Презентация к уроку «Повторение и обобщение изученного материала по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании».


Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме«Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании».Подготовила:Исмаилова Н. Поставить цели к уроку Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании». Задание № 1 Найти словосочетания:1. солнечный день2. перед дождем3. леса и парки4. ребята трудятся 5. подъехать к станции6. висеть на телефоне 7. любимое занятие8. будет петь9. упорно учиться10. более яркий


№2 Теоретические задания группам:1- группа .Что нельзя назвать словосочетанием? (Сочетание самостоятельного слова со служебным; сочетание слов в составе фразеологизмов; подлежащее и сказуемое; составные словоформы)2- группа. Какова структура словосочетания? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слова) 3- группа. Назовите виды словосочетаний по главному слову. (Именные, глагольные, наречные)

№3Задания группам.Выпишите из данных словосочетаний1 -группа Именные словосочетания:2 -группа Глагольные словосочетания:3- группа Наречные словосочетания: Задание №3 Ч..тать книгу, сле..ка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи и музеи, предл..жить помощь, очень хорош.., вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар. Ключ к заданию №3 1 -группа Именные словосочетания:Галереи и музеи, касательная линия, обжигающий жар.2 -группа Глагольные словосочетания:Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок.3- группа Наречные словосочетания:Очень хорошо, вчера и сегодня, недалеко от дома, не по-летнему холодно. №4Теоретические задания группам:1-группаКакие виды синтаксической связи используются в словосочетании? 2-группаОпределение сочинительной связи3-группаОпределение подчинительной связи.


Из задания №3 выпишите словосочетания1-группаСловосочетания с сочинительной связью (Галереи и музеи, вчера и сегодня)2-группа Словосочетания с подчинительной связью (Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, оченьхорошо, касательная линия, недалеко от дома, сидеть прямо, слушать внимательно, не по-летнему холодно, выбирать подарок, обжигающий жар.)3 -группа Определяет средства связи слов в словосочетаниях.(Средства связи слов: интонация, предлоги, союзы, окончание.)

Задание №5Выберите из данного текста словосочетания со способом связи1-группаСогласование Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде,числе, падеже. Главное слово всегда существительное; придаточное может являться: прилагательным,причастием, местоимением.2-группаУправление Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном вформе косвенного падежа.3-группа Примыкание Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически,порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологическогоизменения. Зависимое слово- неизменяемое: инфинитив, деепричастие, наречие,притяжательные местоимения.




Задание №5 Поздняя осеньОсень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья.Ярко выступают в этом изобилии красок вечнозелёные ели и сосны.Устлана земля сухими разноцветными листьями. Ключ заданию №5 1-группа: Поздняя осень; глубокая осень; серое небо; низкие, тяжёлые, влажные облака; на старых деревьях ; молодые отдельные берёзки; увядшие желтоватые листья; вечнозелёные ели; вечнозелёные сосны; сухими разноцветными листьями.2-группа: Листва на деревьях ; сохраняют листья; устлана листьями; в изобилии красок . 3-группа: Давно облетела ;ярко выступают. Теоретические задания к заданию №5 :1-группаСловосочетания формируются в предложения ивыделяются из него. Какое действие выполняли сейчас? (выделяли словосочетания из текста)2-группаПочему получилось больше словосочетаний со способом согласование? (текст по типу описание)3-группаМожем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи?( можем)

Задание №6Подобрать синонимичные словосочетания. 1 группа. Из согласования в управление:Соломенная шляпа, мамино платье, библиотечная книга, цветочный магазин, плавательный бассейн.2 группаИз управления в согласованиеЖурнал с иллюстрациями, след зверя, тишина ночи, штаб дивизии, отчет за год.3 группаИз управления в примыканиеС усердием работать, говорил с восторгом, страсть к путешествию, помощь брата, способность к рисованию. Ключ к заданию №61-группа:Шляпа из соломы, платье для мамы, книга из библиотеки, магазин для цветов, бассейн для плавания.2-группа:Иллюстрированный журнал, звериный след, ночная тишина, дивизионный штаб, годовой отчёт.3-группа:Работать усердно, говорить восторженно, путешествовать страстно, помочь по-братски, рисовать способно. Задание №7 Тест1. В каком случае выделенное слово является главным в словосочетании?1) костюм в полоску2) зреющие хлеба3) раненный в плечо4) стоявший поодаль 2. Укажите словосочетание «деепричастие + существительное».1) построивший дом2) красивая осень3) удостоен премии 4) заметив парус3. В каком предложении есть устойчивое словосочетание (фразеологизм)?1) Мы долго не могли распутать узел на верёвке, пришлось его разрубить.2) Он бросился бежать со всех ног.3) Рыба не клевала, и мы смотали удочки и отправились домой.4) Огромная тень самолёта стремительно про неслась над лесом.4. В каком словосочетании связь слов — примыкание?1. Отправляющийся в путь2. Сделал впопыхах3. Понадеявшись на удачу4. Презентация книги5. Какое словосочетание имеет такое же строение, как словосочетание гордиться другом?1) бежать быстро2) письмо от брата3) махать платком4) петь как соловей Ключ к тесту:1-2)2-4)3-2)4-2)5-3) Спасибо за урок!