», «Памятник»;
операция «уют» в лагере;
экскурсии на природу;
тематические общелагерные мероприятия;
помощь в работе на пришкольном участке;
конкурсы стихов и рисунков.
Развитие творческих возможностей каждого ребёнка
Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности.
Формирование умения выступать перед зрителями.
Выявление и развитие индивидуальных творческих способностей и возможностей каждого ребёнка.
Праздники;
концерты;
инсценировки и выступления;
занятия кружков «Музыкальный», «Танцевальный», «Творческая мастерская», «Прес-центр»;
тематические дни;
анкетирование.
Развитие коммуникати-вных навыков общения. Психологи-ческое
сопровождение пребывания детей в лагере
Развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей.
Развитие чувства толерантности и умения решать проблемы бесконфликтным путём.
Развитие умения осознавать и анализировать своё эмоциональное состояние и других людей.
Развитие у детей навыков самоконтроля и рефлексии;
Снижение эмоционального напряжения.
Деятельность психологической службы лагеря;
игры на общение;
практикумы;
моделирование ситуаций;
ежедневная диагностика настроения детей в лагере;
анкетирование;
индивидуальная воспитательная работа с детьми;
кабинет психологической разгрузки.
Итоговый период также очень важен, дети должны увидеть результаты своей деятельности, сравнить чего добился каждый отряд и каждый ребёнок. Подведение итогов будет происходить ежедневно, еженедельно и общее подведение итогов в конце работы лагеря.
Для развития творческих способностей детей каждый день в лагере будут работать детские объединения дополнительного образования детей.
Понедельник, среда, пятница – краеведческий и психологический кружки.
Пресс-центр – ежедневно.
Вторник, четверг – спортивный кружок и кружок «Творческая мастерская».
Большое внимание в этом году будет уделяться работе психологической службы. Для работы психологической и медицинской службы будет отведён отдельный кабинет психологической разгрузки, медик будет иметь возможность работать как с целым коллективом детей, каждым отрядом в отдельности, группами детей и индивидуально.
Педагогами - воспитателями будут использоваться следующие методы психологической поддержки детей:
Э м о ц и о н а л ь н ы е:
поощрение;
игра;
создание ситуаций успеха;
стимулирующее оценивание;
ощущение вовлечённости, сопричастности к жизни своего родного края;
удовлетворение желания быть значимой личностью, через участие в социально-полезной деятельности.
П о з н а в а т е л ь н ы е:
формирование познавательного интереса к изучению истории родного края;
расширение кругозора воспитанников;
поиск общих целей;
опора на жизненный опыт;
выполнение творческих заданий.
В о л е в ы е:
формирование ответственного отношения к истории, культуре и природе родного края;
предъявление патриотических норм и требований к поведению учащихся;
формирование стремления учащихся сохранять полученные знания по истории родного края;
рефлексия поведения;
прогнозирование деятельности.
С о ц и а л ь н ы е:
развитие желания быль полезным обществу;
развитие гражданских и патриотических качеств личности;
побуждение на совместную деятельность;
создание ситуации взаимопомощи и взаимоподдержки;
поиск новых контактов, ориентация на деловое сотрудничество;
развитие способности в интересах общего дела отстаивать собственное мнение;
заинтересованность в результатах социально-значимой деятельности.
Важным моментом в работе ДОЛ станет система социального партнёрства для реализации данного проекта. Невозможна успешная работа лагеря в целом без взаимодействия с различными службами и учреждениями.
Схема взаимодействия ДОЛ с социальными партнёрами на сельском уровне.
Для реализации проекта этого года наиболее важен районный уровень взаимодействия, что видно на схеме.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Структура лагеря и работа органов самоуправления.
Особое внимание следует уделять работе органов ученического самоуправления, так как это одна из наиболее важных форм детского саморазвития. В лагере органы ученического самоуправления обычно работают очень хорошо, появляется возможность развития инициативы учащихся, вожатые и ребята из 5-8 классов смогут попробовать свои силы и уже в учебном году стать активными участниками школьного самоуправления. Конечно, для лагеря разрабатывается своя структура органов детского самоуправления. Эта структура была опробована в прошлогодней смене, доказала свою жизнестойкость и в этой смене останется прежней.
