Урок русского языка в 6 классе. Описание природы.Зима. Развитие речи
Проект урока русского языка в 6 классе по теме «Описание природы. Зима»
Развитие речи ( 2 часа)
Цель урока: создать текст-миниатюру описание зимней природы.
Задачи:
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Самостоятельное формулирование познавательной цели урока.
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.
Поиск и выделение необходимой информации, планирование учебного сотрудничества в группах: определение функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Внесение необходимых дополнений и корректив в план.
Смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что нет, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Самостоятельное создание предложений на заданную тему.
Написание текста-миниатюры о зиме.
Оборудование:
Презентация
Карточки для групп (приложение 1)
Ноутбуки
Репродукции картин с изображением зимних пейзажей
Музыкальные произведения классиков
Отрывки из художественных произведений русской литературы
Используемые приемы:
Фронтальный, индивидуальный метод обучения.
Групповая работа: «Мозговой штурм», работа в парах.
Ход урока:
Этапы урока Предполагаемый результат Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы, приемы, формы обучения
Этап актуализации известного способа действий. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме 5 мин. Сегодня утром шла по улице в школу и увидела необыкновенную красоту.
Звучит отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь»
Что поразило меня?
У А. С. Пушкина есть такие слова о зиме:
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Вы согласны с мнением автора?
О чём пойдет речь на уроке?
Слайд № 1. На улице чисто, красиво, бело, уютно, все убрано утренним снегом.
Деревья вдоль улицы роскошно одеты в искрящиеся снежные одежды.
Кустарники превратились в волшебные существа, сотворенные снегом и ветром.
Действительно, зима может проказничать: узоры на окнах рисовать, создавать причудливые фигуры, застелить землю серебряным ковром…
Записывают тему урока « Описание природы. Зима» Фронтальный метод работы с классом.
Словесное рисование.
Определение совместной цели деятельности. Самостоятельное формулирование познавательной цели урока 1 мин. Слайд № 2.
С. Я. Маршак сказал: «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им в жизни»
Сформулируйте цель нашего урока. Сегодня мы будем находить нужные слова для описания зимы, т.е. заниматься развитием речи.
(Описывать зимние пейзажи)
Индивидуальная работа учащихся.
Этап выдвижения гипотез и планирования действий по их проверке. Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. 4 мин. Что необходимо уметь и знать для этого?
Нам необходимо повторить материал о типах речи, композиции описания, способах связи предложений в тексте, художественных средствах, воспользовавшись материалами учебника по развитию речи и памятками.
Предлагаю выполнить эту работу в группах, разбейтесь на 4 группы. Типы текстов, построение текста - описания, художественные средства.
Деление на группы по желанию учащихся.
Индивидуальная работа учащихся.
Этап групповой поисково-исследовательской деятельности Поиск и выделение необходимой информации, планирование учебного сотрудничества в группах: определение функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. 15 мин. Ребята, у вас на столах имеются задания для каждой группы. На листах вы увидите подсказки по теории вопроса,
практическое задание по работе с текстом,
и здесь же вы найдете примерный план ответа.
Ваша задача: распределить задания для всех участников группы и достойно защитить свой вопрос. 1 группа - типы речи;
2 группа - композиционные части сочинения-описания;
3 группа - способы связи предложений в тексте;
4 группа - художественные средства выразительности. Групповая работа.
«Мозговой штурм»
Формулирование теоретических знаний, открытых учащимися. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Внесение необходимых дополнений и корректив в план.
Смысловое чтение как осмысление цели чтения. 20 мин. Группа 1.
Какой тип речи приемлем для нашего сочинения?
(слайды № 3-6)
Группа 2.
(Слайды № 7-8)
Запишем в тетради по развитию речи составные части текста-описания.
Слайд № 9.
Группа 3.
Слайды № 10-11.
Группа № 4.
Слайды № 12-13.
Молодцы!
Рассмотрите зимний пейзаж.
Слайд № 14.
Какие цвета преобладают зимой?
Какого цвета изображают художники снег?
Какое настроение создается красками зимы?
Какие звуки можно услышать в зимнем лесу?
Какие части речи преобладают при описании зимней природы?
Для того чтобы описывать природу, надо ее наблюдать.
Любил природу и умел наблюдать Михаил Михайлович Пришвин.
Слайд № 15.
Прослушаем его миниатюру «Первый мороз».
Какие иллюстрации вы бы нарисовали к этой миниатюре?
Как писатель выразил своё отношение к этой картине?
Почему?
Какое художественное средство помогло автору выразить свое отношение?
Следующая миниатюра «Зимнее утро».
Почему утро названо пушистым?
Почему в таком порядке даны прилагательные «далеком высоком»?
Языковые средства отличаются выразительной силой в передаче мыслей и чувств, общий взволнованный характер описания, красочность изображения – все это позволяет живо и ярко представить мысленно картину.
Найденные вами средства выразительности я добавила в памятку, и она находится в папке «Для учащихся» в ваших компьютерах. Описание. Повествование с элементами описания.
Общее впечатление о предмете – это первое предложение
Изображение предмета – это основная часть текста
И оценка предмета - последнее предложение.
Параллельная связь и цепная.
Сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения.
