Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме «К.И.Чуковский «Путаница»


Конспект урока по литературному чтению.
Учебный  предмет: литературное  чтение.
Класс: 1 класс.
Автор  УМК (программы  учебного  курса): «Азбука», 1 класс, «Школа России», В.Г.Горецкий,-М.:Просвещение , 2010.
Тема урока: Знакомство с творчеством К.И. Чуковского, К.И.Чуковский «Путаница»
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Цель урока: 
познакомить учащихся с произведениями К.И.Чуковского;
развивать речь, навыки чтения по ролям, диалогическую и монологическую речь, творческие способности учащихся, внимание, память;
продолжить работу над формированием у учащихся интереса к детским книгам как источнику знаний;
формировать навыки выразительного чтения;
Оборудование:
мультимедийный проектор, презентация «Творчество К.И.Чуковского»;
карточки с буквами;
карточки с отрывками из произведений;
рисунок Чуда – дерева;
рисунки ботинка (желтого, красного, зеленого цвета)
Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность детей
1. Мотивация к учебной деятельности Личностные Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на меня все посмотрели.
В начале урока повторим правила посадки:
- Руки (На месте),
-Ноги (На месте),
- Локти (У края),
- Спинка (Прямая)
Повернитесь друг к дружке, улыбнитесь, откройте ладошки и скажите: «Я хочу много знать!»
Сегодня у нас необычный урок чтения. К нам пришли гости – это учителя нашей школы, которые хотят посмотреть, как вы научились хорошо читать. Так что урок у нас волшебный.
Ведь волшебники встречаются не только в сказках и на рисунках. Они рядом с нами, только их нелегко узнать. Но с одним волшебником мы сегодня на уроке встретимся, только чуть позже. Дети отвечают хором
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Регулятивные,
познавательные
Речевая разминка:
- трубочка – улыбка,
- ручеек,
- свеча,
-скороговорка «Проворонила ворона вороненка»
С творчеством, каких писателей и поэтов мы познакомились на наших уроках. А вот как вы знаете их произведения, это я сейчас проверю. Поработаем в группах постоянного состава. Соедините строчки из произведения с их авторами.
Дети выполняют упражнения для губ
Говорят ее грустно, радостно, удивленно.
Дети работают в 3 группах, затем проверка. Одно произведение не знают.
3. Выявление места и причины затруднения Коммуникативные,
познавательные,
регулятивные А кому же принадлежат эти строки? А это вы сейчас узнаете, когда поработаете в паре с коньюктурной пробой. В 1 строчке зачеркните все гласные, во 2 все согласные, а в 3 строчке все повторяющиеся буквы.
Что – то напоминают эти буквы? С творчеством, какого писателя будем знакомиться? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Работа в парах.
Дети зачеркивают буквы: остались буквы к, и, ч.
4.Построение проекта выхода из затруденияКоммуникативные,
познавательные Чему мы должны научиться на уроке?
Помните, в начале урока, я вам говорила о добром волшебнике - он перед вами. Это замечательный детский писатель К.И.Чуковский (коротко рассказываю биографию).
А не узнали вы отрывок из стихотворения «Чудо – дерево». Все стихотворение вам прочтет Васильева Лера.
А чем замечательны плоды этого дерева? И мы с вами сегодня вырастим свое чудо – дерево, а плодами его будут литературные труды Чуковского (открываю на доске рисунок дерева).
Произведения Чуковского знают все дети. А помните ли вы, как впервые, произошло знакомство с Чуковским, и кто помог.
5.Реализация построенного проекта Познавательные,
личностные Да, речь идет о сказках в стихах. И сейчас мы познакомимся с поэтом – сказочником.
Детским поэтом сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как – то его развлечь, отец стал рассказывать сказку:
Жил да был крокодил
Он по улице ходил.
Мальчик затих и стал слушать. А утром он попросил, чтобы отец рассказал всю вчерашнюю сказку, оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. Так в 1907 году появилась его первая сказка в стихах «Крокодил». А какие еще сказки в стихах вы знаете? Давайте их вспомним. Посмотрите на доску зачитайте, отгадайте название. А чем они вам нравятся? А это что за сказка? (Айболит)
Это тоже сказка, но не в стихах. Произведения такого жанра называются прозаическими, а писателей, которые сочиняют такие произведения, называют прозаиками. Как можно назвать Чуковского.
