Разработка раздела программы Древняя Русь
Аннотация.
Данная работа раскрывает возможности изучения курса истории России в 10 классе по-новому, а именно используя блочное преподавание предмета. В ней рассматриваются некоторые теоретические и практические методы современных педагогических технологий, тематическое планирование
уроков-блоков раздела «Древняя Русь». Предлагаемая разработка предназначена для среднего учебного заведения, для 10 класса. Она учитывает в своем содержании обязательный минимум знаний по предмету,
составлена на основе базового уровня содержания среднего образования
по истории России.
Введение.
Целью образования является максимальное развитие потенциала каждой личности.(слад № 1) Нельзя не согласиться с этим утверждением точно также как и с тем ,что в центре всех образовательных процессов находится личность, определяемая через ее уникальность, гуманность и индивидуальный опыт. Старшеклассники -это будущие выпускники. Многие из них станут студентами вузов и колледжей, следовательно, к ним уже сейчас предъявляются повышенные требования и также больший контроль знаний, используются элементы инновационных педагогических методов на уроках,- в общем, технология их обучения такова, что достаточно близка к вузовской. Эта схожесть преподавания будет способствовать их последующей адаптации в вузе, колледже.
Разработка данной темы программы стала актуальной на данном этапе
преподавания истории, так как выявились существенные недостатки современных программ по истории. Их действительно множество, например, измельчено-дискретный характер, огромная перезагруженность учебного материала :– (слайд №2 ) гораздо выше необходимого уровня знаний, заполоненная малозначащими темами, событиями, фактами, понятиями деталями, слабое проявление причинно-следственных связей и исторического процесса, нетехнологичность: никаким образом не просматривается связь конструкции программы с технологией, методикой преподавания предмета, отсутствие должной системности в программе порождает бессистемность преподавания предмета, несоответствие с требованиями вступительных экзаменов в вуз. Во-вторых, в связи с тотальным сокращением часов отведенных на изучение предмета, необходимо пытаться осуществить главную задачу учителя – дать обучающимся основы знаний по предмету, основополагающий минимум и научить их сознательно учиться и мыслить.
При работе над этой методикой содержание учебного материала подверглось тщательному отбору, просеиванию. Возникла необходимость систематизировать, упорядочить учебный материал, отсечь лишнее, загромождающее понимание, осознание и осмысление исторического процесса, его причинно-следственных связей.
Предлагаемая в данной работе технология обучения предусматривает блочное изложение и изучение курса истории России.
Если учитель подходит к выполнению своей работы творчески, то данная методика приемлема ему, при любом уровне подготовки обучающихся. Мало того, данные методические приемы могут быть использованы учениками при самостоятельном изучении предмета или при подготовке к ЕГЭ и другим видам проверки умений и знаний.
Характеристика раздела.
Приступая к работе по составлению методической разработки, преследовалась следующая цель : использование элементов современных педагогических технологий на уроках при изучении определенного раздела учебной программы по истории России.
Предлагаемая в данной работе методика обеспечивает
---преобразование программного материала в форму наиболее близкую к его полному усвоению;
---долговременное сохранение в памяти;
---восприятие и запоминание информации с учетом психических закономерностей обучающихся;
----наиболее эффективное усвоение информации в виде образов;
---ассоциативность (связанность) памяти, когда одно припоминание вызывает в памяти другие, связанные с ним по смыслу.
Итак, данная разработка предлагает описание элементов методики современных средств обучения и специализированное планирование темы учебной программы по истории России для 10 класса : Древняя Русь (Россия и мир с древнейших времен до конца 20 века. Тема №2 по программе для общеобразовательных учреждений 10-11 классы. Авторы программы О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев. М., Дрофа, 2005.) В разработке учтен обязательный минимум знаний по предмету и особенности блочной системы преподавания истории в 10 классе.
При использовании данной разработки учителю рекомендуется : (слайд №3)
---показывать различные точки зрения на важнейшие исторические события ,проблемы;
--- сочетать изучение фактов с формированием навыков анализа и творческого осмысления исторического процесса;
---продолжать работу по совершенствованию культуры обучения, которой необходимо уделять столь большое внимание;
---рекомендуется уделять особое внимание вопросам истории культуры ,как неотъемлемой составной части культурно-исторического процесса;
---максимально эффективно использовать наглядные
материалы, схемы ,опорные конспекты и т.д., органично вплетая их в технологию обучения;
---применять различные способы активации познавательной деятельности обучающихся (см.приложение).
