Урок по математике по теме Прибавить и вычесть число 3
МБОУ «Семковская начакльная школа»
Конспект урока по математике в 1 классе
Тема:
«Прибавить и вычесть число 3»
Учитель:
Щигарцова Екатерина Андреевна
2013 год
Тема урока: Прибавить и вычесть число 3.
Цель урока: Создать условия для ознакомления с приемами прибавления и вычитания числа 3;
Развивать умение сравнивать число и числовое выражение;
Развивать память, мышление, логику;
Воспитывать интерес к математике.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь выполнять сложение и вычитание вида +3 и - 3, находить в тексте задачи условие и вопрос, анализировать готовую схему, выбирать нужную, заполнять схему самостоятельно.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные: уметь работать в паре и оценивать товарища.
Познавательные: уметь произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Личностные: проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении цели.
Оборудование: учебники М. И. Моро, тетради с печатной основой, наборное полотно, цветные квадраты, карточки-светофоры.
Ход урока.
I . Организационный момент.
Давайте, ребята, учиться считать:
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Беритесь , ребята скорей за работу!
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счету!
II. Актуализация знаний
Логическая разминка
1.Ваня прыгал лучше, чем Вася, а Вася лучше, чем Витя. Кто прыгал лучше всех?
2.На день рождения к лисе медведь пришел позже, чем заяц, а волк – раньше, чем заяц. Кто пришел на день рождения к лисе первым?
3.Марина и Надя помогали маме. Мама гладила постельное белье, а Надя гладила одежду. Какая девочка гладила юбку?
Устный счет.
1.Сосчитать:
-от 1 до 10 через один, начиная с единицы;
-от 1 до 10 через один, начиная с нуля;
-от 1 до 10 через два.
2. Игра «Веселый мяч».
(Учитель кидает мяч ученику, говорит задание .Ученик ловит мяч, отвечает на вопрос).
- увеличить 5 на 2.
- уменьшить 7 на 2.
- увеличить 6 на 1.
- 6 без 1 – это…
- 8 - это 2 и…
-Найди сумму чисел 5 и 1.
-Найди сумму чисел 8 и 2.
3.Вычисли и прочитай пример по разному.
5 + 2 =
(дети читают, используя слова «сумма», «слагаемое», «увеличить на…»,»прибавить», «плюс»)
7 – 2=
(дети читают, используя слова «уменьшить на…», «минус», «вычесть».
4.На доске записаны примеры:
6 + 1 5 + 2 9 – 2 8 + 0
6 + 2 7 + 2 7 – 2 8 – 0
-Сравнить примеры каждого столбика.
-Не вычисляя, назовите в каждом столбике пример, значение которого больше.
-Объясните, почему так считаете?
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
Так проворны наши руки –
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперед, назад-
С ними можно полетать!
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать,
А прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко- легко подышим.
III. Работа над новым материалом.
Знакомство с приемами прибавления числа 3.
(На доске написаны примеры)
3 – 1 3 + 1 6 – 1 6 + 1 9 – 1 9 + 1 1 + 1 1 – 1
- Что значит вычесть 1? (назвать предыдущее число).
- Что значит прибавить 1? (назвать следующее число)
- Назовите ответы в примерах.
- Разложите 3 яблока на две тарелки. Как это можно сделать? (2 и 1.)
- Сколько яблок нужно добавить на каждую тарелку, чтобы на них стало по 3 яблока? (на первую – 1 яблоко, на вторую -2.)
- Закончи те утверждения:
* 3 – это 2 и …(1);
* 3 – это 1 и …(2).
- Чему мы сегодня будем учиться на уроке? (прибавлять и вычитать читать число 3.)
Практическая работа.
- Нужно к числу 7 прибавить 3. Мы еще не умеем прибавлять 3.
- Как вы предлагаете это сделать? (можно прибавить 3 по частям.)
- Положите 7 красных квадратов. Справа положите 3 синих квадрата.( один ученик выполняет на доске, а остальные за партами.)
- Как можно к 7 прибавить 3 по частям?
(к 7 квадратам положить сначала 1 квадрат – будет 8 квадратов, потом еще один – будет 9 квадратов, потом еще 1 – будет 10 квадратов.)
- Как это записать? (7 + 1 + 1 + 1=10)
- Какой способ можете еще предложить? (к 7 прибавить сначала 1 квадрат, а потом еще 2 квадрата)
- Сколько всего прибавили к 7? (3)
- Как можно по – другому прибавить 3? (сначала 2 квадрата, а потом еще 1 квадрат)
- Сделайте вывод: как можно прибавить число3? (…+ 1 + 1+ 1, …+1 +2, …+2 +1)
- От 7 нужно отнять число 3. Как это можно сделать? (сначала можно взять 2 квадрата, а потом еще 1 квадрат)
(выполняют запись)
7 – 2 = 5
5 – 1 = 4
(можно сначала из 7 взять 1 квадрат, а потом еще 2 квадрата)
(выполняют запись)
7 – 1 = 6
6 – 2 = 4
- Сделайте вывод: как можно вычесть 3? (можно вычесть сначала 2, а потом еще 1 или вычесть 1, а потом еще 2)
Физкультминутка.
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш метров через двести!
Раз – два, раз – два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
IX. Закрепление изученного материала.
1.Работа по учебнику с. 104.
-Прочитайте вопрос, на который мы должны ответить на уроке. (как можно прибавить число 3?)
(выслушать ответы детей)
-Как можно из числа вычесть 3? (выслушать ответы детей)
- Рассмотрите примеры и рисунки к ним.
- Объясните, как прибавляли к 6 число 3. (к 6 прибавили 2 – получилось 8, к 8 прибавили 1 – получилось 9. Значит, если к 6 прибавить 3 – получиться 9.)
- Объясните, как из 9 вычитать 3. (сначала из 9 вычитаем 2 –получится 7, затем из 7 вычитаем 1 – получится 6, значит, если из 9 вычесть 3, то получится 6)
2. Работа над задачами.
а )«В аквариуме плавали три рыбки. К ним поселили еще двух.
- Это задача?
(Нет, это не задача. Нет вопроса.)
- Поставьте вопрос. (Сколько рыбок стало в аквариуме).
- Каким действием будем решать задачу? (сложением).
- Записать решение задачи. (3 + 2 = 5(р).)
-Ответьте на вопрос задачи.
- Проверьте работу друг друга.
б)- Составить задачу по краткой записи и решить ее. Краткая запись на доске).
Было - 7 т.
Стало -? на 2 т. меньше.
- Запишите решение. (7 – 2 = 5(т.)
- Почему решали вычитанием? (стало меньше)
- Ответьте на вопрос задачи. (стало 5 тетрадей.)
3. Работа в тетради с печатной основой.
- с. 38. Решить самостоятельно задачи.
-Проверить. Ученики объясняют, как решали задачи.
-Пользуясь рисунком, решите примеры.
- Как прибавляли и вычитали число 3? Выполнить самостоятельно с последующей проверкой.)
V.Рефлексия.
- «Проверь себя». Учебник, с. 105.
- Самостоятельно выполнить задание. Проверка. Ответы записаны на доске.
Оценить свою работу на уроке с помощью «Светофора».
VI. Подведение итогов урока.
- Чему мы научились на уроке? (прибавлять и отнимать число 3.)
- Как можно прибавить и вычесть число 3? (по частям: 2 и 1, 1 и 2.)