Выступление на тему «Роль классного руководителя в патриотическом воспитании обучающихся».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учрежденье «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Йошкар-Ола»






Тема: «Роль классного руководителя в патриотическом воспитании обучающихся».










Выполнила:
учитель русского языка и литературы
Декина Н.А.





Йошкар-Ола
2015г.

Содержание
I Введение
II Основная часть:
Разный взгляд на патриотизм
Современный взгяд на патриотическое воспитание
Задачи на современном этапе
Деятельность классного руководителя
III Заключение



















Россия
Россия - как из песни слово.
Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки
Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,

Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом - Русь.
С. Васильев
Одним из приоритетных направлений современной образовательной системы является патриотическое воспитание обучающихся, основная цель которого в соответствии с государственной программой <Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы> трактуется как воспитание личности патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом в открытой этносоциальной среде и защищать его интересы.
В Федеральных Государственных образовательных стандартах второго поколения внимание направлено на изучение и реализацию программы <Патриотическое воспитание граждан РФ>,обращение к ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам, которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Издавна представления о патриотизме связывались с трепетным отношением к своей Родине. Всем известно, исторически проявление патриотизма произошло из необходимости защищать и развивать обособленные государства, формировавшие преданность людей родной земле, языку, традициям. Это в первую очередь означало реализацию потребности человека в защите себя, своего рода. Со временем патриотизм стал составной частью общественного сознания.
Позже патриотизму стали приписывать более широкие нравственно-ценностные характеристики. Например, Сухомлинский выделял личностную суть этого явления. Он говорил: <Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может равнодушно пройти мимо отдельного человека>.
Во все времена существовали и другие представления о сути патриотизма. Например, Л.Толстой считал патриотизм чувством вредным, стыдным и дурным, а главное - безнравственным>.
В наше время понимание сути патриотизма и необходимости его развития в обществе также неоднозначно. По данным радиостанции <Эхо Москвы> из 811 опрошенных россиян только 15% считают, что нужно проводить работу с молодежью по патриотическому воспитанию.
В современном понимании патриот - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу и способный отстаивать свои интересы. Патриотизм можно определить как нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей Родине, сознании ее величия и переживании своей духовной связи с ней. По словам И. А. Ильина: <Патриотическое единение людей покоится на некой сопринадлежности их, столь необходимой, естественной и священной, сколь необходим, естественен и священен человеку сам духовный Предмет. И духовный способ жизни. Люди связуются в единую нацию, создают единую Родину именно в силу подобия их духовного уклада, а этот духовный уклад вырабатывается постепенно, исторически из эмпирической данности - внутренней, скрытой в самом человеке ( раса, кровь, темперамент, душевные способности и неспособности), и внешней (природа, климат, среда). Вся эта внутренняя и внешняя эмпирическая данность, полученная народом от Бога и от истории, должна быть проработана духом... В результате возникает единый национально-духовный уклад, который и связует людей в патриотическое единство>.
Поэтому в законе РФ <Об образовании> определены требования к воспитательной деятельности, среди важнейших названа задача патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. В законе отмечается, что содержание образовательной деятельности общества должно быть ориентировано на воспитание патриотизма и гражданственности через формирование адекватной мировому уровню общей культуры, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование человека, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в воспитательном процессе. Создание системы патриотического воспитания в образовательном учреждении предполагает целенаправленное формирование у обучающихся активной жизненной позиции, готовности к активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Отечества, а личные интересы - с общественными.
Как учитель литературы и классный руководитель кадетского класса, я считаю необходимым развивать в молодом поколении чувство патриотизма. Для этого я использую и применяю в своей практике различные формы и методы. Начиная с пятого класса, в нашей школе формируются кадетские классы, их переход из начального звена в старшее знаменуется не только сменой обстановки, но и праздником <Посвящение в кадеты>. Форм работы по патриотическому воспитанию очень много, вот некоторые, используемые мной в своей практике:
Уроки путешествия, викторины по произведениям о войне как мировой литературы, так и марийской (повесть Богомолова <Иван>,повесть Юксерна <Атаманыч>);
Классные часы на военную тематику: <Сталинградская битва>,<Бородинское сражение>;
Встречи с ветераном;
Участие в конкурсе почты России (сочинение на тему:<Есть такая профессия - Родину защищать!);
Дни здоровья;
Посещение музея боевой славы;
Вахта памяти;
Смотры строя и песни;
Конкурсы, например, <Мама, папа, я - спортивная семья>,<Кадет 21 века>;
Участие в митинге на кладбище в Марково;
Участие в автопробеге, параде на 9 мая;
Посещение РОСТА;
Читательские конференции;
Доклады и исследовательские работы о героях войны - наших земляках (Архипов В. С., Суворов С. Р., Прохоров и другие).
Много различных форм и методов, главное, чтобы эти формы стали организационным воплощением новых подходов и принципов современной социально - гуманитарной, педагогической науки, способствовать развитию, обогащению каждой личности, ее самореализации.
Важнейшим условием эффективности работы по патриотическому воспитанию является постоянный анализ ее состояния, объективная оценка достигнутых результатов и определение на этой основе новых возможностей и направлений их реализации в целях обеспечения перспектив развития этой деятельности.



Она не погибнет, - знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся,- верьте!
Поля ее золотые.

И мы не погибнем,- верьте!
Но что нам наше спасенье:
Россия спасется,- знайте!
И близко ее воскресенье.

З. Гиппиус







Литература
Государственная программа <Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы> (Электронный ресурс).-URL:http://www.programs/patriot_2015.shtml/
Ильин И.А. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 1. М.,1993.
Синягина Н.Ю. О патриотизме и воспитании патриота// Воспитание школьников.-2011.-N1.-с.24-26.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев: Рядяньска школа,1985.






























Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915