В лагере дети обычно путешествуют. Придя в лагерь, дети отправятся в увлекательное путешествие на паровозике. В дорогу они возьмут рюкзачки туристов, куда будут складывать добрые, нужные и важные дела. Каждый день паровозик прибывает на новую станцию. Совет путешествия разрабатывает и утверждает маршрут движения, планирует основные дела. Совет собирается каждый день. Именно совет в конце каждой недели подсчитывает и подводит итоги соревнований между вагонами и личностного роста каждого пассажира.
В совет путешествия входят:
- старшая вожатая- машинист поезда;
вожатые – помощники машиниста;
помощники вожатых – проводники;
командиры отрядов – вагоновожатые.
Дети, посещающие лагерь - пассажиры будут иметь право выбора командира отряда, звеньевых. В лагере будет три отряда, поэтому у паровозика будет два вагона, и ребята станут пассажирами 1-го, 2-го или 3-го вагона. Каждый вагон оформляет сам свой вагон (игровую комнату) и в течение всей смены ведёт свой дневник «Записки путешественника» а также оформляет альбом по истории с. Сара. Пассажирами поезда могут быть самые разные люди, поэтому дети на время путешествия смогут стать – корреспондентами, артистами, художниками, тимуровцами, следопытами, исследователями, туристами, оформителями, музыкантами, спортсменами.
В этом году планируется привлечь в лагерь и детей средних классов, отряды будут разновозрастные. Вожатыми будут учащиеся из 9-го, 8-го и 7-го классов, а их помощниками – ребята 5-6-х классов. Тесное сотрудничество и взаимопомощь во время игры должны сплотить детей разных возрастов. Старшие будут заботиться о младших.
Высшим органом детского самоуправления будет общий сбор путешествия. Он соберется 2 раза, перед началом пути, чтобы утвердить предложенный советом маршрут путешествия и в конце пути для подведения итогов.
ОРГАНЫ ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Структурный словарик, оформление.
Обычное название
Игровое название
За что отвечает
Начальник лагеря
Диспетчер
За снабжение школьного поезда всем необходимым
Старшая вожатая
Машинист поезда
За организацию путешествия по станциям
Вожатые
Помощники машиниста
Помогают организовать увлекательное путешествие, выпускают дневник путешествия.
Помощники вожатых
Проводники вагонов
Организуют отдых пассажиров во время остановок на станциях.
Воспитатели
Контролёры
Контролируют безопасность и соблюдение режима путешествия
Дети
Пассажиры
Отдыхают во время путешествия и делают добрые, нужные и важные дела.
Командир отряда
Вагоновожатый
Направляет свой вагон во время путешествия
Оформление
Игровая комната 1 отряда
Первый вагон, название, девиз, песня, 3 рюкзачка, дерево настроения.
Игровая комната 2 отряда
Второй вагон, название, девиз, песня, 3 рюкзачка, дерево настроения у каждого путешественника.
Игровая комната
3 отряда
Третий вагон, название, девиз, песня, 3 рюкзачка, дерево настроения.
Столовая
ресторан поезда, расписание посещения.
В вожатской находится информационный стенд, но которой имеется:
список пассажиров;
распорядок дня;
маршрут путешествия;
паровозик с 3-мя вагонами;
схема самоуправления;
информационный стенд.
В коридорах находятся стенды кружков, доска почёта, информация пресс-центра,
противопожарный стенд, эмблема «Радуга».
Паровозик совершит путешествие по следующему маршруту:
(См. краткое планирование).
Краткое планирование.
Число
Название станции
Основные мероприятия
4 июня
Станция «Давайте
познакомимся»!
Поход к Айболиту.
Проведение инструктажей с детьми, общий сбор путешествия, анкетирование детей .
Игры и состязания с воздушными шарами «Воздушный хоккей».
Конкурс рисунков «Рисуем героев мультфильмов».
Украшаем лагерь «Операция «УЮТ».Подготовка к оформлению отрядных стендов, вагончиков, изготовление отрядного талисмана.
5 июня
Станция
«Будь осторожен»!
Подготовка к открытию лагеря. «Охота на комаров», «Лучшая реклама дождя», «Час изготовления подарков пассажирам соседнего вагончика».