При изучении рассматриваемого нами раздела программы необходимо выполнить следующие задачи:
---дать обучающимся основы знаний об историческом развитии России с древнейших времен в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса;
--- выработать у обучающихся исторический подход к изучению истории, диалектическое понимание многомерности и противоречивости истории;
---развивать умение всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний, самостоятельно, творчески осмысливать проблемы развития общества в прошлом и настоящем;
--- формировать убеждения и целостную ориентацию обучающихся ,воспитывать идеалы гуманизма, демократии, патриотизма, гордости за прошлое и настоящее своей страны.
---развивать у обучающихся понимание целостности мира, формировать современное научное мировоззрение;
--развивать интерес и уважение к отечественной истории и культуре ,стремление сохранять и приумножать достояние страны в области материальной и духовной культуры;
---формировать у обучающихся объективную оценку истории Руси и России и общего места страны в мировой истории и ее роли в современной цивилизации.
В основе данной разработки лежат следующие дидактические подходы и решения: вся тема разбита на 3 блока. Каждый блок состоит из нескольких уроков разной направленности. Благодаря такому ранжированию изучаемая тема становится более монолитной и системной. Хронологическая периодизация уроков весьма логична, разумна, естественна, контекста историческому процессу и способствует ориентации обучающихся в историческом пространстве и времени. Кроме того, таким образом осуществляется системный подход, который требует изучения исторических событий, явлений в четкой логической взаимосвязи и взаимозависимости.
В основе предлагаемой работы лежит сочетание традиционных форм обучения (лекция и т. д.),активных форм обучения (деловые игры, активные семинары, дидактический тренинг и т. д.), а также самостоятельного освоения обучающимися учебного материала: глоссарное обучение (словарная работа),разработка и выполнение логических схем баз знаний по темам всего блока, работа с тестами, массивом и индивидуально.
В принципе, предлагаемая методика обучения может использоваться при изучении всего курса . ( слайд №4).
Значительная роль в учебном процессе отводится самостоятельной работе обучающихся. При этом одной из задач преподавателя является руководство самообразованием обучающихся, то есть помощь в самостоятельном изучении материала учебника, ориентация в дополнительной литературе, документах, источниках, пояснение сложных вопросов, доведение до каждого обучающегося задач, целей каждой выполняемой работы, а также объективная оценка знаний, умений и навыков обучающихся.
Основная задача учителя общеизвестна- научить ученика учиться.
Каждый десятиклассник должен иметь: учебник, рекомендованный учителем (а возможно и альтернативный) рабочую тетрадь для глоссарного обучения ,рабочую папку для классных и домашних работ, карту самоконтроля, сводную ведомость контроля и оценки знаний умений и навыков, флешь -карту для индивидуальной работы на компьютере в классе и дома.
Планирование и количество часов для изучения темы по программе Волобуева-Клокова:(слайд № 5)
Для изучения темы в программе отводится 13 часов.
1.-народы Восточной Европы.-1ч.
2.-восточные славяне в древности -1ч..3.-возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси.-1ч.
4-5.-государство и общество.-2ч.
6 .- церковь и культура.-1ч.
7-8.-раздробленность Руси.-2ч.
9-10.- Русь между Востоком и Западом.-2ч.
11.-повторительно-обобщающий урок по теме.-1ч.
12-13.-семинарские занятия.-2ч.
Планирование изучения темы Древняя Русь в рамках данной разработки:
Блок «Древняя Русь» -----13ч.
1этап: уроки №1. №2. №3. — обзорная лекция по теме Древняя Русь .2 этап: практика.
2.1—первоначальное глоссарное обучение(работа с понятиями и
терминами)----урок № 4.
2.2.--- работа с учебником, источником, опорным конспектом.
---------уроки №5, №6.
2.3.---алгометрическое освоение знаний и навыков (работа с таблицами, схемами, логическими схемами и т.д.) уроки №7, №8, №9.