Однажды к Илье Ефимовичу Репину пришли молодые художники с одним единственным вопросом: «Какого цвета снег?» Репин был очень занят, но когда ненадолго отвлекся от своей работы, то ответил очень коротко: «Только не белый!»
Прилагательные, причастия.
Ученик читает наизусть миниатюру.
- Ночь (молчаливое течение ночи, величавое)
- Первый мороз (изморозь на земле, на траве, на деревьях, и от этого всё кажется седым)
- Солнце и обильная роса, как алмазы
- Королева – сосна.
Молодой собакой прыгала в груди моей радость.
Вероятно, потому что сам был охотником, хорошо знал собак, они были, действительно, его четвероногими друзьями; молодая собака выражает свою радость особенно бурно.
Сравнение .Ученик читает наизусть «Зимнее утро» М. М. Пришвина.
Из–за выпавшего снега.
Для благозвучия. Фронтальная работа с классом.
Этап самостоятельной деятельности учащихся – включение «открытий» в систему знаний учащихся. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что нет, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Самостоятельное создание предложений на заданную тему. 10 мин. А теперь наступило время самим попробовать свои силы по созданию черновика сочинения – описания.
Но перед тем как приступить к этой работе, посмотрим на картины зимней природы.
К каждой картинке я предлагаю вам опорные слова. Попробуйте с их помощью составить предложение.
Показ слайдов № 16-17.
Молодцы!
С первой частью работы вы справились хорошо, а сейчас вы переходите за компьютеры. Работа над написанием сочинения будет проводиться в парах, поскольку занятие это вовсе не легкое. Вы можете помочь друг другу, посоветоваться.
Вы знаете правила работы за компьютерами, прошу вас не нарушать их.
Кто подскажет возможную последовательность ваших действий при описании зимней природы на компьютере?
Солнце склонялось к закату, скользило косыми лучами по необозримым громадам снегов, одевало их бриллиантовой корой.
Над зимним городом синее, огромное и удивительно нежное небо.
Деревья в сказочном уборе, как будто застыли от восторга.
Сказочно прекрасен лес зимой.
Голубоватый снег мохнатыми шапками прикрыл деревья, кустарники.
Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы.
Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
1.Зайти в папку
« Для учащихся» на рабочем столе.
2. Правой кнопкой мыши создать документ Word, открыть.
3. Написать свои фамилии и имена.
4. Использовать документы с «Памятками», с картинами зимы, с музыкой и художественными текстами о зиме.
5. Составить предложения о зимнем утре, дне или зимней ночи, в городе, в тундре, в деревне, в лесу.
6. Обратиться к плану, записанному в тетрадях. Фронтальная работа с классом.
Словесное рисование.Индивидуальная работа учащихся.
Различные способы проверки и самопроверки. 4 мин. Ребята, почему мы будем работать на компьютерах над черновиком сочинения? Ведь мы могли бы сделать это традиционно?
Что нужно сделать, чтобы исправить ошибку?
Экономия времени при получении необходимой информации. Вы вошли в папку и сразу получили необходимую информацию в разных видах искусства: в живописи, в музыке, в художественной литературе.
Экономия бумаги, краски на печатание картин, например.
А ещё компьютер – хороший подсказчик грамотного письма.
Правой кнопкой мыши щелкаем по слову, и компьютер исправляет ошибку. Индивидуальная работа учащихся.
Физкультминутка. 1 мин. Быстрое моргание
Наклоны головы
Круговые движения глазами сначала в одну сторону, потом в другую. Физкультминутка. Этап самостоятельной деятельности учащихся – включение «открытий» в систему знаний учащихся Самостоятельное создание предложений на заданную тему.
Написание текста-миниатюры о зиме. 15 мин. А сейчас вам предстоит самим написать зимнюю миниатюру, опираясь на иллюстрации, которые приготовили, личные наблюдения и воспоминания, слушая музыку, она поможет вам быть точными, сделает вашу речь выразительнее.
Коррекция работы учащихся в малых группах, оказание помощи. Пишут на компьютерах черновик сочинения. Групповая работа.
Работа в парах.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Выделение и осознание учащимися того, что усвоено. 15 мин. Прочитайте сочинения.
Учитель из папки «Для учащихся» демонстрирует слайды № 18-20.
Проанализируйте работы одноклассников.
Молодцы! У многих получились замечательные сочинения.
Сохраните свои тексты в папках.
Дома еще раз просмотрите накопленный материал по данной теме и напишите в тетрадь окончательный текст сочинения.
Подводя итоги урока, хочу сказать, что мне приятно было работать с вами. Возьмите снежинку со стола и украсьте нашу елку, оценив таким образом свою работу на уроке:
все удалось- желтая,
есть над чем работать - белая.
Слайд № 21.
Я увидела результат нашего общего труда. В описании зимы вы отметили действительно волшебство, сказочность. И это понятно. Ведь самые красивые праздники у нас бывают – зимой. Скоро Новый год. Мне хочется, чтобы он принес всем только счастье, удачу. 2-3 учащихся зачитывают сочинения.
Одноклассники анализируют работы, называют услышанные ошибки.
Ученики, выбрав снежинку нужного для них цвета, украшают елку в кабинете. Рефлексивный анализ деятельности учащихся.
Фронтальная работа с классом.