Профилактические занятия:
правила дорожного движения;
правила личной гигиены;
травматизм.
Спортивный кружок.
Кружок «Творческая мастерская игрушек».
6 июня
Станция
«Добро пожаловать»!
Открытие лагеря.
Праздничная весёлая дискотека «Люди в белом»
Празднуем День рождения А.С.Пушкина. Встреча с местными поэтами.
Литературные конкурсы.
7 июня
Станция
«Кинематографическая»
1.Конкурсная программа «По морям, по волнам»
2.Просмотр любимых фильмов «История моего детства»
.
8 июня
Станция
«Гостевая»!
Поездка в с.Иваньково, посещение школы, церкви, исторических мест.
Цепочка народных игр и забав «Бирюльки», «Блошки», «Жмурки», «Фанты».
3. Психологический кружок.
4. Краеведческий кружок.
9 июня
Станция
«Волжская»!
Акция «Чистый берег - чистая река» - уборка мусора на берегу реки Суры.
Игра «Путешествие по лесным тропинкам.»
Краеведческий кружок.
10 июня
Станция
«Сурская»!
1. Поездка в р.п.Сурское в краеведческий музей, районную детскую библиотеку, встреча с известными сурчанами.
2. Неформальная беседа о кино с просмотром любимых фильмов..
3. Кружок «Творческая мастерская».
11 июня
Станция
«Российская»!
Викторина «Вечные символы России».
Праздник «Хороша кашка, да мала чашка».
Конкурс рисунков на асфальте.
Кружок «Творческая мастерская».
12 июня
Станция
«Праздничная»!
Поездка в г. Ульяновск на празднование дня города.
Виртуальная экскурсия в монастырь.
13 июня
Станция
«Ярмарочная»!
1. Написание « зашифрованных писем- приглашений в гости».(между отрядами)
2. Праздник «Ярмарочный разгуляй», викторина «На сельской ярмарке»
3. Праздник принцесс.( развлекательная конкурсная программа»
4. Краеведческий кружок.
14 июня
Станция
«Походная»!
Туристический слёт.
2. «Мальчиш – Кибальчиш»(праздник для мальчиков).
3. Кружок «Творческая мастерская».
15 июня
Станция
«Краеведческая»!
1. Турнир знатоков родного края.
2. Экскурсия с целью исследования условий проживания и быта в селе «Лучший домик». Оформление проекта.
3. Аукцион загадок.
4. Краеведческий кружок.
16 июня
Станция
«Олимпийская»!
Викторина «Олимпийские виды спорта».
Конкурс рисунков на спортивную тему «Молодецкие забавы».
Спортивный праздник «Три «С»(скорость, сноровка, смекалка)».
Награждение лучших спортсменов лагеря.
5. Турнир спортивных коментаторов.
6. Кружок «Творческая мастерская».
17 июня
Станция
«Танцевальная»
1. Игра «Угадай мелодию»
Детская дискотека «Танцы со звёздами»
3. Психологический кружок.
4. Краеведческий кружок.
18 июня
Станция
«Зоологическая»
1.Викторина «А вы знаете?»
2.Экскурсия на животноводческую ферму СПК «Маяк», встреча с животноводами, передовиками производства.
3.Оформление творческой презентации «Живая реклама»
19 июня
Станция
«Экологическая»
1.Исследовательская работа «Лесные жалобы»», с целью исследования, изучения, оказания экологической помощи.
2.Экологические конкурсы «безумных идей»
2.Оформление альбомов-отчётов о проделанной работе.
20 июня
Станция
«Волонтёрская»
1. «Идём в гости». Волонтеры нашего лагеря по желанию идут в детсад «Солнышко», в узел связи, к престарелым с целью оказания помощи и проведения досуга.
2.Конкурс умельцев.
3.Награждение лучших волонтёров, танцевальная программа.
21 июня
Станция
«Комическая»
1.Готовим цирковое представление «Усы, лапы, хвост».
2.Интеллектуальная игра «Устами младенца».
3.Инсценирование басен И.А.Крылова.
4.Кружки по интересам.
22 июня
Станция
«Цветочная»
1.«Бал цветов», с представлением одного представителя фауны в разных вариациях.