2.4.—повторное глоссарное обучение(консультация, интенсив ,
углубленное изучение).----------урок №10.
2.5. ---развивающий тренинг (активный семинар, деловая игра, круглый стол).-----урок №11.
3. ----контроль –тест.
3.1.—урок-консультация, повторение. --------урок №12.
3.2. ---тест—конроль. -------урок №13.
Знания и умения, которые обучающиеся должны получить или совершенствовать:
1.---развитие мышления:
а)развивать аналитическое мышление---формировать умение
выделять существенные признаки и свойства;
б) развивать синтезирующее мышление—развивать умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составить план изучаемого материала;
в) развивать аналитико-синтезирующее мышление ---развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы.
Г) развивать абстрактное мышление —развивать умение выделять
общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них;
д) развивать умения применять знания на практике.
2.----развитие познавательных умений :а) формировать умение выделять главное из общего;
б) совершенствовать умение составлять планы , схемы, конспекты, и т.п.;
в) развивать умение частично-поисковой познавательной деятельности- постановка проблем, выдвижение гипотез, поиск путей решения поставленных задач.
3.---развитие политехнических умений:
а) развивать коммуникативные умения—нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задний,
б) развивать операционно-контрольные умения---умение пользоваться предметным инструментарием ,умение планировать, оценивать свои результаты и результаты партнеров по обучению, регулировать и контролировать свои действия на уроке и при выполнении учебных заданий вне школы.
4.---развитие умений учебной деятельности :а) развивать умение работать в определенном заданном темпе (читать, писать, записывать, конспектировать. чертить. составлять, выбирать и т.д.)
5.—развитие умения контролировать себя и свое поведение(слайд №6)
а) развивать инициативу, уверенность в свои силы;
б) формировать умение преодолевать трудности при достижении намеченной цели;
в) развивать умение владеть собой и своими эмоциями: вырабатывать выдержку, самообладание, силу воли;
г) формировать умение действовать самостоятельно;
д) развивать умение толерантно относиться к окружающим: к одноклассникам, к оппонентам во время проведения семинаров, игр, дискуссий.
Обучающиеся должны получить и совершенствовать следующие знания по теме и предмету в целом:
хронология и этапы развития истории и общества страны и мира, даты, события, периодизация, персоналии: деятельность и значение их в данном периоде истории Руси, значимость событий для развития государства и общества, термины и понятия по теме, связь событийного материала между собой и значение этих связей для развития государства и общества.(см.прил.)
Место и роль раздела в курсе.
Раздел Древняя Русь является вторым по счету в курсе «Россия и мир» (первый раздел посвящен цивилизациям Древнего мира и раннего Средневековья) .Особенностью всего курса истории «Россия и мир» для обучающихся 10 класса второго концентра являются обобщающий характер исторического материала, аналитический характер учебной работы по изучению проблем цивилизованного развития мира и России.Так как программа рекомендует соотношение часов на изучение курса истории России и всеобщей истории как 3:1 (или 4:1),то появилась возможность увеличить количество уроков , посвященных проблемам истории России. (на данный раздел дано достаточное количество часов по программе-13ч)
Раздел Древняя Русь несет в себе не только чисто историческое главное значение .так как является основополагающим в самой истории России, но и большую смысловую и идеологическую нагрузку .Имеется в виду ,что раздел содержит в себе начало всей истории российской цивилизации с причинами и возникновением самого государства российского, с появлением различных взглядов на самость русского народа ,что приобретает сегодня величайший смысл .является камнем преткновения в спорах о судьбе и назначении русских в своем регионе проживания и во всем мировом сообществе.
Изучение (а в данном случае для многих обучающихся повторение и закрепление уже имеющихся знаний по истории России)раздела Древняя Русь систематизирует и обобщает знания на теоретическом уровне, создает цельноосмысленную картину истории человечества и России в целом ,включая представления о периодизации, цивилизации, прогрессе, доминирующий тенденциях общеисторического развития .
Роль раздела в курсе истории России.
