Экскурсия по окружающему миру по теме: «Жизнь растений осенью».


Экскурсия по окружающему миру по теме:
«Жизнь растений осенью».
1 класс.
Цели:
познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью, с различной формой, окраской листьев;
развивать наблюдательность, память, мышление детей;
воспитание заботливого отношения к природе.
Цель планируемого педагогом действия Ход занятия Что при этом получает ребенок Комментарии
Настроить на рабочий лад, заинтересовать учащихся. I Вводная беседа.
Сейчас необыкновенный урок. Мы отправляемся странствовать по бору совместно с самым прекрасным порой года, а какое это время, вы скажите сами, отгадав загадку.
Пришла без красок и без кисти,И перекрасила все листья.
Как вы догадались? Умение анализировать с целью выделения признаков, доказать свою точку зрения, создавать устные высказывания. Введение в тему урока Сегодня мы с вами совершим путешествие по осеннему лесу, рассмотрим многоцветные краски сказочной осени. Послушаем, как шуршат падающие листья, шумит ветерок в ветвях, радостно посвистывают птахи. Как вы думаете, что еще мы можем заметить в лесу? Развитие воображения, умения рисовать мысленные картины. Дети предлагают свои варианты.
Актуализация знаний Для того чтобы всё это заметить, нужно поступать в соответствии с правилами поведения. Расскажите, какие из них вы знаете? Давайте разделимся на группы, вы посовещаетесь, а затем выскажете свои мысли.
Умение контролировать, корректировать, оценивать действия свои и партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Умение
соотносить поступки с принятыми
нормами, умение выделить нравственный аспект поведения. Учитель заранее продумывает состав групп.
Дети перечисляют правила поведения в лесу.
Но прежде, чем начать наше странствие, нужно заполучить пропуск в лес.  Отгадайте загадки о деревьях, что повстречаются нам в дороге. Чем скорее вы это сделаете, тем скорее мы начнём странствие. (Отгадывание загадок)
Умение контролировать, корректировать, оценивать действия свои и партнёра. Дети остаются в тех же группах и группами отгадывают загадки.
Изучение нового материала II Путешествие по лесу.
Остановка № 1 «В мастерской художницы Осени».
-Первая остановка: «В мастерской художницы Осени». Давайте насладимся всеми цветами и оттенками осеннего леса.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин
- Попытайтесь посчитать, какое количество  цветов и оттенков вы видите на листьях? Умение наблюдать Ученики называют цвета и оттенки листьев.
-Посмотрите пристальнее, отличаются ли листья различных деревьев по цвету. Посмотрите, какого цвета листья на берёзе? На клёне? На рябине? На осине? На каштане? На дубе? Умение наблюдать, анализировать с целью выделения признаков. Ответы учащихся.
-А знаете, отчего листья желтеют? Умение выдвинуть гипотезу и её обосновать, умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе работы. Предположения детей.
-Летом листья зелёные благодаря тому, что в них содержится немало зелёного красящего вещества — хлорофилла. Еще в листьях есть красящие вещества красного и желтого цвета. Но зеленого вещества больше и летом оно заглушает остальные. Хлорофилл важен для растений. В ходе жизни растений оно разрушается, но под воздействием солнечного света снова появляется. В летнее время солнышко светит подолгу, солнечного света более чем достаточно, и листок остается зеленым. А в осеннее время день становится короче, растения получают меньше света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается, и не успевает появляться. Количество зеленого цвета в листьях уменьшается. Листья приобретают различные тона. Где больше вещества желтого цвета - желтеют, где больше красного - краснеют. И так как количество красящих веществ неодинаково, то растения и окрашиваются обилием всевозможных цветов. Умение слушать. - А сейчас взгляните на листья сирени и ольхи, какого они цвета?
Почему у них осенью не изменился цвет листьев? Умение установить причинно-следственные связи, построить логическую цепь рассуждений. Высказывания детей.
-Да, благодаря тому, что в листьях данных деревьев, помимо зелёного, другие красящие вещества отсутствуют.
