Математическая олимпиада «СОЧИ-2014»


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа №867
Математическая олимпиада «Сочи - 2014»
Автор: Учитель информатики
Суходуб Ю.Г.
г.Москва
2014
Проблематизация:
Проблема сохранения здоровья – одна из более актуальных проблем нашего времени. И с каждым годом спорт, здоровый образ жизни играет все более важную роль в развитии, взросления и социализации детей и подростков. С раннего детства необходимо воспитывать в детях желание заниматься спортом. И с раннего детства необходимо рассказывать детям об истории спорта, о рекордах, о великих спортсменах, об Олимпийском и Паралимпийском движениях в мире и в нашей стране. Знание истории Олимпийского движения, олимпийских ценностей, традиций, талисманов – очень важны. А знание достижений своего народа на Олимпийских играх, служат отличным примером для реализации целей не только в спорте, но и в жизни. Через них формируется нравственный мир человека.
У нашей страны великое прошлое! Нам есть чем гордиться! Олимпийские рекорды, история страны и достижения спортсменов на Олимпийских, и особенно, Паралимпийскихиграх – все это, собранное воедино должно передаваться из поколения в поколение. Это часть духовности нашего народа. А уважительное отношение к истории спорта в целом – признак гражданской зрелости.
Учащиеся мало знают об истории Олимпийских игр. Необходимо проделать интересную познавательную интеллектуальную творческую работу и это должно носить необязательный характер, а добровольный.
В преддверии Олимпийских игр в Сочи, моя работа дает учащимся возможность более обстоятельно познакомиться с историей Олимпийского движения, развивает творческий потенциал учителя, способствует формированию здорового образа жизни.
Цели:
повысить интерес к предметам информатика и математик;
интеграция олимпийского знания в уроки математики для представления об Олимпийском движении.
расширить математический кругозор учащихся;
развить умения применять имеющиеся знания в новой ситуации;
обобщить и проверить знания учащихся в средствах создания презентаций Microsoft PowerPoint,
в компьютерной графики Adobe Photoshop и работе в ОС Windows;
продолжить работу по воспитанию у учащихся ответственности, уважения к себе и своим соперникам.
Задачи:
- Дать школьникам наиболее представление об истории Олимпийских игр, включить их в активное освоение системы олимпийских ценностей
- Актуализация информации об Олимпийских играх, распространение олимпийских и паралимпийских ценностей для создания дружественной среды
- Пропаганда здорового образа жизни, привлечение детей в спорт, развитие их творческих способностей, развитие волонтерского движения
- Воспитание чувства гордости за российских спортсменов, за свою страну.
Обучающие
- повторить, обобщить и закрепить знания ?Развивающие
- развитие логического пространственного мышления учащихся;
- развитие визуальных каналов восприятия информации;
- развитие умение устанавливать причинно-следственные связи на межпредметной основе;
- развитие навыков исследовательской деятельности (планирование своей деятельности, выдвижение гипотез, анализ и обобщение полученных результатов)
Воспитывающие
- воспитание умение работать в группах;
- воспитание коммуникативных умений, культуры общения;
- воспитание интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения
Формы работы – фронтальная, групповая
Методы обучения – словесный, наглядный, практический проблемный
Оборудование – компьютерный класс, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Ход урока;
Организационно-психологический момент
Сообщение темы и целей урока:
Весёлый прозвенел звонок
Мы начинаем наш урок.
Продолжим учиться задачи решать
Компьютер будет нам помогать.
Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока
1. Класс делится на три группы по 6 человек. (Команда: красных, синих, белых) – цвет Российского флага.
2. Учитель: Мы сегодня отправляемся в путешествие по олимпийским объектам «Сочи - 2014» . (Слайд 1)

Перед нами 7 олимпийских объектов. Мы будем постепенно двигаться от одного к другому и узнавать их название и предназначение. (Слайд 2)

Перед тем чтоб начать наше движение с 1 объекта, нужно решить задачу. На какой высоте находится 1 объект, если известно, что он ниже пика горы на 456м? (Слайд 3). Ответ: 2381м расположен первый объект.
Историческая справка: Гора Фишт возвышается на 2 837 метров над уровнем моря и входит в число наиболее популярных и известных вершин на российских просторах. В переводе с адыгейского языка название горы означает «Белая голова», «Белая изморозь» или «Седоглавый». Свое название гора получила благодаря леднику на ее вершине.
.
Далее необходимо отгадать название горнолыжного центра? (Слайд 4)

Для этого от каждой команды необходимо по три человека, каждый из которых занимает места за компьютерами согласно цвета своей команды и порядкового номера. Каждый участник решает пример и ответ передает команде. В это время команда располагает ответы по порядку от 1 к 5, где на обратной стороне находятся буквы названия горнолыжного центра. (Приложение 1)
Ответы: 1.) 132, 2.) 2, 3.) 112, 4) 98, 5.) (Приложение 1. Ответы)Историческая справка: Лаура — горная бурная река с большим количеством водопадов. Берет начало на южных склонах хребта Ассара в пределах Кавказского заповедника. История названия реки опирается на легенду, которая гласит, что молодая девушка по имени Лаура предпочла смерть жизни с нелюбимым человеком — старым князем. Сбежав от старика, Лаура сбросилась со скалы в реку, которая позже дали ее имя. Мурат — возлюбленный Лауры — не сумел вынести боли расставания и бросился вслед за своей невестой. Тела влюбленных так и не нашли, а местные жители говорят, что сами Боги были потрясены случившимся и приняли девушку в свою Небесную обитель на вершине священной горы Эльбрус.