Роль данного раздела такова, что при прохождении его материала ,обучающиеся начинают воспринимать мировой исторический процесс в его единстве и многообразии, увязав знания с только что пройденным разделом о цивилизациях древнего мира и раннего средневековья. Немаловажное значение имеет и то ,что у обучающихся начинают формироваться основы исторического мышления, понимание причинно-следственных связей, умения оперировать ключевыми научными понятиями в рамках более осмысленного .более сознательного ,более глубокого понимания происходящего в историческом процессе по сравнению с теми отрывочными и полузабытыми событиями и фактами, которые остались у некоторых (а у многих и полностью стерлись из памяти ) из курса истории России 6-7 кл.(то есть из первого концентра).
К большому для меня сожалению, изучение истории нашей страны в школе построено так, что подходя к 10 классу(то есть ко второму концентру ,где мы вроде бы должны только усовершенствовать и углубить наши знания по предмету .а также усвоить новые виды учебной деятельности,) большинство обучающихся накрепко забывают ,а порой и просто не в состоянии понять исторический процесс развития общества. И дело не только в том ,что их учат плохие? учителя и не только в том, что вокруг происходит массовая деградация общества. но и в том. что между изучением истории данного периода проходит несколько лет в течении которых этот материал больше нигде не закрепляется так основательно как в первом концентре, и постепенно уходит из памяти, стирается другой информацией, а в 10 классе мы начинаем говорить о том ,что история уже пройдена и мы не изучаем ее вновь а лишь углубляем и совершенствуем уже накопленные умения и знания .
Все эти пространные рассуждения подводят нас к тому, что роль данного раздела действительно значительна и выбран он для данной работы совсем не случайно.
Именно данный раздел программы и является основой и началом осознания обучающимися связи с последующим историческим материалом курса истории России. Именно он есть то стартовое место, откуда молодой человек начинает осознавать место Великой России в истории человечества и в современном сообществе, понимать взаимосвязь истории страны с мировой историей, говорить о вкладе России в мировую культуру.
Межпредметные и внутрипредметные связи раздела.
Здесь уместно говорить о так называемых межпредметных и внутрипредметных связях. Действительно, темы данного раздела можно и необходимо связать с событиями современности, ведь как известно –новое есть хорошо забытое старое, а история повторяется с поразительной точностью ,а кто не извлекает уроки из истории горько за это расплачивается. Изучение раздела затрагивает буквально чуть ли не все школьные предметы гуманитарного цикла: изучая образование государства у славян невозможно не вспомнить признаки государства, формы политического устройства, вопросы о власти в обществе (обществознание 9кл), вопрос о ранних верованиях славян, о принятии христианства затрагивает пройденные темы по предмету религии России(8-9кл.), множество вопросов по развитию русской культуры, о влиянии Византии на Русь в области зодчества, иконописи, развитии письменности и т.д.-крепко связывает историю с предметом мировая художественная культура(9-10кл.), первые законы Руси, их социальная направленность воспитание учащихся в духе признания неизбежности плюрализма, социального компромисса и толерантности—эти и другие вопросы данного ряда находят свое отражение в предмете правоведение (в нашем случае это часть предмета обществознание), народонаселение, расположение славянских племен, территории первых государств ,этническая карта Европы, хозяйственно-культурные и природно-географические условия заставляют нас искать прямые связи с предметом географии. И конечно же очень тесные связи прослеживаются с таким предметом как русская литература: множество устных и письменных литературных памятников ,созданных русским народом того времени тщательным образом изучаются как и в истории, так и в литературе: былины, сказания, летописи, богословные политические речи, исповеди государственных деятелей Древней Руси, и наконец, замечательные литературные произведения времен Владимира Красного Солнышка, трагических страниц борьбы русского народа с монголо-татарскими полчищами, рыцарями крестоносцами.(литература 5-7кл.)
