Выступление на педагогическом совете на тему: «Роль классного руководителя в воспитании гражданина России»

Выступление на педагогическом совете 30.12.16. на тему: «Роль классного руководителя в воспитании гражданина России.»
учителя физической культуры Артюха В.А.

Сегодня роль классного руководителя и задачи воспитания в целом становятся чрезвычайно значимыми. Будучи одновременно действующим учителем и воспитателем в одном и том же классе, классный руководитель должен владеть профессиональными умениями весьма широкого профиля. Однозначно прописанных функций классного руководителя не существует, и в педагогических вузах нет такой специальности «классный руководитель»
Древнегреческий философ Платон считал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. В русской педагогике существовал взгляд на учителя как посредника между тем, что создано прошлыми и новыми поколениями (К.Д Ушинский), и для успеха в деле воспитания педагог должен соединять в себе любовь к делу и любовь к ученикам (Л.Н. Толстой).
Реализуя свою профессиональную роль как педагога -воспитателя, классный руководитель ориентирован на непосредственно эмоциональное общение и совместную деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, на понимание мира интересов и увлечений учащихся класса.
Классный руководитель - это педагог, который осуществляет функции воспитателя: организатора творческой самодеятельности детей, как главного условия развития их задатков и способностей, корректора межличностных отношений, защитника воспитанников своего класса в трудных психологических и деловых ситуациях школьного и семейного бытия, демонстрирующего воспитанникам наглядный образ достойного, как пример для подражания.
Воспитывать надо в духе времени. У каждой эпохи своё воспитание, своя нравственная основа, своя вера, своё слово. Но есть понятия, идеалы, общечеловеческие ценности на все времена: Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля. Понимаю, как важна роль классного руководителя в новом тысячелетии. На моих плечах лежит нелёгкая задача - воспитание человека новой эпохи, Человека с большой буквы, Гражданина, социально-активной личности.
России всегда нужны были свободные, смело мыслящие граждане, талантливые организаторы, любящие свою Родину и направляющие всю свою энергию на её процветание.
В наше время сильно пошатнулись морально-нравственные устои, а детской психике трудно ориентироваться в море жизненных ситуаций. В школе необходимо уделять особое внимание патриотическому воспитанию молодёжи. Но эта сфера не терпит авторитарного подхода - в ней недопустимы слова «должен», «обязан» несмотря на то, что в её основе лежат права и обязанности каждого гражданина. Любовь к Родине, потребность защищать Отечество, быть патриотом исходят из вековой истории народа, его обычаев и традиции. Эти чувства воспитываются в нашей школе на героических примерах конкретной личности, путём организации встреч с интересными людьми. Такие люди сами по себе не появляются. Их должна воспитывать система, организованная и поддерживаемая всем российским обществом: государством, институтом семьи, и, конечно, школой.
И здесь моя роль, роль классного руководителя, неоценима. Я убежден, что воспитание должно подготовить ребёнка к трём главным социальным ролям в жизни: Человека - Гражданина, Человека - Созидателя, Человека - Семьянина.
Гражданин для меня это: патриот, человек, имеющий активную жизненную позицию, коллективист, хороший друг, высоконравственный человек.
Уверен, что воспитывать эти качества можно и нужно в детском коллективе, в семье. Именно поэтому основной упор сделан на разнообразные виды, формы и методы воспитательной работы. Такие, как серия классных часов: «Я - гражданин России » Символика: российская, классная, школьная. Внеклассные мероприятия, интеллектуальные марафоны, литературно-музыкальные композиции, посвященные знаменательным датам: Дню Победы, Дню защитника Отечества. Самые активные помощники в этих начинаниях - родители. Их роль в воспитании гражданской позиции очень важна.
«От сердца идущее - к сердцу дойдёт» - учили наши предки.
Организовать ребят в начале года, настроить на коллективное творчество легче с помощью игрового обучения, где обсуждение проблем проходит за «круглым столом».
С помощью тестов и психологических методов аутотренинга раскрываю тему «Знаю ли я себя?» Большое воспитательное воздействие имел классный час «Мой портрет», на котором ребята получили возможность посмотреть на себя со стороны и создать общий интеллектуальный, психофизический портрет класса. Кроме того, мы составили краткие психологические характеристики каждого ученика, которые включили в себя следующую информацию: тип личности, темперамент профессиональной наклонности, позитивные и негативные черты характера. На основе отдельных личностных характеристик был сконструирован общий портрет класса. Оказалось, что большинство учащихся обладают развитой эмпатией - способностью переживать. Они болеют» за свой коллектив и популярны в нём. Одной из главных своих задач считаю развитие доверительных отношений между родителями и детьми.
В сущности, как мало нужно для хорошего воспитания Надо лишь понять, что нет двух отношений к ребёнку - человеческого и педагогического.
Есть одно, и только одно - ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ!






Список используемой литературы

1. Н.А.Константинов, Е.Н.Мединский, М.Ф.Шабаева, "История педагогики"
"Просвещение", Москва, 1982 г.
2. Патриотическое воспитание: от теории к практике /Под ред. Т.А. Карелиной, Т.П. Грибоедовой. -Новокузнецк, 2004
3. «Настольная книга классного руководителя» Гуткина Л.Д. изд. Центр «Педагогический поиск» 2010г.



15