2.Творческое занятие «Салон волшебных букетов». Работа по эстетическому оформлению цветочных клумб на школьном дворе, композиций букетов для оформления столиков в «Ресторанчике паровозика»
3.Фотовернисаж «Лучший палисадник».
4.Митинг памяти погибшим воинам, возложение цветов к памятнику Погибшим Воинам
23 июня
Станция
«Рыболовная»
1.Конференция «Золотая рыбка». Изучение обитателей местных пресноводных водоёмов.
2.Отправляемся на рыбалку на реку Сура «Щука, карп, пескарь и сом нас зовут на водоём».
3.Отдых на пляже с костром и ухой. Награждение грамотами, дипломами, памятными сувенирами.
24 июня
Станция
«Прощальная»
1.Закрытие лагерной смены.
2.День добрых сюрпризов. КТД.
3.Старые сказки на новый лад.
Система личностного роста.
Перед вечерней линейкой дети коллективно, при помощи вожатых и под контролем воспитателей будут решать, кто, какие дела сделал за день и сколько их было. Каждый ребёнок будет получать определённый значок, он подписывает его и вложит в один из трёх портфелей, которые находятся в каждом отряде. Так определяется личностный рост каждого ребёнка. Сколько он сделал добрых, важных и нужных дел. Каждую неделю вожатые подсчитают личный рост каждого ребенка по подписанным значкам и объявят результаты. Эта система удобна тем, что можно отследить личный рост каждого ребёнка и подвести итоги между отрядами по количеству набранных значков.
Коллективный рост подводится ежедневно по итогом прошедшего дня, каждый отряд получает 2 карандаша за победу и 1 карандаш за участие. Эти карандаши хранятся в вожатской, где висит нарисованный паравозик и два вагона, куда и складываются карандаши. Кроме того, за неделю совет путешествия подсчитывают общее количество значков у каждого отряда, что является коллективным итогом путешествия отряда за неделю. Также итогом коллективного роста станет оформление альбома по истории с. Сара. Именно три слагаемых позволят победить тому или иному отряду:
наибольшее количество карандашей;
наибольшее количество знаков отличия у отряда;
лучший альбом по истории села.
Необходимо организовать стимулирование детей, посещающих лагерь
небольшие сладкие призы за победу и участие в общелагерных мероприятиях;
грамоты, книга рекордов лагеря, доска почёта;
вручение орденов, медалей и знаков отличия.
Важное дело-
Доброе дело -
Нужное дело -
В конце смены посчитается общее количество набранных значков у каждого ребёнка и будут вручены награды самым активным участником путешествия:
- орден доброты – I ,II, III степени;
медаль “За добрые дела”
знак отличия “ Важных дел мастер” - I ,II, III степени;
знак отличия “ Нужных дел мастер” - I ,II, III степени.
Думаю, что ни один ребёнок не останется без награды.
Кроме того хорошей наградой станет диск с фотографиями лагерной смены 2012, его будут вручать 15 лучшим путешественникам в каждом отряде.
Как будут выглядеть награды, решит совет путешествия.
Оценка результативности и формы диагностики.
Анализ дела и деятельности важнейший этап в организации любого дела. Он позволяет соотнести задачи, определяемые в процессе целеполагания, с результатом дела, наметить перспективы на будущее. Включение детей и воспитанников в специально организованный анализ дел, деятельности, формирование у них навыков рефлексии – одно из важнейших условий развития личности в целом, а также лидерских качеств и ценностных ориентаций.
Оцениваться будут все стороны участия детей в жизни лагеря: быт, порядок, дисциплина, участие в соревнования и общелагерных делах, количество и качество проведённых дел отрядами (организация соревнования между отрядами), занятия в кружках.
Анализ дня педагогами.
Анализ итогов работы советом путешествия ежедневно, еженедельно и подведение итогов в конце лагеря.
Дерево настроения.
Каждый ребёнок рисует на альбомном листе бумаги большое дерево и ежедневно приклеивает к нему знак своего настроения, на листочке записывается дата:
красный – отличное настроение;
зелёный –хорошее настроение;
желтый – нейтральное настроение;
- синий – плохое настроение.
5. Подведение итогов работы лагеря на заседании педсовета ДОЛ.