Что касается связей внутри предмета, то они очевидны и их бесчисленное множество, взять хотя бы споры вокруг норманнской теории(вот и еще связь с предметом всеобщей истории 9класс или 11—теория расового превосходства Адольфа Гитлера, изложенная в его книге «Моя борьба»)—ведь звучат уже реплики из-за океана о невозможности русскими удержать под своей властью такую огромную территорию как Сибирь и Дальний Восток, реплики обидные и горькие для нас! А начало их этих реплик все там же в теории происхождении русского государства. Кстати, выбранный нами материал, при умелой подачи учителя как никакой другой в курсе истории воспитывает гордость и преданность Родине, любовь и патриотизм (о котором, наконец –то, вновь заговорили на всех уровнях, а не только в школе, как это было последние многие годы).Другим ярким примером связей внутри предмета может послужить деятельность любого из князей древней Руси: хотя бы Владимира 1 Святого или Ярослава Мудрого. Ну чем не Петр Алексеевич и Михаил Сперанский ? А разве нельзя провести связь борьбы за Русь А.Невского и подвигом Минина и князя Д.Пожарского? Монголо-татарское иго--великая Смута -–Отечественная война 1812г.—Великая Отечественная война (и связи провести и поспорить о сходстве и различии ситуаций)
Данный раздел тем и хорош, что на каждом примере можно воспитать и от каждого события провести ниточку в историю нашего или другого народа, связать с современностью, показать что все или почти все уже происходило и чем все это закончилось –еще раз доказать ученикам, что историю надо не только любить, но и изучать и извлекать из нее уроки для себя, а возможно и для будущего нашего государства.
Дидактический анализ содержания материала:
Известно, что дидактический материал содействует индивидуальному и дифференцированному подходу к проверке знаний и умений обучающихся.(слайд № 7). Здесь тоже четко учитываются уровни подготовки к восприятию учебного материала и уровень готовности к выполнению заданий.
В данной разработке так же представлены разные дидактические материалы. Они составлены на основе обязательного минимума содержания исторического образования, программы и требований к уровню подготовки обучающихся 10 класса школы.
Дидактический материал разного уровня сложности представлен по темам, он делится на текущий и итоговый и имеет следующую структуру: 1)по темам отдельных уроков :---вопросы и задания;
---тестовые задания;
---работа с фрагментами исторических документов.
2) по итогам всей темы программы:
---тестовые задания;
---вопросы для письменной работы, устного собеседования. опроса;
---кроссворды;
---примерные варианты письменных работ;
---дидактические карточки;
Данные материалы вполне можно использовать не только на уроках, но и для организации познавательной деятельности, на факультативах и для самостоятельной работы в школе и дома.(см. приложение)
Кроме выше указанных традиционных материалов, возникает необходимость внедрять и новые развивающие дидактические приемы. Это, например, прием «хочу спросить», «работа в диадах», «сообщи свое Я» и многие другие.
Этапы изучения раздела «Древняя Русь» слайд №8.
Название блока Цели и задачи Виды деятельности обучающихся и учителя
Блок № 1.
Лекция(урок №1, №2, №3)
(обзорная, проблемная,межпредметная,
установочная).
Характер лекции:
Диалогический, проблемный, диалектический
Количество часов – 3ч.
1).обзорно осветить учебный материал, предлагаемый для изучения.
2).особое внимание обратить на ключевые вопросы блока сочетающегося с учебным материалом предыдущей и последующих тем.
3) Делать акцент на вопросы, которые войдут в контрольное тестирование.
4) Высвободить время для более прочного усвоения знаний, умений и навыков на практических занятиях
5) приблизить школьное обучение к вузовской технологии обучения.
Обучающиеся.
1).конспектируют лекцию, с целью успешного выполнения дальнейших практических заданий, тестирования и сдачи зачёта.
Учитель:
1)Передаёт основную базу знаний
2)Формирует мировоззрение обучающихся3)Осуществляет
воспитательную функцию
4)Выражает своё отношение, своё концептуальное видение, своё мировоззрение, своё «Я».
Блок №2
Практические занятия – 8 часов
2. 1 - 1 час (урок №4 )первоначальное глоссарное обучение
2.2 – 2 часа (урок №5, № 6) Работа с учебником, источником, опорным конспектом.
2.3 Алгометрическое освоение умений и навыков (урок №7, №8, №9)-3ч.
2. 4 Повторное глассарное обучение (урок №10)-1ч.
2.5 Развивающий тренинг (Активный семинар, деловая игра, круглый стол и пр.) – урок № 11-1ч. 1.Целенаправленное заучивание глоссария (т. е словаря терминов, понятий, фактов и т. д.)
1)Учить работать с различными видами учебного материала раздела.
2)Сочетать изучение фактов с формированием
навыков анализа и творческого осмысления исторического процесса.
