Открытый урок по литературному чтению С. Михалков «Песенка друзей». М. Танич «Когда мои друзья со мной». А. Барто «Сонечка».


МБОУ « Школа№ 20» г. Рязани
Открытый урок
по литературному чтению.
Тема урока:
С. Михалков «Песенка друзей».
М. Танич «Когда мои друзья со мной».
А. Барто «Сонечка».

(Программа «Перспектива», 1 класс)
Учитель: Башкирова Ольга Викторовна
2016 г.
Цели:
познакомиться с названием раздела, спрогнозировать его содержание;
познакомиться с понятиями раздела: рассказ, герой рассказа;
начать работу над выявлением качеств настоящего друга;
обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, пониманию характеров героев;
развивать воображение, речь, память.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела;
выразительно читать вслух по слогам и целыми словами;
обозначать интонационно начало и конец предложения;
рассказывать о своём отношении к прочитанному;
отвечать на вопросы по содержанию текста;
выявлять качества настоящего друга.
Оборудование:
творческая тетрадь по литературному чтению, учебник Л.Ф.Климановой «Литературное чтение. 1 класс. Часть вторая»;
интерактивная доска, проектор, компьютер, запись песен С. Михалкова «Песенка друзей», М. Танича «Когда мои друзья со мной», компьютерная презентация по теме урока;
конверты с частями пословиц о дружбе.

Ход урока
№ этапа, название, задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Этап организационный и мобилизующий.
Задачи: обеспечить мотивацию к изучению нового материала; подготовить учащихся к работе на уроке.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
2. Этап. Речевая разминка.
Задачи: отработка умения правильно произносить звуки, выразительно читать произведение с различной интонацией.
3. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
4. Работа по теме урока.
5. Физминутка – музыкальная пауза.
6. Продолжение работы по теме урока.
7. Физминутка под песню «Когда мои друзья со мной».
8. Продолжение работы по теме урока.
9. Рефлексия.
10. Подведение итогов.
11. Домашнее задание. - Прочитайте стихотворение медленно жужжащим чтением.
Петушок
Отправляла мама - квочкаВ школу милого сыночка.
Говорила: «Не дразнись!
Не дерись! Не петушись!
Поспеши, тебе пора!
Ну, ни пуха ни пера!»
Через час, едва живой,
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле – еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера!
- Какое это стихотворение?
Что означает выражение «ни пуха ни пера»?
- Прочитайте с вопросительной интонацией.
- Прочитайте с утвердительной интонацией.
- Прочитайте с сердитой интонацией, с весёлой; с интонацией удивления, сожаления. - С какой интонацией нужно читать 1и 2 строчку, 3 и 4 и т.д.?
- Прочтите стихотворение выразительно.
- Подумайте и скажите, как можно назвать раздел, в который включили бы это стихотворение?
- Сегодня на уроке мы начнём изучать новый раздел и узнаем, как он называется.
Составьте фразу из слов:
друзья, хорошие, соседи, счастливые (на слайде).
- Произведения на какую тему вы поместили бы в этот раздел?
- Откройте учебник на стр. 38 и прочитайте, какие понятия вы узнаете, изучая этот раздел.
- Прочитайте, что говорят друг другу Аня и Ваня.
- Согласны ли вы с ними?
Как вы считаете, без чего невозможно быть счастливым?
Что вам нужно для счастья?
- Объясните смысл пословицы
«Хорошее братство лучше богатства».
- Прочитайте в учебнике на странице 39 стихотворение
С. Михалкова «Песенка друзей»
Самостоятельно.
- В каком темпе, с каким настроением следует его читать?
- Прочитайте строчки, в которых говорится, как друзьям хорошо.
- Прочитайте стихотворение выразительно.
- К этим стихам композитор Михаил Старокадомский написал музыку и получилась настоящая песенка.
Давайте её послушаем, подпоём
и отдохнём.
Поёт песенку, показывает упражнения.
- Рассмотрите в учебнике на
стр. 40 фотографии детей. Что вы видите?
- Прочитайте диалог Ани и Вани. Можете ли вы пофотографиям определить, о ком из детей идёт речь?
_ Кто хочет рассказать о своём друге? Какими качествами он обладает? ( Слайд с фотографиями учащихся нашего класса.)
- В учебнике на стр. 41 прочитайте заголовок. Слышали ли вы такую песню? А, может быть, вы её знаете?
- Прочитайте слова этой песни.
(Автор слов – поэт Михаил Танич, музыку написал композитор Владимир Шаинский).
- С чего начинается стихотворение? Как вы понимаете строчки:
«Без друзей меня чуть – чуть,
А с друзьями много!»
Объясните слова припева.
- Как лучше справиться с трудностями?
- Прочитайте стихотворение выразительно. С каким настроением надо читать это стихотворение?
- Давайте послушаем песню и споём её вместе.
- А сейчас откройте конверты, которые лежат у вас на столах, и попробуйте составить пословицы о дружбе.
- Проверьте на стр. 42 учебника, правильно ли вы выполнили задание.
- Прочитайте пословицы и объясните их смысл.
- Я попрошу вас открыть тетрадь на стр. 61 и назовите качества, помогающие дружбе.
- А теперь я вам прочту стихотворение А. Барто «Сонечка». Послушайте внимательно и скажите, почему автор дал стихотворению такое название.
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
- Почему «Сонечка»?
- Какое это стихотворение: весёлое, грустное, поучительное.
- Чьи слова вы будете читать с жалобной, плаксивой интонацией?
- А как будут звучать слова мальчиков: решительно, угрожающе или насмешливо, с юмором?
- Нравятся ли вам такие плаксивые девочки?
- Какие качества мешают дружбе?
- Прочитайте стихотворение выразительно по ролям.
Покажите смайлик, отражающий ваше отношение к материалу урока.
- Как называется новый раздел
учебника?
- Какие произведения мы читали на уроке?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Трудно ли вам было на уроке?
- Чью работу сегодня на уроке мы можем отметить?
Выразительное чтение стихотворений. Понравившееся стихотворение по желанию выучить наизусть.