На личностном уровне (система личностного роста):
дерево настроения;
анкеты, опросы, интервью;
знаки отличия (вручаются ежедневно) – важное дело, нужное дело или доброе дело;
индивидуальные награды лагеря (каждую смену их разрабатывает совет путешествия).
На коллективном уровне (система коллективного роста):
ежедневный сбор совета отряда по анализу прожитого дня,
распределение знаков отличия между членами отряда ежедневно;
выпуск статей для пресс-центра.
На самоуправленческом уровне:
ежедневный сбор совета путешествия в 8. 15.
анализ итогов дня и подведение итогов соревнования между отрядами;
деятельность пресс-центра.
На уровне педагогического коллектива:
ежедневные планёрки;
проведение педсоветов;
работа психологической службы.
Кроме того, в рамках лагеря возможно проведение некоторых форм диагностики. В этом году диагностикой будет заниматься психологическая служба и педагог-психолог. Запланировано несколько видов диагностики, но в ходе работы лагерной смены возможно корректировка. Анализ диагностических данных поможет лучше понять детей и скорректировать процесс воздействия на ребят исходя из полученных данных. Ниже предложены методики, которые будут в этом году апробированы в лагере.
Диагностика определения межличностных отношений в малой группе.
Методика «Социометрия»
Реан А.А. «Психология подростка» (с.111).
Цель: определить межличностные отношения в коллективе и социометрический статус школьника.
Детям задают вопросы:
Кого бы ты взял в команду по спортивным соревнованиям (или по любым другим)?
Кого бы ты пригласил на день рождение?
Дети должны выбрать на каждый вопрос трех человек из своего отряда. В соответствие с ответами строятся 2 матрицы и выявляются микрогруппы.
Опросник межличностных отношений (ОМО)
Макеева Т.Г. «Тестируем детей» (с.260)
Цель: Оценить типичные способы отношения человека к окружающим его людям.
Инструкция: «Перед вами ряд утверждений. Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего вам подходит. Номер ответа напишите слева от каждой строчки. Пожалуйста, будьте как можно более внимательны»
Обычно
Часто
Иногда
Случайно
Редко
Никогда
Опросный лист ОМО
Ф.И.О._______________________________Пол______________________________
Возраст____________________Дата обследования___________________________
Дополнительные сведения________________________________________________
______________________________________________________________________
Анкета «Удовлетворенность от лагеря»
С утра при звуке будильника твои первые мысли:
Быстрее чистить зубы, чтобы не опоздать в лагерь
Как не хочется вставать, но впереди еще 1 день лагеря. 33 ура!
Опять этот лагерь, ну зачем только я согласился туда ходить
Фу, лагерь, зачем меня только родители туда записали
Завтрак. Твои мысли при входе в столовую:
О, завтрак. Нужно подкрепиться, а то впереди много игр и развлечений
О, завтрак, пожалуй, съем что-нибудь
Завтрак. Я дома и то лучше питаюсь
Опять этот завтрак, они готовить, что ли не умеют. Лучше я поголодаю.
Кружок танцев (музыки, спортивный и т.д.)
О, что нам там интересного придумали
Время не пройдет даром.
Опять тащиться не пойми куда и заниматься не пойми чем
Господи, когда они уже отстанут от меня. Я хочу просто погулять.
Лагерное мероприятие.
Так, я участвую, а значит, мы победим.
Так, я участвую, главное никого не подвести.
Опять я не участвую, можно посчитать ворон
Как мне это все надоело. В команде ни одного стоящего человека, да еще меня не взяли. Хотя почему не взяли, я сам не пошел.
Первый день после лагеря.
Жаль нет 2 смены, но с следующем году я обязательно пойду еще раз.
На следующий год надо будет опять записаться
Наконец-то можно отдохнуть
На следующий год ни за что не приду. Достали
Ожидаемые результаты.
Направление
Деятельности
Предполагаемый результат
Оздоровление и полноценный отдых детей в школьном лагере
Ежегодное увеличение процента детей отдохнувших в школьном лагере.
В приоритетном порядке обеспечить отдых и оздоровление детей в школьном лагере из социально незащищённых слоёв населения. Процент таких детей не должен быть ниже 60%.
Все дети примут участие в общелагерных спортивных соревнованиях.
