Возможность методического применения взаимосвязи романтических циклов Ореста Михайловича Сомова и Николая Васильевича Гоголя на уроках литературы.
Мокляк В.И.
Возможность методического применения взаимосвязи романтических циклов Ореста Михайловича Сомова и Николая Васильевича Гоголя на уроках литературы.
Во вступлении необходимо отметить тот факт, что в циклах повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя и «Малороссийские были и небылицы» О.М.Сомова отдельные повести объединяют не столько образы рассказчиков - Рудого Панько ( и других рассказчиков) и Порфирия Байского, сколько фольклорно – романтическая поэтика тайны и иномирного. Стоит особо отмечетить, что цикл Сомова предшествует изданию известного романтического цикла повестей Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», что подчёркивает несомненное новаторство О.М.Сомова в жанре цикла романтических повестей.
Также при рассмотрении взаимосвязи циклических форм в творчестве О.М. Сомова и Н.В. Гоголя должно быть отмечено, что молодому Гоголю в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" был очень близок подход О.М.Сомова к украинской народной демонологии, но также стоит сказать, что в повестях Сомова используются исключительно низшие персонифицированные демонологические персонажи, что отличает их от повестей Гоголя – в которых используются зачастую и неперсонифицированные демонологические персонажи.
Итогом созвучия целей, к которым стремился Сомов и которые дано было достигнуть Н.В.Гоголю, стало то, что, если первыми из фантастических своих повестей, например, "Гайдамаком", герой - повествователь Порфирий Байский подготовил выступление героя – повествователя Рудого Панька, то в позднейших, например, «Киевские ведьмы» он испытал воздействие могучей индивидуальности своего современника. Тем самым творчество двух выдающихся представителей русской романтической прозы было не просто соотносительно, но в полном смысле слова переплелось в плане творческого взаимодействия, а может быть, соревновательности. Ясно одно, что талант Сомова принял участие в ранних стадиях формирования романтического таланта Гоголя как писателя – прозаика, автора всемирно известных циклов романтических повестей.
В циклической художественной форме важна не только подчинённость части целому, но и своеобразное перетекание части в целое, также важно подчеркнуть не последнюю роль сцепления и монтажа частей. В структуре прозаического цикла возникает не просто художественный эффект мозаичности, но и главное, что характеризует поэтику романтизма – тайна – одно из основных понятий романтической поэтики. Оно реализуется не только внутри повестей, но и на стыках, разрывах повестей, что мы можем наблюдать в цикле повестей О.М.Сомова «Малороссийские были и небылицы».
Сюжеты о людях, персонажах вымышленных, фольклорных (русалки, ведьмы, оборотни), конечно, провоцируют также момент тайны.По сути дела, разрывы между новеллами, повестями, которые реализуют фигуру тайны, в частности в рассматриваемом нами цикле, могут быть приняты за внесюжетные средства.
Но, необходимо заметить, что на самом деле само соединение новелл (повестей) не внесюжетно, - пусть даже они разные по характеру, но обладают особой сюжетностью. Циклообразующий сюжет имеет отношения не к самим повестям, но к их соединению в масштабе всего цикла «Малороссийские были и небылицы». Стоит отметить, что важны не столько образы существ, сколько их роль в проявлении мотива тайны.
Например, принято считать, что циклообразующим в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Васильевича Гоголя является образ Рудого Панько, якобы он объединяет отдельные повести. Это только внешний показатель. На самом деле повести в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» объединяет не столько образ рассказчика - Рудого Панько, сколько фольклорно – романтическая поэтика тайны, иномирного. В том числе отдельные новеллы соединены вместе. Здесь стоит учитывать то, что для читателя важно не только пространство самого текста, но и пространство за текстом, которое интегрирует и составляет прерогативу романтического текста.
В плане данного цикла, как и циклообразования вообще, большое значение имеет затекстовое пространство, а оно, по большей части, образуется в отдельных новеллах.
Таким образом феномен пограничности в повествовательных циклах имеет особое значение: и в плане непосредственного циклообразования (межтекстовая пограничность) и, с другой стороны, внутри каждой отдельной повести ( затекстовая пограничность).
