Урок по литературному чтению К.И.Чуковский «Путаница», «Радость» «Фёдоровне горе (2 класс)


Урок 2класс Дата:24.02.15
Предмет: Литературное чтение
Чуковский «Путаница», «Радость» «Фёдоровне горе»,
Цели урока: ознакомить детей с биографией и творчеством К.И. Чуковского; повторить знание малых жанров фольклора, литературоведческой терминологии (рифма); развивать образное и ассоциативное мышление, память и внимание.
Оборудование: портрет писателя; запись оперы «Моидодыр» Ю. Левитина; записи стихов К.И. Чуковского (в исполнении автора или актеров); иллюстрации к сказкам; эпиграфом к уроку можно выписать слова И. Андроникова: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный».
Ход урока
I.Организационный момент
II.Речевая разминка
Работа над скороговоркой.
Села Алеся, с печи ноги свеся, Не смейся, Алеся, а на печи грейся.
III.Постановка цели урока
- Сегодня мы будем читать стихи замечательного детского поэта. Вы знакомы с ним с самого раннего детства, его стихи и сказки читали вам, когда вам было два-три года. Фамилию я называть не буду - вы должны вспомнить ее сами.
IV.Изучение нового материала
1. Подготовка к восприятию. Актуализация знаний. Звучит увертюра к опере «Моидодыр». На ее фоне учитель читает строки из сказки (любые на память). Или звучит запись сказки.
Ребята, вам знакомы эти строки?
Кто их автор?
Знаете ли вы, что читает сам автор?
Какие строчки стихов знакомы вам?
Может иллюстрации помогут вспомнить? Посмотрите на страницу 5. Что перепутал художник?
Показ иллюстраций, чтение детьми отрывков из знакомых сказок. Если дети не помнят, то читает учитель, а дети угадывают название.
А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком? (Дети рассматривают портрет.)
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. К сожалению, его жизненный путь завершен. Его день рождения - 1 апреля. Но книги Дедушки Корнея будут жить очень долго.
Почему, как вы думаете?
-Давайте прочитаем, что пишет о Корнее Ивановиче еговнук.
V.Физкультминутка.VI.Продолжение изучения нового материала
-Помните строчки «Вдруг из-под собаки лают ворота?» Какой это жанр устного народного творчества? (Небылицы.)
Сегодня мы почитаем небылицы авторские. Как вы думаете, что будет отличать их от народных? (Их написал один человек.)
Прочитайте сначала «жужжащим» чтением, подготовьтесь читать вслух.
1.Первичное чтение «Путаницы» «жужжащим» чтением,подготовка к чтению вслух.
Понравилось ли вам стихотворение?
Почему улыбаетесь?
Что показалось самым смешным?
Что запомнилось сразу?
Послушайте, как эту путаницу читают актеры. (Прослушивание записи.)
2.Выразительное чтение.
-Читаем очень выразительно, стараясь передать настроениекаждого героя.
3.Творческое задание. Сочинение своей небылицы.
-Помните ли вы, что такое рифма? Придумайте рифмык словам.
Надо дать ученикам несколько слов. Например: плюшка - ... (подушка, мушка, кружка ...) птичка - ... (синичка, спичка ...) улитка - ... (калитка, нитка ...)-Придумайте свою небылицу со словами-рифмами: лягушка - подушка, лужок - прыжок.
Учитель обязательно должен нарисовать опорную схему на доске:
лягушка
подушка
Такая схема необходима, потому что дети в процессе творчества иногда забывают, что рифмующиеся слова должны быть в конце строки. Можно это даже озвучить: та-та-та-та-та лягушка, та-та-та-та-та подушка. И обязательно напомнить, что рифма - это созвучие слов, поэтому, если дети заменят окончание в одном слове, то его надо изменить и в рифмующемся. Например: «лягушки - у подушки».
А теперь новые рифмы: березы - розы, осины - апельсины. (Дети пробуют сочинять.)
А теперь посмотрим, какие стихи получились у К.И. Чуковского.
-Сегодня мы будем читать сказку «Федорино горе». Давайтепрочитаем про себя, потренируемся, если будут вопросы,я на них отвечу.
2.Первичная проверка понимания.
Понравилась ли вам сказка?
Что запомнилось?
Что было смешно?
А что грустно?