1)Отрабатывать умения и навыки по пониманию ,анализу и осмыслению фактов событий, явлений.
2) учить умению описать явление, решить задачу, вскрывать причинно-следственные связи, связать изучаемый материал с практикой ,с жизнью.
3) Применять
различные методы, формы и приёмы для развития самостоятельности мышления, инициативности и творчества обучающихся.
4)систематизировать знания.
1)Применять различные способы активации познавательной деятельности обучающихся.
2)Систематизировать знания обучающихся по данной теме.
1)Активизировать познавательную деятельность обучающихся.
2)Воспитывать культуру сотрудничества и культуру умственного, учебно-продуктивного и творческого труда.
3)Использовать эмоциональные познавательные волевые социальные методы мотивации и стимулирования обучающихся
Обучающиеся.
Самостоятельно работают с понятиями и терминами
Работают с учебником, словарём, датами.
Учитель.
1)Оказывает консультативную помощь.
2)работает с обучающимися по проблемным вопросам.
3)объясняет как пользоваться глоссарием.
Обучающиеся.
1)Самостоятельно работают с учебником
2)Работают с историческими документами
3)Работают с опорными конспектами,схемами4)Составляют разнообразные виды конспектов, планов,тестов.
5)Выбирают главное из общего
6)Обрабатывают прочитанный текст
7)Работают с карточками – информаторами
8)Выполняют тренировочные задания по теме.
Учитель
1.оказывает дифференциальную помощь обучающимся
Обучающиеся.
Работают с таблицами
Составляют логических схемы , цепочки,
3)Составляют различные виды таблиц
Работа обучающихся:
Индивидуально, группами, парами
Работа в разных направлениях изучения темы( См. приложение)
4)работают с технологической картой.
5)работают по методу незаконченных предложений.
6)пишут эссе.
7)заполняют базовый лист контроля.
8) заполняют карту самоконтроля.
9)работают по алгоритму.
Обучающиеся.
1)Получают консультацию учителя
2)Повторяют тему и отрабатывают задолженности.
3)Более глубоко и интенсивно изучают пройденный материал.(интесив для сильных обучающихся)
4)Отрабатывают умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать делать выводы
Учитель:
1)Создаёт условия, способствующие оптимальному развитию обучающихся.
2)Предоставляет информацию, контролирует её количество , умение учеников её обрабатывать (анализировать, сравнивать)
3)Работает с продвинутыми обучающимися: Предоставляет им возможность больше взаимодействовать друг с другом, чаще комментировать идеи и мнения одноклассников, использует «открытые вопросы» и т. д.
4)Обеспечивает высокий уровень консультирования, поощряет проявление самодеятельности, предоставляя свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели (сдать досрочно зачёт, написать реферат, подготовиться и участвовать в олимпиаде)
Обучающиеся 1)все участвуют в процессе подготовки урока.
2)работают индивидуально, парами, группами.
3)принимают самостоятельные решения, высказывают свои точки зрения.
4)вступают в диалог, ведут споры, участвуют в дискуссиях.
5)применяют знания и умения в конкретных жизненных ситуациях.
Учитель.
1)ведет урок или выступает в роли наблюдателя консультанта.
2)ненавязчиво может высказать свое мнение, направить ход урока в нужное русло.
3)ведет учет активности обучающихся, их знаний, умений и навыков.
4)подводит итоги, сообщает результаты или предоставляет право делать это самим обучающимся.
Блок № 3 Контроль – тест
3. 1 Урок --консультация, повторение. (Урок № 12)-1ч.
3. 2 Тест – контроль (Урок № 13)-1ч. 1)Повторить весь пройденный материал.
2)Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях .3)формировать самостоятельность выбора, суждения, повышать самооценку обучающегося.
5)воспитывать толерантность.
1)Выявить и оценить реальные знания обучающихся.
2)Определить уровень усвоения учебного материала обучающимися3)Развивать умение применять знания на практике. Обучающиеся:
1)Получают индивидуальные или групповые консультации
2)Ликвидируют пробелы в своих знаниях
3)Проходят досрочное тестирование ( по желанию)
4)Сдавший тест на отлично консультирует одноклассников, совместно с учителем
5)Выполняют задание массивом по уровням.
Учитель:
1)Консультирует обучающихся.
