Система критериального оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в контексте обновления содержания образования.


Захарова Инга Алексеевна
учитель начальных классов
Система критериального оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в контексте обновления содержания образования.
Реформирование оценивания необходимо, чтобы предоставить возможность любому системному изменению в сфере образования. И изменения в глобальном масштабе требуются для оснащения нынешних учащихся навыками, необходимыми для их успеха в будущем на рынке труда.
(МакГо, 2008)
Неотъемлемой частью содержания образования является объективная и достоверная система оценки учебных достижений учащихся.
Самые различные способы проверки знаний и умений существовали во все времена. В процессе исторического развития менялись формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на учащихся, мотивационные элементы и многие другие факторы.
На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имел целый ряд недостатков.
Для решения данных проблем было решено внедрить новую систему оценивания учебных достижений учащихся в соответствии с целями, задачами и ожидаемыми результатами обучения.
Оценивание в образовании основывается на критериальном подходе, позволяет оценивать применение знаний и навыки, широко используется в разных странах . Понятие «критериальное оценивание» было впервые введено Робертом Глейзером в 1963 году.
Критериальное оценивание – процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования и понятными для учащихся, родителей и педагогов.
Модель критериального основана на том, что преподавание, обучение и оценивание взаимосвязаны и представляют собой единый подход к организации учебного процесса. Объединяет различные формы оценивания (формативное, внутреннее и внешнее суммативное) для оценки полученных знаний и степени развития навыков в соответствии с определенными целями обучения.

Для сбора данных об успеваемости и прогрессе в обучении учащихся начальной школы в течении учебного года осуществляется два вида оценивания: Формативное оценивание (ФО) и Внутреннее Суммативное Оценивание (ВСО). В совокупности ФО и ВСО составляют оценку на базе школы и используются для получения промежуточных и итоговых годовых оценок. ФО и ВСО применяется по всем предметам.
Все виды оценивания в рамках критериального оценнивания основаны на содержании учебной программы. Любая форма оценивания должна соответствовать принципам критериального оценивания – быть достоверным, надёжным, практичным и положительно влиять на урок и процесс обучения в целом. Критериальное оценивание нацелено на поддержку работы учителя в классе и предназначено для того, чтобы положительно влиять на преподавательскую деятельность.
Связь учебной программы с учебным планом.

ФО является неотъемлемой частью ежедневного обучения и будет проходить на регулярной основе в течении четверти, и будет использоваться для измерения результатов обучения и планирования уроков. ФО позволяет принять решение о достижениях учащихся за четверть или год и не рассматривается как дополнительные упражнения или тестовые задания. Оценивание должно содержать различные задания, письменные экзамены, устные ответы, практические задания, портфолио и презентации.
Для того чтобы сделать процесс оценивания управляемым и практичным необходимо отобрать не более 10 целей обучения для формативного оценивания в каждой четверти. В начале каждой четверти учитель представляет учащимся цели обучения по предмету на четверть. Очень важно предоставлять обратную связь учащимся после формативного оценивания. Ссылаясь на цели обучения, можно определить, где учащиеся достигли успеха, и над чем учащимся ещё необходимо работать. Результаты формативного оценивания необходимо фиксировать в журнале регистрации результатов.
Для формативного оценивания используются три документа: учебная программа, учебный план, и руководство для формативного оценивания по предмету. Все три документа следует использовать при планировании уроков.
Учебная программа Учебный план
по предмету
448056093345Поддержка решений в отношении формативного оценивания достижения целей обучения
00Поддержка решений в отношении формативного оценивания достижения целей обучения
2127250102235Задания на основе целей обучения
0Задания на основе целей обучения
-15875130810Цели обучения
0Цели обучения