Говоря о возможности применения взаимосвязи романтических циклов Ореста Михайловича Сомова «Малороссийские были и небылицы» и Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» на занятиях по литературе в средней школе и, принимая во внимание особенности системно-деятельностного подхода, на котором строится ФГОС третьего поколения, стоит отметить общие моменты, характерные для творчества обоих писателей, на основе которых может выстраиваться перспектива планируемого урока. Основными общими моментами, которые возможно эффективно применить на уроках в средней школе, в творчестве вышеуказанных писателей являются: романтическая поэтика, романтические прозаические циклы, восточнославянский фольклорный колорит, наличие повествователя.
Следовательно, взаимосвязь романтических циклов Ореста Михайловича Сомова «Малороссийские были и небылицы» и Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» возможно использовать при изучении основных аспектов романтической поэтики, таких понятий как фольклор, циклизация, цикл, повесть, новелла, повествователь.
Учащимся может быть предложено сравнить циклы Ореста Михайловича Сомова «Малороссийские были и небылицы» и Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», выявить основные особенности и общие моменты с точки зрения романтической поэтики, циклизации, проявления повествователя и автора в тексте, использования фольклорных мотивов.
№ П/П Вопросы для сравнения. О.М.СомовН.В.Гоголь1 Дата написания первой повести из цикла 1829 1831
2 Проявление повествователя в цикле Порфирий Байский. Повествователь один. В тексте выполняет исключительно функцию рассказчика. Речь насыщена просторечиями. Подражание народному говору. Рудый Панько и другие (например, дьячок ***ской церкви). Рудый Панько, как иногда и другие повествователи, выступает посредником между читателем и рассказчиком, зачастую сохраняя особенности его речи.
3 Отношение к фольклору Используются низшие персонифицированные персонажи восточнославянского фольклора. Используются как персонифицированные, так и неперсонифицированные персонажи восточнославянского фольклора, а также народные песни, прибаутки, и т.п.
4 Романтическая поэтика. Создаётся за счёт поэтики иномирного, мотивов пограничья, национальных народных мотивов, мотивов свободы, в чём играют особую роль фольклорные образы и мотивы. Романтическая поэтика создаётся за счёт фольклорных образов и мотивов, раскрывающих мотивы иномирного, пограничья, тему свободы.
5 Циклизация Циклы связаны не столько повествователем (хотя и роль повествователя, безусловно, важна), сколько мотивами тайны, пограничия, потусторонности, фольклорными мотивами. Циклы связаны образом повествователя, фольклорными мотивами, мотивами потусторонности, иномирности, пограничия,
6 Вывод. Взаимовлияние творчества О.М.Сомова и Н.В.Гоголя. Стоит особо отмечетить, что цикл Сомова предшествует изданию известного романтического цикла повестей Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», что подчёркивает несомненное новаторство О.М.Сомова в жанре цикла романтических повестей. герой - повествователь Порфирий Байский подготовил выступление героя – повествователя Рудого Панька, то в позднейших, например, «Киевские ведьмы» он испытал воздействие могучей индивидуальности своего современника. Тем самым творчество двух выдающихся представителей русской романтической прозы было не просто соотносительно, но в полном смысле слова переплелось в плане творческого взаимодействия, а может быть, соревновательности. Ясно одно, что талант Сомова принял участие в ранних стадиях формирования романтического таланта Гоголя как писателя – прозаика, автора всемирно известных циклов романтических повестей.
Список литературы
1. Сомов О.М. Малороссийские были и небылицы. М. Советская Россия 1984.
2. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки М. АСТ. 2011.
3. Брюсов В.Я. Urbi et Orbi. – М.,1903.
4. Гин, М.М. О своеобразии русского реализма Некрасова. – Петрозаводск: 1966
5. Старыгина, Н.Н. Проблема цикла в прозе Н.С. Лескова. Автореф. Дисс. канд. филол. наук. – Л.: 1985.
6. Петрунина Н.Н Сомов Орест Михайлович // Русская фантастическая проза эпохи романтизма Л., 1990.
7. М.Н.Дарвин, В.И.Тюпа. Циклизация в творчестве Пушкина. Новосибирск.2001