Гражданско-патриотическое воспитание детей
Каждый поступок ребёнка, продиктованный заботой об окружающих, об успехе общего дела, становится школой гражданского-патриотического поведения. В лагере ребята получат возможность проявить себя, свои личностные качества.
Юный патриот и гражданин д о л ж е н с т р е м и т ь с я сформировать отношение к таким гражданским ц е н н о с т я м, как:
ответственность;
самодисциплина;
вежливость;
сострадание;
терпимость;
толерантность;
открытость для переоценки позиций;
уважение чести и достоинства других граждан;
сотрудничество;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию (к самообразованию в том числе);
готовность ориентироваться на общее благо.
Если дети проявят эти качества во время летней или зимней смен, значит результат достигнут и программа разработана не зря. Увидеть проявление этих качеств личности несложно, нужно только посмотреть, как личность:
строит отношения с другими людьми;
берёт на себя инициативу и ответственность в большом и малом деле;
обладает сознательной дисциплиной;
стремится принести пользу Отечеству.
Получение новых знаний по истории родного края
около 25 % детей получат новые знания по истории Сурского района;
около 75 % детей расширят свои знания по истории села и района;
около 50 % детей примут участие в социально-полезной деятельности;
около 20 % детей примут участие в исследовательской работе по изучению истории родного края;
отдельные учащиеся станут посещать кружок «Музейное дело» (для учащихся 5-11 классов), который руководит работой школьного музея.
Самореализация детей и подростков, расширение их творческого потенциала, эмоционально-психологическая удовлетворенность в процессе участия в КТД и жизни лагеря в целом
каждый ребёнок примет участие в досуговой деятельности в период работы школьного лагеря;
каждый учащийся по собственному выбору будет посещать детские объединения дополнительного образования детей, работающие в школьном лагере;
каждый ребёнок получит возможность проявить себя в досуговой или социально-полезной деятельности в период работы лагеря.
Развитие коммуникативных навыков общения. Психологическое сопровождение пребывания детей в лагере
Дети, посещающие лагерь, получат психолого –психологическую поддержку и сопровождение.
Снизится уровень конфликтности детей (по данным диагностических исследований).
Дети получат возможность развития умений и навыков индивидуального и коллективного творчества, общения, самоуправления, социально-активной и полезной деятельности.
Дети приобретут навыки толерантного отношения друг к другу (диагностическое исследование).
Список использованной литературы:
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты. Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. – М.: «Вако», 2011.
Дети. Каникулы. Творчество (из опыта работы детских оздоровительных учреждений, организаций нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства). - Нижний Новгород, 2004.
Летний оздоровительный лагерь. Массовые мероприятия. Составители: Е.Н Арсенина, Е.А. Гурбина. – Волгоград, Издательство «Учитель», 2009.
Маршрутами творчества. В помощь организаторам детского отдыха (из опыта работы детских оздоровительно-образовательных лагерей Томской области). - Томск, 2010.
Организация внешкольного досуга (сценарии программы игр и представлений). - Ростов - на – Дону, «Феникс», 2004.
Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам.директора школы по воспитательной работе (опыт, рекомендации, документы). - Ростов - на – Дону, «Феникс», 2008.
Титов С.В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере. –Волгоград, «Учитель», 2011.
Журнал - Проблемы школьного воспитания, №1, март 2009.
Диск «Школьный лагерь» – Волгоград, «Учитель», 2008.
Приложения
План работы краеведческого кружка на летнюю смену 2012 года.
Число
Тема занятия
Форма проведения занятия
Ответственные
2.06.12
«Основание с. Сара».
Беседа с демонстрацией книг, газет по истории с.Сара.
Руководитель Д/О «Краеведческий кружок», сельский и школьный библиотекари.
4.06.12
История с. Сара в 15-19 веках.
Беседа с демонстрацией книг, газет по истории с.Сара.
Руководитель Д/О «Краеведческий кружок», сельский и школьный библиотекари.
6.06.12
Из истории сёл и деревень района.
Беседа учителя истории, сообщения ребят об истории отдельных сёл и деревень.
Руководитель Д/О «Краеведческий кружок», воспитатели отрядов.
9.06.12
«История села ».
«Известные Сарчане».
Экскурсия в сельский краеведческий музей.
Встреча с известными жителями в сельской библиотеке.
