КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ К .И. ЧУКОВСКИЙ ПУТАНИЦА, РАДОСТЬ
К.И. Чуковский «Путаница», «Радость»
Цели урока: ознакомить детей с биографией и творчеством К.И. Чуковского; повторить знание малых жанров фольклора, литературоведческой терминологии (рифма); развивать образное и ассоциативное мышление, память и внимание.
Оборудование: портрет писателя; запись оперы «Моидодыр» Ю. Левитина; записи стихов К.И. Чуковского (в исполнении автора или актеров); иллюстрации к сказкам; эпиграфом к уроку можно выписать слова И. Андроникова: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный».
Ход урока
I.Организационный момент
II.Речевая разминка
Работа над скороговоркой.
Села Алеся, с печи ноги свеся, Не смейся, Алеся, а на печи грейся.
III.Постановка цели урока
- Сегодня мы будем читать стихи замечательного детского поэта. Вы знакомы с ним с самого раннего детства, его стихи и сказки читали вам, когда вам было два-три года. Фамилию я называть не буду - вы должны вспомнить ее сами.
IV.Изучение нового материала
1. Подготовка к восприятию. Актуализация знаний. Звучит увертюра к опере «Моидодыр». На ее фоне учитель читает строки из сказки (любые на память). Или звучит запись сказки.
Ребята, вам знакомы эти строки?
Кто их автор?
Знаете ли вы, что читает сам автор?
Какие строчки еЛгстихов знакомы вам?
Может иллюстрации помогут вспомнить? Посмотрите на страницу 5. Что перепутал художник?
Показ иллюстраций, чтение детьми отрывков из знакомых сказок. Если дети не помнят, то читает учитель, а дети угадывают название.
А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком? (Дети рассматривают портрет.)
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. К сожалению, его жизненный путь завершен. Его день рождения - 1 апреля. Если бы он был жив, то в 2004 году ему исполнилось бы 124 года. Ни книги Дедушки Корнея будут жить очень долго.
Почему, как вы думаете?
Учитель обращает внимание детей на эпиграф к уроку.
-Давайте прочитаем, что пишет о Корнее Ивановиче еговнук.
2. Чтение рассказа из учебника.
Понравилось?
Что запомнилось?
Каким, по-вашему, был Корней Иванович по характеру?
У К.И. Чуковского есть книга «От двух до пяти». Это сборник высказываний детей от 2 до 5 лет. Я прочитаю вам отрывок из вступления к этой книге.
Учитель читает со слов «Было когда-то веселое время, жилье мое стояло у самого моря...» до «Я плачу не тебе, а тете Симе».
А за вами мамы записывали смешные слова и выражения?
Узнайте у родителей и принесите ваши самые смешные слова и выражения.
V.Физкультминутка.VI.Продолжение изучения нового материала
-Помните строчки «Вдруг из-под собаки лают ворота?» Какой это жанр устного народного творчества? (Небылицы.)
Сегодня мы почитаем небылицы авторские. Как вы думаете, что будет отличать их от народных? (Их написал один человек.)
Прочитайте сначала «жужжащим» чтением, подготовьтесь читать вслух.
1.Первичное чтение «Путаницы» «жужжащим» чтением,подготовка к чтению вслух.
Понравилось ли вам стихотворение?
Почему улыбаетесь?
Что показалось самым смешным?
Что запомнилось сразу?
Послушайте, как эту путаницу читают актеры. (Прослушивание записи.)
2.Выразительное чтение.
-Читаем очень выразительно, стараясь передать настроениекаждого героя.
3.Творческое задание. Сочинение своей небылицы.
-Помните ли вы, что такое рифма? Придумайте рифмык словам.
Надо дать ученикам несколько слов. Например: плюшка - ... (подушка, мушка, кружка ...) птичка - ... (синичка, спичка ...) улитка - ... (калитка, нитка ...)-Придумайте свою небылицу со словами-рифмами: лягушка - подушка, лужок - прыжок.
Учитель обязательно должен нарисовать опорную схему на доске:
лягушка
подушка
Такая схема необходима, потому что дети в процессе творчества иногда забывают, что рифмующиеся слова должны быть в конце строки. Можно это даже озвучить: та-та-та-та-та лягушка, та-та-та-та-та подушка. И обязательно напомнить, что рифма - это созвучие слов, поэтому, если дети заменят окончание в одном слове, то его надо изменить и в рифмующемся. Например: «лягушки - у подушки».
А теперь новые рифмы: березы - розы, осины - апельсины. (Дети пробуют сочинять.)
А теперь посмотрим, какие стихи получились у К.И. Чуковского.
Чтение детьми стихотворения «Радость».
Работа по вопросам учебника с. 12.
VII. Итог урока#; -;
Что вы узнали о КМ. Чуковском? Что больше всего запомнилось?
Какое у вас после этого урока настроение?
Можете ли вы его выразить в стихотворных строках?
Домашнее задание
Выучить отрывок из «Путаницы» или стихотворение «Радость».
Придумать свою путаницу из 8-12 строк.
Уроки 54-55. К.И. Чуковский «Федорино горе», загадки
Цели уроков: продолжать знакомить детей с творчеством К.И. Чуковского; прививать любовь к чтению; развивать образное и ассоциативное мышление; тренировать навык осмысленного и выразительного чтения.
Оборудование: записи стихотворений К.И. Чуковского; карточки с загадками К.И. Чуковского, иллюстрации к ним; скороговорки на доске.
Ход урока 1
I.Организационный момент
II.Проверка домашнего задания
Дети читают наизусть свои небылицы или стихотворения К.И. Чуковского.
III.Постановка цели урока
-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчествомК.И. Чуковского.
IV.Изучение нового материала
Рассказ учителя.
Знаете ли вы, что он был критиком, литературоведом, а сказочником стал совершенно случайно? Случилось это так. Заболел его сынишка, мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку:
«Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил
Крокодил, Крокодил Крокодилович...» Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что мальчик запомнил ее всю, слово в слово.
И второй случай. Работая в своем кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!» Так появился «Мойдодыр».
-А вы знаете, что кроме своих сказок и стихотворений,у Корнея Ивановича есть еще и переводы с английскогоязыка? Вы наверняка знаете дразнилку «Робин Бобин Ба-рабек». Это Чуковский перевел английскую народнуюпесенку.
Учитель читает стихи, или песенка звучит в записи, а может, вспомнят дети.
Посмотрите на книгу (это, может быть «Шел Кондрат в Ленинград» или «25 загадок, 25 отгадок».)
В этой книге собраны загадки для детей, написанные в стихотворной форме К.И. Чуковским. Я раздам вам загадки на карточках (см. Приложение к уроку). Приготовьтесь загадывать их своим товарищам (карточки раздаются хорошо читающим ученикам).
Чтение и разгадывание загадок детьми.
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы над новым материалом
1.Первичное чтение сказки про себя.
-Сегодня мы будем читать сказку «Федорино горе». Давайтепрочитаем про себя, потренируемся, если будут вопросы,я на них отвечу.
2.Первичная проверка понимания.
Понравилась ли вам сказка?
Что запомнилось?
Что было смешно?
А что грустно?
Жалко ли вам Федору? Почему? 3. Выразительное чтение сказки.
VII. Итог урока
Что нового вы узнали о жизни и творчестве К.И. Чуковского?
Какие загадки вам запомнились?
Домашнее задание
Подготовиться к выразительному чтению сказки «Федо-рино горе».
Нарисовать иллюстрацию к запомнившейся загадке.