Факультативный курс по математике для одаренных обучающихся НПО
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Коми-Пермяцкий политехнический техникум»
Рассмотрено
Утверждаю
На заседании ПЦК протокол №___
Зам. дир. по УР
«_____»______________20 г.
_________
«___»__________20 г.
Рабочая программа
факультативного курса
«Практикум решения задач по математике»
на 2014 – 2015 уч. год.
Преподаватель: Плотникова В.И.
2014
Программа факультатива «Практикум решения задач по математике»
Пояснительная записка
Основная задача обучения математике – обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи изучения математики программа факультатива предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.
Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности – повышенный, превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие применения обучащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.
Цель курса:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.
Задача: развивать потенциальные творческие способности каждого слушателя факультатива, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого задачного материала.
Обучащиеся должны приобрести умения решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности, точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач, правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приёмы решения, использовать наиболее употребительные эвристические приёмы и т.д.
Содержание программы
Рабочая программа факультативного курса включает ведущие темы курса математики, включаемые в задания экзамена и олимпиадные задания. Темы факультативных занятий будут определяться изучаемым на уроках алгебры и геометрии материалом и данной рабочей программой.
Программа факультатива рассчитана на 1 год обучения и содержит следующие темы:
Выражения и преобразования
6
Преобразование степенных и иррациональных выражений.
Преобразование тригонометрических выражений.
Преобразование логарифмических выражений.
Уравнения, системы уравнений и неравенства.
14
Решение уравнений, общие положения, приемы решения уравнений
Решение уравнений с модулем
Решение уравнений, содержащих параметр.
Тригонометрические уравнения.
Дробно-рациональные неравенства (метод интервалов).
Тригонометрические неравенства
Функции
2
Графики элементарных функций
Графики функций, связанные с модулем
Решение текстовых задач
5
Задачи на части и проценты
Задачи на выполнение определенного объема работы
Задачи на движение
Задачи на сплавы, растворы и смеси
Задачи с физическим содержанием
Решение геометрических задач
6
Решение планиметрических задач
Решение стереометрических задач
Всего
34
Знания и умения
В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь:
проводить тождественные преобразования иррациональных и тригонометрических выражений;
решать тригонометрические уравнения и неравенства;
решать системы уравнений изученными методами;
строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы;
применять аппарат математического анализа к решению задач;
применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению геометрических задач.
Для реализации программы факультатива «Практикум решения задач по математике» используются лекции, практикумы по решению задач.
Тематическое планирование.
Дата
Тема занятия
Количество часов
Преобразование степенных и иррациональных выражений.
2
Преобразование тригонометрических выражений.
2
Задачи на движение
2
Задачи с физическим содержанием
2
Решение уравнений, общие положения, приемы решения уравнений
2
Решение уравнений с модулем
2
Дробно-рациональные неравенства (метод интервалов).
1
Решение уравнений с параметром
2
Задачи на части и проценты
2
Решение планиметрических задач
2
Графики элементарных функций
1
Графики функций, связанные с модулем
1
Задачи на сплавы, растворы и смеси
2
Тригонометрические уравнения.
2
Системы уравнений
1
Тригонометрические неравенства
1
Неравенства, содержащие модуль
2
Решение стереометрических задач
2
Задачи на выполнение определенного объема работы
1
Резерв
1
Используемая литература
Семенов А.В. и др. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2013. Математика. Учебное пособие. / А. В. Семенов, Л. С. Трепалин, И. П. Ященко, П. И. Захаров; под ред. И. В. Ященко; Московский Центр непрерывного математического образования. - М.: Интеллект-Центр, 2013. 10.М.И. Сканави. Математика. Задачи с решениями.Минск: 1998.
ЕГЭ 2013. Математика. Типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. Под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В. - М.: 2013.
Заголовок 215