2)Помогает обучающимся ликвидировать пробелы в знаниях.
Обучающиеся.
1)Выполняют контрольное тестирование по двум уровням:
1 уровень подтягивающее или обучающее тестирование(20 вопросов)
2 уровень контрольные тесты(40 вопросов повышенной сложности)
Учитель:
1)заполняет сводную ведомость контроля и оценки знаний умений и навыков.
2)осуществляет самоанализ урока.
3)нацеливает обучающихся на продолжение творческой работы по теме.
Работа со способными обучающимися.
О работе с продвинутыми обучающимися стоит сказать отдельно. Если таковые имеются в классе, то, конечно же ,учителю необходимо создать условия способствующие их оптимальному развитию: отобрать среди различных систем обучения те методы, формы, приемы, которые развивали бы самостоятельность мышления, инициативность и творчество. Действия учителя: 1)таким обучающимся учитель предоставляет информацию, контролирует ее количество и умение учеников ее обрабатывать(анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы), 2)информацию сообщать минимальное количество времени и так же минимально показывать конкретные способы выполнения учебных заданий, а больше предоставлять ребятам возможность обсуждать вопросы самим (меньше объяснять и больше спрашивать, используя так называемые «открытые вопросы»,чтобы понять, как ученики пришли к выводу, решению, оценке).3)не стремиться прореагировать на каждый ответ в классе, а внимательно и с интересом, не оценивая ответы, лишь показать, что он принят: такой прием способствует тому, что обучающиеся начинают больше взаимодействовать друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым они оказываются в меньшей зависимости от учителя.4)учитель обеспечивает высокий уровень консультирования, поощряет проявление самодеятельности, предоставляя свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели (сдать досрочно зачет, написать реферат, подготовиться и участвовать в олимпиаде и т.д.).
Контроль-тест.--следует рассмотреть подробнее: тест-контроль, который выполняют обучающиеся (а в последнее время задания могут быть уже приближенными к структуре заданий ЕГЭ) должен быть кратким и нести самую основную информацию. (кстати, очень многие печатные издания страдают изобилием ненужных подробностей, мелких деталей и т.п., поэтому можно разрешать обучающимся составлять часть вопросов самим во втором блоке работы) Тест имеет дистраторы (то есть варианты ответов), лучше если их четыре также как и в тестах ЕГЭ(если меньше—возрастает вероятность угадывания, если больше—усложняется работа с тестом).
Очень важно, чтобы тест действительно выполнял свою основную функцию—служить инструментом для оценки реальных знаний обучающихся, а не становился детской игрой в «угадалку» Тест обычно содержит от 10 до 50 вопросов .Система критерий оценки должна быть гибкой: за 90% и более – оценка «отлично» , от 75% до 90%--«хорошо», от 50%--до 75%--«удовлетворительно».
Возможно применение двухуровневых тестов: первый уровень-подтягивающее или обучающее тестирование (оно предварительное содержит от 10 до 20 вопросов), после этого теста можно определить насколько хорошо обучающиеся усвоили материал. Вообще –то такие вопросы решаются во втором блоке данной темы. А вот второй ,более сложный уровень,---контрольные тесты, которые реально покажут ,насколько хорошо усвоен материал и какую оценку заслужил обучающийся.На выполнение контрольных тестов обычно отводится 40 минут.
Таким образом ,тестирование является продуктивной формой обучения и контроля и завершает изучение последнего блока и всей рассматриваемой в данной работе темы.
Система контроля, оценки, проверки знаний, умений и навыков обучающихся.
В данной разработке для организации контроля учитель может вести сводную ведомость заданий и контроля по всему блоку.(см приложение)
Контроль ---систематический, наглядный, объективный. За весь блок обучающийся получает до шести оценок минимум.
В конце полугодия проводится «круглый стол»,куда обучающиеся приходят подготовленными, выполнив все задания: рефераты, доклады и т.д.
Затем следует зачет за полугодие. Зачет дифференцированный, имеет различные формы: письменный, устный, поощрительный—«автомат».Итоговая оценка за полугодие складывается из оценок за каждый блок.