Жалко ли вам Федору? Почему? 3. Выразительное чтение сказки.
Чтение детьми стихотворения «Радость».
Работа по вопросам учебника с. 12.
VII. Итог урока#; -;
Что вы узнали о КМ. Чуковском? Что больше всего запомнилось?
Какое у вас после этого урока настроение?
Можете ли вы его выразить в стихотворных строках?
Домашнее задание
Выучить отрывок из «Путаницы» или стихотворение «Радость».
Придумать свою путаницу из 8-12 строк.
Урок 2класс Дата:26.02.15
Предмет: Литературное чтение
С.Я. Маршак, стихотворения для детей, загадки. «Кот и лодыри»,
«Дом, который построил Джек»
Цели урока: пробудить у детей интерес к творчеству С.Я. Маршака; проверить умение узнавать произведение по опорным словам, умение припоминать давно знакомые тексты (переводить информацию из долговременной памяти в оперативную); выучить с детьми стихотворение «Дом, который построил Джек», научить приемам запоминания стихотворного текста.Оборудование: карточки с картинками к стихотворению «Дом, который построил Джек»; кроссворд на доске.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Постановка цели урока
- Сегодня мы будем читать произведения известного детского поэта Самуила Яковлевича Маршака. Вы должны будете вспомнить его стихотворения, которые знаете еще с детского сада, и научиться выразительно читать новое стихотворение. Еще мы выучим одно стихотворение прямо в классе.
III.Проверка домашнего задания
. Дети договаривают последние слова и вписывают их в клеточки.
1. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ... (ремне).
2.Не хотел котенок мытьсяОпрокинул он корытце
И в углу за сундуком
Моет лапку ... (языком).
3.Не было в доме мышей,
А было много ... (карандашей),
Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзинку,картонку
И маленькую ... (собачонку).
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел ... (подснежник).
Вместо шапки на ходу
Он надел ... (сковороду).
Но только раздался звонок
Удрал из вагона ... (щенок).
-Какое слово получилось в выделенном столбце? (Мышонок.)
Героем каких сказок Маршака он является? (Сказки о глупом и об умном мышонке.)
Рассмотрите иллюстрации на странице 25.
Кто может прочитать отрывки из сказки?
IV. Работа над новым материалом
Чтение стихотворения «Лодыри» учителем.
Понравилось ли вам стихотворение?
Прочитайте про себя и найдите главную мысль.
На чьей стороне автор?
Выполните задания в учебнике на странице 29.
V.Физкультминутка
VI.Закрепление нового материала
1.Выразительное чтение стихотворения.
- Прочитайте выразительно, передавая голосом интонации и настроения героев.
2.Чтение и разгадывание загадок.
1)Что такое перед нами:Две оглобли за ушами,На глазах по колесу
И седелка на носу. (Очки.)
2)Всегда шагаем мы вдвоем,Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью. (Сапоги.)
3)Синий домик у ворот.Угадай, кто в нем живет.Дверца узкая под крышей -Не для белки, не для мыши,Не для вешнего жильца,Говорливого скворца.
В эту дверь влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят -
Во все стороны летят. (Почтовый ящик.)
4)Самый бойкий я рабочийВ мастерской,
Колочу я что есть мочи
День-деньской.
Как завижу лежебоку,
Что валяется без проку,
Я прижму его к доске
Да как стукну по башке!
В доску спрячется бедняжка -
Чуть видна его фуражка. (Молоток.)
5)В Полотняной странеПо реке ПростынеПлывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать. (Утюг.)
3.Заучивание наизусть.
-Сейчас мы с вами выучим одно очень известное стихотворение С.Я. Маршака: «Дом, который построил Джек». Это стихотворение было написано в 1923 году. Маршак учился в Англии и много переводил. «Дом, который построил Джек» - это английская народная песенка. Здесь каждый раз повторяются строки, которые произносились в предыдущих куплетах.
Учитель демонстрирует карточки с картинками, побуждая детей договаривать слова в куплетах.
4.Чтение текста об авторе на с. 24.
VII. Итог урока
С какими новыми произведениями Самуила Маршака познакомились?
Какие стихотворения вспомнили?
Домашнее задание
Вспомнить или выучить одно из стихотворений С.Я. Маршака, подготовиться выразительно его читать.