Начальник лагеря
10.06.12
«Сельская ярмарка»
Беседа с демонстрацией книг, газет по истории сельской ярмарки.
Руководитель Д/О «Краеведческий кружок», сельский и школьный библиотекари.
12.06.12
«История старинной церкви».
Виртуальная экскурсия
Руководитель Д/О «Краеведческий кружок», школьный библиотекарь.
16.06.12
Участие в празднике «Ярмарочный разгуляй».
«Знаменитые земляки, по материалам газеты «Сурская правда»
Помощь в подготовке к празднике.
Сбор газетного материала.
Руководитель Д/О «Краеведческий кружок».
Воспитатели отрядов.
18.06.12
Турнир знатоков Сурского края.
Разработка и проведение всего мероприятия.
Руководитель Д/О «Краеведческий кружок».
Итог работы кружка – сбор материала по истории родного села и оформление его в альбомы. У каждого отряда свой альбом. Между отрядами идёт соревнование. В том числе, и кто соберёт более полный и интересный альбом по истории села.
План работы спортивного кружка на летнюю смену 2012 года.
Число
Тема занятий
Форма занятий
Место проведения
Ответ-ственные
3.06.12
Настольные виды спорта.
Турнир шашистов и шахматистов
Вожатская
Физрук- Кожинов Д.А.
Помошник физрука-
Физорги отрядов-
5.06.12
Подвижные игры.
«Весёлые старты»
Спортивная площадка
10.06.12
Водные виды сорта.
Викторина
Вожатская
12.06.12
Командные виды спорта.
Соревнования по Мини-футболу.
Спортивная площадка
17.06.12
Туристическое снаряжение. Установка палатки.
Разжигание костра.
Турслёт
На побережье Суры
19.06.12
Олимпийские виды спорта.
Спортивный праздник
Спортивная площадка
План работы кружка «Творческая мастерская» на летнюю смену 2012 года.
Число
Тема занятия
Форма проведения занятия
Ответственные
3.06.12
Помощь в оформлении отрядов.
Творческое занятие.
Руководитель кружка
Оформители в отрядах
5. 06.12
Помощь в оформлении альбомов по истории села.
Творческое занятие.
Руководитель кружка
Оформители в отрядах
11. 06.12
Россия-Родина моя»
«Конкурс рисунков на асфальте.
Руководитель кружка , старшая вожатая.
17.06.12
Помощь в оформлении газеты по итогам лагерной смены.
Творческое занятие.
Руководитель кружка
Оформители в отрядах
19.06.12
«О спорт, ты – мир»!
Конкурс рисунков
Руководитель кружка, старшая вожатая.
План работы психологического кружка на летнюю смену 2012 года.
Дата
Название
Форма проведения
2.06
«Мы одна команда»
Тренинг взаимодействия
4.06
«Роли, которые мы выбираем»
Развивающая игра на определение своего Я
6.06
«Другой – это Другой»
Тренинг, зачитывание истории Абрамцевой Н. «Кто собирал грибы»
9.06
«Живая скульптура»
Развивающее занятие на сплочение коллектива
11.06
Сотворчество «Свободных художников»
Тренинг на воображение
13.06
«Фантазия без границ»
Развивающая игра на воображение
16.06
«История про Серую кошку» (начало)
Тренинг, зачитывание сказки Абрамцевой Н. «Серая кошка», использование музыкального сопровождения
18.06
«История про Серую кошку» (конец)
Тренинг, плакат с изображение лиц, использование музыкального сопровождения
20.06
«В добрый путь к самому себе»
Игровое занятие на поиск своего я
13PAGE 15
13PAGE 14515
13PAGE 15
13PAGE 144415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Спонсоры
Детский сад
«Солнышко»
Сарский
ФАП
Сарский
дом
культуры
Сельская
библиотека
СПК
«Маяк»
Сарская
Сельская администрацияяяяя
администрацияяяяяяя-ция
ДОЛ
«Радуга»
Общий сбор путешествия
Совет путешествия
Вагоновожатый
Второй вагон
пассажиры
Вагоновожатый
Первый вагон
пассажиры
Вагоновожатый
Третий вагон
пассажиры
В
Д
Н
Root Entry_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1
·
·3 кв