Таким образом, оценок при такой системе обучения много ,проблем с накоплением оценок нет никаких (а если учитывать, что урок истории проводится один раз в неделю, то эта система вообще становится незаменимой и очень действенной). Сами оценки объективны, справедливы, наглядны, прозрачны.
Особое внимание уделяется самоконтролю обучающихся (см.прил.)
О карте самоконтроля: она заполняется обучающимся в конце урока. Как часто?—это решают учитель и сами обучающиеся. Для чего необходима такая карта?—она дает возможность понять «молчащего», проанализировать урок с его позиции, определить уровень его притязаний.
Для эффективности обратной связи учитель тоже ведет самоконтроль. проводя самоанализ уроков и учебного процесса.(см.прил.)Очень полезным является анкетирование обучающихся по разработанным учителем вопросам.
Вот такова система обучения ,предлагаемая мною. К данному опыту привела сама жизнь. Система удобна и полезна, она практична, а как известно практика—настоящий критерий истинности знаний.
Заключение.
В заключении хочется сказать, что формируют, воспитывают любовь к своему предмету все или почти все. Все или почти все пытаются поощрять творчество обучающихся, организуют на уроках их индивидуальную и ,групповую деятельность, внедряют нестандартные методы обучения, применяют и вузовские технологии.
Предлагаемая разработка ,то есть тоже технология позволяет выстроить систему организации не просто блока или раздела программы курса, а организации всего культурного (образовательного) пространства обучающегося в его учебной деятельности. Эта система гуманизирована и гармонизирована посредством личностно-центрированного подхода, она пропитана духом творчества, уважения к личности как ученика, так и учителя.
Обучающиеся и учитель чувствуют себя в ней достаточно комфортно и в то же время мотивировано и ответственно. Результат достаточно высокий .Обучающиеся добиваются того, к чему стремятся, большинство из них продолжают обучение в вузах и колледжах и чувствуют там себя так же комфортно и свободно. По данным опроса выпускников 2007года – 20% были освобождены от сдачи экзамена по истории России с оценкой «отлично»,а 70% сдали экзамен на «4» и»5».К сожалению, на момент печатания данной работы неизвестны результаты экзаменов в вузах выпускников 2009 года, но думаю, что они будут нисколько не ниже.
Итак, основные идеи предлагаемой работы: интенсификация педагогического процесса с применением наряду с обычными учебными технологиями средней школы учебных технологий высшей школы при опоре на личностно-центрированный подход, поощрение творческой работы обучающихся, организация их групповой деятельности, использование нестандартных уроков, сочетание активных форм обучения на уроке со значительной (до 60% и более) долей в учебном процессе самостоятельного освоения обучающимися учебного материала.
Список литературы.
История. Россия и мир. 10 кл. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.В Волобуев, В.А. Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожкин —8-е изд., пересмотр.-- М., Дрофа, 2008.
Методическое пособие к учебнику О.В.Волобуева, В.А. Клокова, М.В. Пономарева, В.А. Рогожкина «Россия и мир».
10 класс/ А.В.Игнатов—М.: Издательский дом «Новый учебник»,2005.
ЕГЭ. Справочные материалы по истории России для подготовки к экзаменам /В.В.Барабанов, И.М.Николаев, Б.Г.Рожков;Под ред. В.В.Барабанова.—М.: ООО «Издательство АСТ»:ООО «Издательство Астрель», 2004.
Инновационные педагогические технологии и организация
учебно-воспитательного и методического процессов в школе:
использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. Никишина И.В. 2-е изд., стереотип.—Волгоград:Учитель,2008.
5.Контрольные и проверочные работы по истории. 5-9кл.:Метод.
пособие.- Жукова Л.В.—4-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2002.
6.История России с древнейших времен до наших дней в вопро-
сах и ответах/сост. Г.А.Сушко.—Волгоград: Учитель,2007.
7.История.11класс:тематические карточки-информаторы.Тесты/
сост. А.В.Рогозин.—Волгоград:Учитель,2009.
8.История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: Работа систорическими документами/авт.-сост. Н.А.Григорьева, Н.И.Чеботарева.—Волгоград :Учитель,2005.
Электронные носители.
История России с древнейших времен. Система подготовки к экзаменам. Тесты к экзаменам. Задания повышенной сложности. Справочные материалы. Издательство « Учитель»
2008.