Ой, подул ветер, наше деревцо закачалось.
Физкультминутка.
К.И.Чуковский любил переводить на русский язык веселые английские песенки. Тогда как можно назвать еще Чуковского.
У Чуковского все было необычно, и внешность, и сказки, где все летит, бежит, грохочет, кувыркается. Он пытался все исследовать. Значит, кем был еще Чуковский? Но исследователем он был необычным. Он наблюдал детские кляксы и парадоксы. Он везде ходил с блокнотом и с ручкой и записывал детские стихи небылицы и нелепицы. Одну, из которых мы сейчас прочтем.
Дети вешают на дерево «поэт– сказочник»
Читают отрывки из «Мойдодыра», «Федорино горе»,
«Бармалей»
Вешают на доску «прозаик»
Вешают на доску «переводчик»
Вешают на доску «исследователь»
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Познавательные,
регулятивные Откройте учебник на странице 97, подумайте, что такое небылица?
Прочитайте название. Можно ли по названию догадаться, о чем идет речь?
Какое это стихотворение грустное или веселое?
Прочитайте стихотворение.
В учебнике только начало стихотворения, а вот все стихотворение вы сейчас услышите в исполнении автора. А для чего писатель все перепутал?
Какие строки были самыми веселыми? Кто стал мяукать, хрюкать, квакать, крякать? Как бы вы озаглавили это стихотворение?
Жужжащее чтение
Слушают все стихотворение (запись)
7.Самостоятельная работа Регулятивные,
личностные Прочитайте выразительно, стараясь передать настроение каждого героя.
Назовите персонажей сказки. Возьмите простой карандаш и подчеркните слова автора 1 чертой. Сейчас мы будем читать по ролям. Вы все будите кошечками, лягушечками, курочками. Я читаю слова автора, а вы все остальные.
Затем чтение по ролям.
В стихотворении нам встречаются много слов, схожих звуками и целыми словами. Вспомните как они называются. Найдите такие слова и сочетания звуков.
Сейчас вы попробуете стать поэтами и придумаете несколько строчек – дополнений.
Чтение вслух
В учебнике подчеркивают 1 чертой слова автора.
Дети находят рифмы.
Собачка прибежала и коровой замычала.
8. Включение в систему знаний и повторение Регулятивные Так с творчеством, какого писателя мы сегодня познакомились?
Правильно, ребята, мы сегодня познакомились с различными жанрами творчества Чуковского и узнали его, как……….(обращаюсь к доске).
И все эти жанры объединяются в одно почетное звание. Какое? (детский писатель)
Дети читают хором
9.Рефлекия учебной деятельности на уроке Познавательные,
личностные Что вам понравилось на уроке? О чем вы захотите рассказать родителям? Если понравились произведения Чуковского, то они есть в нашей школьной библиотеке.
У нас ведь на уроке Чудо – дерево, но оно совсем пустое.
Что на чудо – дереве росло в стихотворении, вспомните?
У вас на партах лежат разноцветные башмачки. Если вам урок сегодня понравился, и вы все поняли, то возьмите красный башмачок и прикрепите на дерево. Если вам урок сегодня понравился, но вы не все поняли, то возьмите желтый башмачок и прикрепите на дерево. Если вам урок сегодня не понравился, и вы ничего не поняли, то возьмите зеленый башмачок и прикрепите на дерево.
Какое красивое Чудо – дерево.
Сегодня мы прощаемся с нашим первым учебником, которая научила нас читать - это с «Азбукой» и знакомимся с новым учебником «Литературное чтение».
Давайте хором прочитаем стихотворение «Как хорошо уметь читать!»
На память о сегодняшнем уроке я вам вручаю рисунки персонажей из сказок Чуковского, которые вы дома раскрасите, а на обратной стороне напишите отрывок из этого произведения
Урок окончен.
Дети по рядам вешают башмачки на дерево