Доклад из опыта работы Логоритмика и дыхательная гимнастика в детском саду
Использование сюжетной дыхательной гимнастики совместно с логоритмикой в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
Ворушило Наталия Сергеевна,
воспитатель,
высшая квалификационная категория
МБДОУ Детский сад №16 «Виктория» г. Чистополь
Республика Татарстан
В последние годы становится очень актуальной проблема здоровья у детей дошкольного возраста. Цель нашей работы - помощь детям научиться осознанно относиться к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Такую помощь, в условиях детского сада можно оказать на музыкальных и физкультурных занятиях, в структуру, которых входят логоритмические упражнения.
Что же такое логоритмика? Логоритмика - это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
В моей группе немалое место уделяется логоритмической гимнастике. Работая именно по этому направлению, мною разработаны логоритмические, двигательные, дыхательные, динамические упражнения, пальчиковые, подвижные, малоподвижные, музыкальные, музыкально-дидактические игры, подбирается материал по определенным темам. Логоритмические упражнения вводятся на музыкальных занятиях, а на физкультурных (без музыкального сопровождения). С раннего возраста в структуру занятия включаются потешки, прибаутки, чистоговорки или упражнения артикуляционной гимнастики. Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения. Занятия проводятся в игровой форме с сюжетно-тематической организацией, что позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, раскрепощенно. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
И все это сочетается с упражнениями на развитие общей моторики, координации движений и развитие мышечного тонуса; кроме того занятия направлены на формирование чувства ритма, умение выполнять упражнения по образцу и т.д.
Ритмичные, четкие упражнения для ног, рук, головы и туловища подготавливают совершенствование движений артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей и т.д., стимулируют развитие мозга, а соответственно, и речи.Ритмическая организация является основой жизни. Все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и много другое подчинено определенному ритму.
Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для малышей форме: ритмических упражнениях и играх.
Каждое занятие включает в себя дыхательную гимнастику, пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями.
Чем же полезна дыхательная гимнастика? Дыхательная гимнастика способствует развитию речи, формирует верное произношение звуков, а также прекрасно укрепляет детский организм. Одна из главных задач: научить детей правильно дышать. Без правильного дыхания для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, не возможна правильная речь. При правильном выполнении упражнений, дыхательная гимнастика приятна и приносит удовольствие моим детям. Я провожу во время адаптации, или когда ребенок гиперактивный, благодаря дыхательной гимнастике, ребенок расслабляется, успокаивается.
Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Игры необходимо ограничивать по времени.
Занятия дыхательной гимнастикой с детьми провожу по 2-3 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Я использую дыхательную гимнастику в различных режимных моментах: на занятиях оздоровительного характера; как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки; в утренней гимнастике, в свободной деятельности. Упражнения для детей провожу в игровой форме. Дыхательную гимнастику можно проводить стоя, сидя, лежа. Чтобы заинтересовать ребенка, упражнения подбираю с веселыми названиями. Большинство пособий изготавливаю сама, стараюсь их делать яркими и привлекательными.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал не заучивается. Главная задача педагога – создание на занятиях атмосферы праздника, радости.
Занятия логопедической ритмикой проводятся 1 раз в неделю, часто совместно с музыкальным руководителем, но в основном в сопровождении музыкальной записи.
Предварительно подбираются музыкально-двигательные, художественно-изобразительные и дидактические игры и упражнения для логоритмических занятий в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием детей.
Длительность занятий по логоритмике детей дошкольного возраста составляет 20 минут. Количество детей соответствует числу детей в группе (в нашем случае 18 человек по списку).
Для достижения наилучших результатов логоритмические занятия строятся с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые детям в рамках одного занятия, объединяются одной лексической темой и проводятся по следующей схеме: 1. Вводная часть – предусматривает приветствие, объявление педагогом темы занятия, и проведение ритмической разминки (10% времени)
Основная часть – включает разнообразные виды музыкальные двигательных и речевых игр и упражнений (70-80% времени)
Заключительная часть – заканчивается любое логоритмическое занятие упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами ходьбы и легкого бега, а также подведением итогов занятия (10-15% времени)
Особенностью проведения логоритмики с детьми дошкольного возраста является частая смена игровых заданий и упражнений, их непродолжительность по времени.
Все задания и упражнения с детьми дошкольного возраста выполняются сопряженно с предварительным показом, т.к. не у всех детей достаточно сформирован навык понимания обращенной речи.
Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и примнению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты:
- снижение уровня заболеваемости;- повышение работоспособности, выносливости;- развитие психических процессов;- улучшение зрения;- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;- развитие общей и мелкой моторики,- повышение речевой активности;- увеличение уровня социальной адаптации.
Таким образом, применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.
Список используемой литературы:
Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа развития.) - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
Логоритмические минутки : тематические занятия для дошкольников / авт.-сост. В. А. Кныш, И. И. Комар, Е. Б. Лобан, Ю. В. Дудак— Минск: Аверсэв, 2009. — 188 с.
Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ
Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
Буренина А. И.Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
Гальцова Е.А. «Забавные истории обо всем на свете»
О.Н.Арсеневская. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения-Волгоград:Учитель,2011-204с.
Использование сюжетной дыхательной гимнастики совместно с логоритмикой в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
Ворушило Наталия Сергеевна,
воспитатель,
высшая квалификационная категория
МБДОУ Детский сад №16 «Виктория» г. Чистополь
Республика Татарстан
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей.
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки.
От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Поэтому целью здоровьесберегающих образовательных технологий – является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физические упражнения. Физические упражнения под музыку были известны еще со времен Древнего Египта. Греками, арабами и римлянами ритмическая гимнастика применялась как методика использования ритма музыки в целях физического оздоровления организма.В своей работе использую — оздоровительный комплекс, куда входят:
1. Дыхательная гимнастика
2. Логоритмические упражнения
3. Артикуляционная гимнастика
4. Пальчиковые игры
Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения детей под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов.
Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Логоритмика включает речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.
Логоритмика позволяет решать целый комплекс задач:
Во-первых, оздоровительно-коррекционные задачи. На занятиях у детей укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются дыхание, артикуляционная моторика, мелкая моторика пальцев рук. Формируются двигательные умения и навыки, развиваются координация движений, ориентировка в пространстве, ловкость, выносливость.
Во-вторых, решается ряд образовательных задач: развитие музыкального слуха, фонематического слуха, грамматического строя речи, расширение знаний об окружающем мире.
В – третьих, воспитательные задачи. Воспитывается чувство ритма в музыке, движении, речи. Дети учатся перевоплощаться, проявлять свои художественнее, творческие способности. Воспитываются личностные качества: доброжелательность, самостоятельность, чувства коллективизма. Основой логоритмики является эмоциональность, образность.
Почти каждое упражнение хоть для дыхания, хоть для языка даётся в игровой форме, кроме того, ритмические упражнения тесно связаны с музыкальным сопровождением, эмоциональное же влияние музыки не требует доказательств.
Основной целью логоритмики является развитие ритмичности речевой и общей моторики. А также главной задачей является растормозить ребенка, поднять ему настроение, воспитывать дружелюбие по отношению к другим детям и коллективу.
Немаловажно, что логоритмические упражнения включают элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).
Логоритмические занятия, решая важнейшие задачи в коррекции речи, формируют у ребенка общую координацию движений, чувство ритма, темпа. Эти занятия всегда насыщены заданиями, но не вызывают у детей чувства усталости. Наоборот, дети с радостью занимаются логоритмикой, потому что в их понятии они играют, а эффективность таких занятий не вызывает сомнений.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
улучшает дренажную функцию бронхов;
восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте решает следующие задачи:
1. Повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
2. Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.
В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах: на занятиях оздоровительного характера; как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки; в утренней гимнастике; после оздоровительного бега; после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; в закаливающих мероприятиях; в занятиях по логоритмике; в любой двигательной деятельности детей (между подвижными и спортивными играми на прогулке в зависимости от ситуации, времени года, состоянии детей); в домашних условиях.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!». Педагог должен обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку.
Надо помнить, что положительные результаты возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости дыхательной гимнастики в работе с детьми.
Результатом оздоровительной работы с использованием логоритмики и дыхательной гимнастики стали следующие показатели:
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
- повышение уровня речевого развития;
- снижение уровня заболеваемости;
- стабильность физической и умственной работоспособности.
Очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, их интересов. Вся работа проводится совместно с музыкальным руководителем, старшим воспитателем, родителями.
Список используемой литературы:
Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа развития.) - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
Логоритмические минутки : тематические занятия для дошкольников / авт.-сост. В. А. Кныш, И. И. Комар, Е. Б. Лобан, Ю. В. Дудак— Минск: Аверсэв, 2009. — 188 с.
Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ
Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
Буренина А. И.Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
Гальцова Е.А. «Забавные истории обо всем на свете»
О.Н.Арсеневская. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения-Волгоград:Учитель,2011-204с.