37661853619500151828517272000


ВСО показывает итоговый прогресс обучения в конце каждой четверти. ВСО основывается на целях обучения, которые были охвачены в течении четверти и позволят оценить достижения учащихся. Требования ВСО будут определены в тестовых спецификаторах.
ВСО представлено в форме контрольной работы. Необходимо присутствие любого учителя в качестве помощника и наблюдателя. Учащихся необходимо ознакомить с инструкцией проведения контрольной работы. Работа выполняется в строго отведённое время.
Задания должны быть разработаны таким образом, чтобы предоставить равные возможности оценивания для всех учащихся. Результаты позволят учителю проводить рефлексию своего преподавания и помогут планировать дальнейшую деятельность.
ВСО разрабатывается с соответствующими схемами выставления баллов, которое предоставляется учителям для проверки работ и содержат критерии, в соответствии с которыми принимается решение об успеваемости учащегося.
С целью отслеживания прогресса учащегося в течении года учителю следует хранить работы, выполненные учащимися во время проведения формативного и внутреннегоо суммативного оценивания в портфолио. Портфолио – это целенаправленный сбор работ учащихся, которые показывают его результаты обучения, прогресс и достижения по одному или нескольким предметам в определённый период учебного года. Портфолио вводится с целью повышения объективности и прозрачности оценивания результатов учащихся.
Портфолио должно состоять из доказательств, которые помогут учителю определить достиг ли учащийся цели обучения, оцениваемые посредством формативного оценивания, и может включить рабочие тетради, рисунки, фотографии, результаты исследовательских работ, комментарии учителя к работам, работы по внутреннему суммативному оцениванию.
Результаты формативного оценивания регистрируются в разрезе целей обучения в виде решения «Достиг» или «Стремится». Заполняя результаты оценивания учащихся, «Достиг» ставится в том случае, когда учитель уверен в том, что ученик самостоятельно достиг цели обучения. Это возможно, когда учитель наблюдает навыки во время выполнения задания, или как часть домашнего задания. Учителю необходимо иметь набор заданий для подтверждения решения об оценивании.
Формулировку «Стремится» необходимо использовать, если учащийся не достигает цели обучения, все еще «работает в направлении» достижения цели обучения. Учитель может предоставить учащимся возможности для достижения целей обучения несколько раз в течение четверти.
В начале каждой четверти учащиеся и родители должны быть ознакомлены с целями обучения, отобранными для формативного оценивания. В определённые установленные периоды времени необходимо представить отчёты о достижениях каждого учащегося в отдельности.
Учитывая возрастные особенности учащихся 1 класса, внутреннее суммативное оценивание для них проводиться не будет. Оценивание прогресса учащихся 1 класса основано только на результатах формативного оценивания. Четвертные оценки в 1 классе выставляются только в 3 и 4 четверти основываясь на результаты формативного оценивания. Результаты ФО будут переведены по шкале баллов в оценку. Годовая оценка складывается из результатов только формативного оценивания.
Во 2 классе внутреннее суммативное оценивание будет проводиться один раз в конце учебного года. Годовая оценка складывается из результатов формативного оценивания за все четыре четверти и результатов внутреннего суммативного оценивания за год. Но для обеспечения максимальной достоверности и надёжности результатов большой вес придаётся результатам формативного оценивания.
На протяжении учебного года для оценки учебных достижений учащихся 3 и 4 класса проводится формативное и внутреннее суммативное оценивание. Внутреннее суммативное оценивание проводится в конце каждой четверти.
Соотношение формативного и внутреннего суммативного оценивания при выставлении четвертных и годовых оценок представленно в следующих пропорциях.
Класс Формативное оценивание Суммативное оценивание
1 100% 0%
2 75% 25%
3 50% 50%
4 50% 50%
Перевод баллов будет осуществляться по формуле:
Баллы = Количество достигнутых целей обучения 60
Количество оцениваемых целей обучения
Баллы переводятся в оценку.
Общее количество баллов Традиционная оценка
48-60 5
36-47 4
24-35 3
0-23 2
Критериальное оценивание позволяет:
Учителям:
Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;
Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
Улучшить качество преподавания;
Улучшить качество обучения;
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и особенностей;
Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Учащимся:
Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;
Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Родителям:
Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;
Быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.
Список используемой литературы:
Концепция внедрения системы критериального оценивания учебных достижений учащихся Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы». Астана – 2012.
Интегрированная модель критериального оценивания. Методические рекомендации. г. Астана 2014 г.
Руководство для учителя ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015
Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной школы. Астана 2015.