Потом мы движемся от 1 объекта ко 2.
Решим задачу: Расстояние между 1 и 2 объектом 10 км, лыжник движется со скоростью 5 км/ч. Найти время за которое лыжник доедет до 2 объекта. (Ответ 2 часа.)

Найти название конькобежного центра. (Приложение 2, Слайд 6)
Задание: Название конькобежного центра закодировано при помощи русского алфавита, где каждой букве соответствует своя цифра. Необходимо произвести раскодирование. (Олимпийский овал)
Историческая справка: Конькобежный центр получил такое название благодаря своей изящной форме, напоминающей овал.

Потом мы движемся от 2 объекта ко 3. (Слайд 7)

Для это необходимо решить задачу: Сколько стульев помещается на трибунах в конькобежном центре «олимпийский овал», если известно:
Всего 4 трибуны, разных цветов (синяя, красная, желтая, зеленая);
Красная трибуна содержит 25 рядов по 120 стульев на ряд;
Желтая трибуна содержит 20 рядов по 100 стульев на ряд;
Синяя трибуна содержит столько же стульев, сколько и красная;
Зеленая трибуна содержит столько же стульев, сколько и желтая. (Приложение 3) (Ответ: 10000 стульев.)
Найти название ледового дворца. Но мы видим, что наш объект замело снегом и вам нужно его убрать. А в этом вам помогут члены команды, которые посещают кружок Photoshop.
(Снег) Займите место за 1 компьютером и откройте название ледового дворца.( HYPERLINK "главная%20.ppt" Слайд 8), (Ответ: Большой). Историческая справка: С одной стороны, название Ледового дворца подчеркивает особенности спортивного сооружения. «Большой» станет одним из самых вместительных Олимпийских объектов, предназначенных для проведения соревнований по самым массовым видам спорта. В то же время, слово «Большой», ставшее понятным и узнаваемым среди представителей многих стран и народов, вызывает устойчивую ассоциацию с Россией — Большим театром, традициями русской школы балета, фигурного катания, хоккея и другими достижениями самой большой страны в мире.
355282533020
Потом мы движемся от 3 объекта ко 4(Слайд 9). Решим задачу: Найти площадь заливаемого катка, если его высота 38м, а длина 105м и имеет форму прямоугольника.( HYPERLINK "Приложение%204.docx" Приложение 4) (Ответ: S=3990м2).
Найти название олимпийского стадиона. Задание: Расположить в порядке уменьшения и записать первые буквы названия птиц. (Приложение 5) (Сайд 10)
Историческая справка: Сверкающая снежная шапка горы Фишт послужила и прообразом оригинальной архитектурной концепции центрального олимпийского стадиона. Кстати, прозрачная крыша этого спортивного сооружения позволит зрителям рассмотреть гору от подножия до пика.

Физкультминутка:
Поднимает руки класс – это «раз».Повернулась голова – это «два».Руки вниз, вперёд смотри – это «три».Руки в стороны пошире развернули на «четыре».С силой их к плечам прижать – это «пять».Всем ребятам надо сесть – это «шесть».Потом мы движемся от 4 объекта ко 5(Слайд 11).Решить задачу: Какая сумма денег будет получена с продажи билетов на Олимпийский стадион «Фишт», если количество мест на трибунах на 1350 штук больше , чем в конькобежном центре «Олимпийский овал». Стоимость 1 билета = 20 рублей и свободных мест на трибунах нет. (Приложение 6),(Ответ: 227000р)

Найти название ледовой арены. Задание: найти недостающую фигуру. По одному участнику команда необходимо сесть за 1 компьютер и найти недостающую фигуру. (Приложение 1 ответы) (Ответ: круг).( HYPERLINK "главная%20.ppt" Слайд 12) На обратной стороне предложены названия ледовой арены. (Приложение 7) (Ответ Шайба)
Историческая справка: Шайба — спортивный снаряд, без которого невозможно представить игру в хоккей. Название сможет с точностью отразить назначение объекта. Кроме того, для россиян клич «Шайбу!» является универсальным и узнаваемым способом поддержки хоккейной команды на международных первенствах. Таким образом, это название подчеркивает характер «русских» зимних Игр.

Потом мы движемся от 5 объекта ко 6(Слайд 13).Решить задачу: 1 матч в хоккее состоит из 3х периодов по 20 минут. В день проходят 5 матчей, сколько часов на игру потребуется?.(Приложение 8), (Ответ: 5ч).

Найти название керлингового центра. (Сайд 14). Собрать пазл и определить название. (Приложение 9), (Ответ: Ледяной куб) Историческая справка: Названия вызывают ассоциации с архитектурной формой объекта и формой стадиона. Являются интернациональными, одинаково звучат на русском, английском и немецком языках

Потом мы движемся от 6 объекта ко 7(Слайд 15). Решить задачу: В каком году появилась олимпийская дисциплина «керлинг», если мы знаем, что она самая молодая и ей всего 22 года. (Ответ: 1992г.)

Найти название дворца зимнего спорта. (Сайд 16). Отгадать слово перевертыш «гребсйа». (Ответ: Айсберг).
Члены жюри подведут итоги и объявят победителей!!!
Играет гимн России (Гимн).
Методическое обеспечение программы:
Послание Президента РФ Министру образования РФ
Твой Олимпийский учебник (Отв. Редактор Родиченко В.С.), 3-е допол. Издание. – М.: «Советский спорт», 2010.
Агеевец В.У., Поликарпова Г.М. Олимпийские игры – из прошлого в будущее. – С.-Петербургская гос. Академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, С.-Петербург, 2006
Методические материалы сайта http://sochi2014.com/