-Надеюсь, ребята, вы догадываетесь, что в лесном воздухе много кислорода и что он полезен для зверей и человека. Это чистый воздух, содержащий полезные вещества, которые разрушают болезнетворные бактерии. Поэтому дышать чистым лесным воздухом полезно для самочувствия.
-Припомните, какое дыхание – через нос или рот – полезнее. Почему? Высказывания детей.
-Привыкайте дышать через нос, особенно в холодное время: воздух согревается в ваших тёплых носах, затем поступает в лёгкие. Давайте выполним дыхательную гимнастику, чтобы укрепить здоровье. Остановка № 2 «Листопадная».
-Отчего осенней порой листья облетают с растений? Умение выдвинуть гипотезу и её обосновать. Высказывания детей.
-Не ветер основная причина листопада. Весной и летом ветер дует часто, а листья с деревьев не падают.
-Взгляните на эту сломанную летом веточку. Листья на ней высохли, запросто крошатся, однако отрываются тяжело. Сейчас попытайтесь сорвать листок с неповреждённой ветки. Лист отделяется свободно. Отчего? Умение установить причинно-следственные связи, построить логическую цепь рассуждений. Высказывания детей.
-Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках происходят изменения. В месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки и хватит тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветра, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.
- Посмотрите, есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Учитель предлагает ученикам рассмотреть опавшие листья разных деревьев и кустарников и убедиться, что у всех гладкий, округлый край черешка.
-Как думаете, почему нет ранок?
-Ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в том месте, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой. Ребята, скажите, пожалуйста, для чего же нужен листопад? Умение выдвинуть гипотезу и её обосновать. Высказывания детей.
-Листопад – это защита деревьев от зимней стужи и засухи. Сохранив на зиму листья, через которые вода испаряется, дерево погибло бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, падающий на них, поломал бы ветки. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и кустарников. -Мы идём по мягкому лиственному ковру. Приглядитесь, каких листьев больше всего вы видите на земле?
Оказывается, раньше всех теряет листья липа, берёза и вяз, позже – сирень, вишня, осина. Дети вместе с учителем переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья.
Остановка № 3 «Загадочная». -Ветвепад — еще одна загадка жизни растений осенью. Это явление особенно заметно у осины, дуба, вяза, ивы, тополя. Ребята, посмотрите на землю под этой старой осиной. Здесь лежит много веточек разной длины. Рассмотрите их.
Эти веточки живые, не засохшие. Почему же веточки оказались на земле? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на тот конец веточки, где она отделилась от дерева.
Поверхность его ровная, округлая. Никакой поломки не было. Веточка отделилась от дерева сама и в определенном месте. Так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от «лишних» ветвей. Вот и раскрыта ещё одна загадка жизни растений осенью - ветвепад. Умение выдвинуть гипотезу и её обосновать. Дети рассматривают веточки и предлагают свои варианты ответа.
Остановка № 4 «Игровая».
- А теперь давайте поиграем. Угадайте, с какого дерева этот листок.
Я раздам вам листочки, а когда скажу "Раз, два, три - беги", вы бежите к дереву, листок с которого у вас в руках. Я буду проверять, не ошиблись ли вы».
Через некоторое время дети обмениваются листьями, и игра продолжается. Учитель раздает каждому группе по листку, при этом надо учитывать близость деревьев, чтобы учащиеся не потерялись.
Закрепление -Вот и закончилась наша экскурсия в осенний лес. Сегодня вы узнали и увидели много нового и интересного. Расскажите, какие изменения в жизни растений происходят осенью? Высказывания детей.
Посмотрите, друг на друга. И вас раскрасила художница Осень. Ваши щёки стали румяными, глаза светящимися. Почему?
Правильно, потому, что пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив. Высказывания детей.
Рефлексия Давайте поблагодарим Осень за гостеприимство, за красоту и радость, которыми она поделилась с нами. И подарим ей несколько поэтических строк. Дети читают наизусть несколько стихотворений об осени.
-Думаю, осени понравились стихи и в подарок она дарит нам возможность порадовать своих близких большим ярким букетом осенних листьев. Сбор осенних букетов.