Конспект по литературному чтению на тему К.И. Чуковский «Путаница». Настроение стихотворения.
Урок 71. К.И. Чуковский «Путаница». Настроение стихотворения.
Цель деятельности учителя Создать условия для ознакомления с произведением К. Чуковского «Путаница», повторения малых жанров фольклора, понятия рифма
Тип урока Решение частных задач
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать выразительно, отражая настроение стихотворения; получат возможность научиться: воспринимать на слух художественный текст; определять смысл произведения; находить слова, которые с помощью звуков помогают представить образ героя произведения.
Метапредметные: познавательные: осознают важную роль чтения для личностного развития, овладевают навыками смыслового чтения, используют различные способы поиска учебной информации; регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; коммуникативные: активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные: имеют целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии
методы и формы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический
Оборудование компьютер
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы
организации взаимодействия
на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный
контроль
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.
Демонстрируют готовность к уроку Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность Устные ответы, наблюдения учителя
II. Актуализация знаний 1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка Организует выставку книг К. И. Чуковского.
– Прочитайте на одном выдохе три раза: шепотом, тихо, громко:
ЛА-ЛЭ-ЛЫ-ЛУ-ЛО
АЛ-ЭЛ-ЫЛ-УЛ-ОЛ
КЛА-КЛЭ-КЛЫ-КЛУ-КЛО
– Прочитайте скороговорку три раза – медленно, быстрее, очень быстро.
Сшит колпак не по-колпаковски,
Вылит колокол не по-колоколовскиРассказывают о книгах писателя.
Выполняют задания Фронтальная, индивидуальная Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация).
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.
Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.
Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания
III. Постановка учеб-ной задачи Первичное чтение – Прочитайте стихотворение «Путаница» «жужжащим» чтением.
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Что необычного в этой сказке?
Формулирует тему, ставит учебные задачи Отвечают на вопросы учителя Фронтальная, индивидуальная Устные ответы
IV. Работа по теме урока 1. Подготовка к чтению вслух.
2. Словарная работа – Какими строчками заканчивается сказка?
– Что показалось самым смешным?
– Что запомнилось сразу?
– Назовите персонажей сказки.
– Кто из них самый серьезный?
– Как его называет автор?
– Чем «Путаница» похожа на небылицу?
Ковш – округлый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости или чего-то сыпучего.
Ушат – небольшая кадка с ушами.
Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная Устные ответы, работа со словарной статьей
V. Закрепление знаний и способов действий 1. Работа над произведением «Путаница».
2. Творческое задание
(сочинение своей небылицы) – Что случилось с героями произведения?
– Почему им надоело говорить своими голосами?
– Что им сказал зайка? Прочитайте. О чем он их предупреждал?
– К чему привела их шалость?
– Как звери восприняли пожар? Испугались ли они?
– Смогли бы они потушить море? Почему?
– Кто потушил море? Зачитайте. Почему ей удалось затушить?
– Как веселились звери?
– Как вы думаете, какими словами можно закончить эту сказку?
– Прочитайте, как автор передал радость зверей.
Читаем выразительно, стараясь передать настроение каждого героя.
– Помните ли вы, что такое рифма? Придумайте рифмы к словам.
плюшка – … (подушка, мушка, кружка…);
птичка – … (синичка, спичка…);
улитка – … (калитка, нитка…).
– Придумайте свою небылицу со словами-рифмами:
1-й вариант: лягушка – подушка;
2-й вариант: лужок – прыжок.
– Рифма – это созвучие слов, поэтому, заменив окончание в одном слове, его надо изменить и в рифмующемся. Например: «лягушки – у подушки» Отвечают на вопросы учителя.
Читают по «цепочке».
Выполняют творческое задание Фронтальная, индивидуальная Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; извлечение необходимой информации из текстов; подведение под понятие; выявление сущности, особенности объектов.
Регулятивные: осуществляют контроль; коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками.
Личностные: оценивают усваиваемое содержание Устные ответы, выполненные задания
VI. Итоги урока.
Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.
Выставление оценок – Что больше всего запомнилось на уроке?
– Какое у вас после этого урока настроение?
– Можете ли вы его выразить в стихотворных строках?
– Закончите предложения:
• Я сегодня узнал…
• Я научился…
• Мне было…
• На этом уроке я похвалил бы себя…
• Сегодня я сумел… Отвечают на вопросы Фронтальная, индивидуальная Познавательные: ориентируются в системе знаний.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.
Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний Устные ответы
Домашнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания Выучить отрывок из стихотворения «Путаница» Задают уточняющие вопросы Фронтальная, индивидуальная Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу