ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ НА РАННИХ ЭТАПАХ
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №39»
ДОКЛАД
«ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ НА РАННИХ ЭТАПАХ»
Автор : Черкасова Светлана Юрьевна,
учитель информатики
г.о.Саранск
ОГЛАВЛЕНИЕ:
I.Введение
II.Цели обучения информатике.
III.Принципы вводного курса информатики.
IV.Заключение
V.Литература
I.Введение
Ни одна отрасль науки не развивается так стремительно, как информатика. Компьютеризация охватила все отрасли жизнедеятельности человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование Пользователем компьютера может стать любой человек. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, навыки пользования персонального компьютера необходимы каждому человеку, поэтому существует потребность начинать обучение учащихся информатике уже на начальной ступени общего среднего образования. Основными факторами этого являются:
Внутренние потребности этого самого учебного предмета- требуют раннего изучения ее детьми. Говоря об интересе детей к информатике, нужно заметить, что проявляется он достаточно рано и круг таких детей постоянно растет. В поддержании и развитии такого интереса заинтересованы и родители. Которые различными способами стараются обеспечить доступ детей к компьютеру. Нередко это приводит к спонтанному формированию стереотипов информационной деятельности, которые зачастую в дальнейшем требуют коррекции. Известно, что гораздо легче научить, чем переучить.
Профилактика некоторых негативных последствий информатизации- это чрезмерное увлечение компьютером, праздное времяпрепроваждение, формирование некорректных стереотипов информационной деятельности, недекватного представления о возможностях компьютера
Сензитивность возрастного периода- то есть физиологические скачки в развитии мозга и периоды мозговой активности. В школьном возрасте наиболее заметными с этой точки зрения являются периоды с6-8 лет, 10-12 лет, 14-16 лет. Именно в этот период увеличивается умственный потенциал ребенка.
Социальный заказ- обусловлен сутью модернизации, которая преодпределяет необходимость создания для детей условий более интенсивного и целенаправленного развития.
Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям (ИКГ) в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.
В соответствии со структурой школьного образования вообще ('начальная. основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет регионального и школьного компонентов) выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и ИТ», который рассматривается как систематический курс. непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.
II.Цели обучения информатике.
При этом цели обучения информатике и информационным технологиям в среднем звене могут быть определены следующим образом:
формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики:
развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
III.Принципы вводного курса информатики.
В основу представляемого вводного курса информатики положены такие принципы как:
1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего
более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10- 1 ; (профильные
курсы) классах.
2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны место упрощение, адаптация набора понятий «настоящей информатики для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя про изводить подмену. Учить надо настоящему, либо если что-то слишком сложно для школьников не учить этому вовсе.
3. Практико- ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельнсти, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельлости на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом том исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах
Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только наполучение новых знаний в области информатики и информационных технологий.но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие ушкольников обобщенных способов деятельности, формирование навыковсамостоятельной работы).
В настоящее время информатика как учебный предмет проходит этап становления, ещё ведутся дискуссии по поводу ее содержания вообще и на различных этапах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необходимость включения которых в учебные планы бесспорна.
Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в нашем курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартною задачи.
Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением" определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.
Задача современной школы обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.
Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека /при изучении основ наук школьники сталкиваются с различными видами учебно-познавательной деятельности. Это работа с учебной книгой, проведение наблюдений, экспериментов, систематизация и обобщение знаний. Построение целостного и последовательного курса, специально обучающего школьников одному или нескольким из перечисленных видов деятельности. Он может быть полезным на любом этапе обучения и при небольшом объеме положительно скажется на эффективности занятий по всем предметам естественного цикла, на решении проблемы устранения перегрузки учащихся, развитии самостоятельно приобретать знания/ и информационной культуры /информационная культура определяется как элемент общей культуры человека, совокупность знаний, умений, навыков, норм, ценностей, связанных с потреблением и созданием информационных ресурсов, а также выполнение информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровнях/как основах современного информационного общества/.
IV.Заключение
Главная задача такого куса - формирование учебной деятельности школьников. включающей в себя общеучебные, общелогические информационно-коммуникативные умения. Эта задача в значительной мере может быть решена в рамках уроков информатики. Работа с информацией есть то, что объединяет познавательные внешкольные интересы ребенка и саму сущность процесса школьною образования. В информационном обществе растет потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки .хранения, распространения, представления другим людям в максимально рациональной форме, т.е. особенно актуальной становится задача воспитания у школьников культуры работы с информацией. Но в школе нет такого предмета , который бы учил высказывать суждения, делать умозаключения. выделять существенные признаки, анализировать . обобщать, выдвигать гипотезы, учить задавать вопросы, развивать интуицию, поэтому предлагается введение курса информатики в среднем звене.
V.Литература
1 .Информатика и образование №3 2005г.
2.Информатика и образование №5 2005г.
3.Начальная школа №11 2004г.
4.Прграммы общеобразовательных учреждений.Просвещение2002г.
5.Л.Босова, А.Босова «Уроки информатики в 5-6 классах» Бином 2004г
6.Стандарты и мониторинг в образовании. 5/2003 г.