Чтение стихотворения
жужжащим чтением.

Ответы на вопросы учителя:
- Юмористическое, весёлое, немного грустное, поучительное.
- Пожелать ни пуха ни пера – значит, пожелать удачи.
Чтение стихотворения с заданной интонацией.
-1, 2 – с повествовательной интонацией, 3 и 4 – поучительно, 6 –пожелание удачи,
7 – 10 – интонация сожаления, концовка – с юмором, иронией.
Выразительное чтение стихотворения.
Предположения детей.
Дети составляют фразу из слов: «Хорошие соседи, счастливые друзья».
Возможно, дети вспомнят автора строчек С. Михалкова или название стихотворения.
Предположения детей:
- Произведения о дружбе.
Понятия: рассказ, герой рассказа.
Чтение.
Ответы детей.
Объяснение учащихся.
Самостоятельное чтение стихотворения
учащимися.
Ответы на вопросы: в быстром темпе, с весёлым, радостным настроением.
Выразительное чтение стихотворения по куплетам.
Поют «Песенку друзей», выполняют упражнения.
Рассматривают фото, отвечают на вопросы:
- Все дети разные: весёлые, серьёзные, задумчивые.
Чтение, ответы на вопросы.
Рассказы детей о 2 – 3
одноклассниках, выявление качеств настоящего друга.
«Когда мои друзья со мной».
Ответы детей.
Чтение стихотворения
(куплет, припев).
Ответы детей:
- Ничего не страшно в дороге, если рядом настоящие друзья, они всегда помогут.
- Настроение радостное, призывное.
Выразительное чтение стихотворения.
Работа в парах: учащиеся составляют пословицы о дружбе.
Читает пара вместе, отвечает один.
Работают в тетради: выбирают качества, необходимые в дружбе.

Ответы детей.
Поучительное, с юмором.

Слова Сонечки.
Насмешливо, с юмором.
Нет.
Обидчивость, постоянные жалобы, капризы.
Выразительное чтение стихотворения по ролям.
Показывают смайлик.
Ответы учащихся:
- Весёлые соседи, счаст- ливые друзья.
Стихотворения о дружбе.