Конспект урока русского языка на тему Значение суффиксов. Определение суффикса.
Тема. Значение суффиксов. Определение суффикса.
Цели: создать условия для активизации знаний учащихся о частях слова, о роли суффикса в слове;
способствовать развитию умения находить суффиксы в слове, дать определение суффикса;
обогащать словарный запас; воспитывать прилежание, активность.
Оборудование: карточки для парной и групповой работы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
2. Актуализация знаний. Введение в новый раздел.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотней
Сделать слово из частей.
-Мы познакомились с некоторыми частями слова. Итак, внимание!
-Какие части слова вы знаете?
( После ответов детей на доске появляются слова: корень, суффикс, окончание.)
На предыдущих уроках мы знакомились с корнем слова.
- Что же такое корень слова? Что вы о нём знаете?
- А если к слову «корень» подставить «ОК» , стало «корешок».
- Что же такое –ок-?
- Как вы думаете, какой же будет тема нашего сегодняшнего урока?
3.Сообщение темы и цели урока.
Тема урока: Наблюдение за ролью суффикса в слове. Определение суффикса.
Цели урока: сегодня на уроке мы узнаем, какую роль играют суффиксы в словах, какую они выполняют работу, для чего служат, будем расширять и обогащать свой словарный запас.
4. Работа над новой темой.
1)Работа у доски.
-Запишите слова. Выделите корень и суффикс.
- Как изменилось значение слова?
Зуб - зубок (маленький зуб или ласково назвали зуб)
Лёд - ледок ( тонкий лёд )
Глаз - глазок ( маленький глаз )
Мёд _ медок ( ласково о мёде )
2)Работа с книгой
-Сравните пары слов. Это одно и тоже слово или разные слова? Почему?
ДУБ-ДУБОК ЛОСЬ-ЛОСЁНОК
ПРУТ-ПРУТИК МЫШЬ-МЫШОНОК
3)Игра «Побудь волшебником».
Вот у меня «волшебная» палочка, а вот слова: нос, дом, хвост, стол. Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.
4)Попробуйте сформулировать, что же такое суффикс?
-Сравните с правилом в учебнике.
-1-ое предложение. О чём оно? (Что такое суффикс.)
-На что указывает 2-ое предложение? (На место суффикса в слове.)
-А что мы узнали из 3-его предложения? (О «работе» суффикса.)
Приведите свои примеры.
ФИЗМИНУТКА.
5)Помните,что каждый суффикс имеет своё значение. Большую строительную работу выполняют суффиксы.
Во-первых: они из одних слов могут сделать другие. Например: из слова учить
могут сделать учителя, ученика, училище, учение.
Во-вторых: суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки.
Например; показать большой предмет или маленький, симпатичный или противный.
6)Работа в парах.(Роль суффиксов в словах.)
Допишите суффиксы -ОНОК- или -ЁНОК-
МЕДВЕЖ_______ ТИГР_________
БАРСУЧ_________ ПОРОС_______
ГАЛЧ____________ ЛЬВ__________
ЗАЙЧ____________ ЖЕРЕБ_______
5.Закрепление пройденного.
1)Работа над словообразованием.
-Понаблюдайте, как суффиксы меняют смысл слова.
ДОМ-ДОМИК-ДОМИЩЕ, НОС-НОСИК-НОСИЩЕ, ХВОСТ-ХВОСТИК-ХВОСТИЩЕ.
2)Дифференцированная работа.
№1
В однокоренных словах выделите корень и суффиксы.
Га-га-га! гогочет гусь,-
Я семьёй своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Всё гляжу не нагляжусь.
№ 2
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них-
Очень тихий ёжик. (Проверка.)
Итак, весь урок мы наблюдали над ролью суффиксов в словах.
Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы.
7.Итог урока.
-Чему мы учились на уроке?
-Что же такое суффикс?
-Что ещё вы о нём знаете?
-Какую роль играют суффиксы в словообразовании?
-Кто остался доволен своей работой?
-За что вы можете себя похвалить?
- Что ещё нужно сделать, чтобы вам на уроке было интересно и легко работать?
8.Домашнее задание.
15