Разработка новых туристических маршрутов как эколого-краеведческое воспитание подрастающего поколения.


Название проекта: Разработка новых туристических маршрутов как эколого-краеведческое воспитание подрастающего поколения.
Дата старта проекта: 04.04.2016.
Статус проекта: долгосрочный, познавательно - исследовательский.
Цель проекта: развитие краеведения в родном городе и районе, знакомство с историческим и религиозным наследием Подмосковья
Задачи:
Историческое, экологическое и религиозное просвещение подростков.
Создание оптимальных условий для реализации новых туристических маршрутов через исследовательскую деятельность.
Пробуждение бережного отношения к природному окружению нашего края, расширение знаний о природе малой родины и ее исторических ценностях.
Аудитория проекта: студенты колледжа в возрасте от 15 до 20 лет
Затраченные ресурсы: временные ресурсы – 2-3 недели, финансовые ресурсы – минимальные (для проведения пеших маршрутов, распечатки путеводителеей, заданий и пр.), интернет-ресурсы.
Актуальность:
Потребность общения с природой остаётся одной из острейших проблем человека современной эпохи. Для духовного формирования человека важно, чтобы он наблюдал природу, непосредственно общался с ней. Человек должен хорошо знать свой родной край, природу родного края.
Наше государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете.
Следующий, 2017 год, объявлен в России Годом Экологии (точнее – Годом Особо Охраняемых Природных Территорий). Важную роль в экологическо-краеведческом образовании играет практическая и исследовательская деятельность в природных условиях. Учитывая то, что наш город насчитывает немалое количество объектов, относящихся к ООПТ, таких как государственные природные заповедники и заказники, национальные и природные парки, памятники природы и др., многие из которых связаны с историческим, культурным и религиозным наследием, существует огромный потенциал в разработке эколого-краеведческих туристических маршрутов в нашем городе и районе.


Описание проекта
«Охранять природу – значит охранять Родину». Это слова Михаила Пришвина, который провел в нашем городе и районе почти 11 лет жизни, знал много живописных природных уголков и умел подметить то, что скрыто от глаза людского, т.е. заповедано самой природой. Вот и я, начиная работать над данным проектом, ставила первостепенной задачей научить своих студентов видеть вокруг красоту, данную нам природой, ценить это и развивать. А краеведческая деятельность позволяет каждому творческому человеку предоставить возможность своим ученикам раскрыться «за рамками урока».
Конечно, я изначально столкнулась с традиционными трудностями. Во-первых, многие студенты – иногородние, они плохо знают город. Таким образом, работа над проектом дала возможность многим посмотреть на место, где они получают образование, совсем другим взглядом. Во-вторых, многие, даже хорошие, добросовестные студенты, к сожалению не умеют смотреть шире, чем это от них требуется. Мы знаем, что в Сергиевом Посаде есть Троице-Сергиева лавра - и всё… И как только прошу рассматривать объекты не только с истерической и культурной точки зрения, а еще и с экологической, ребята не знают, а точнее, не могут себе представить, что им делать. Но стоит слегка приоткрыть им завесу, как видно, что глаза загораются, и вот уже начинает работать воображение. Ведь экология - это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия… Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Так, например, возникла идея проекта «Строительные материалы Древней Руси» (посещение Красногорской Площади и Троице-Сергиевой лавры). Во время экскурсии можно связать исторические и экологические факторы. Первые постройки были деревянными, далее – каменными, после Лавру стали украшать лепниной и живописью на потолке, наборным паркетом, изразцовыми печами, шёлковой обивкой стен и т.д. Здесь можно использовать разнообразные загадки, задачки, тактильные материалы и пр. Или проект «Русская народная игрушка – самая экологичная» (посещение музея крестьянского быта «Жили-Были», Музея Игрушки и магазина фабрики Богородской игрушки). Уверена, что и детям, и взрослым будет интересно узнать (или напомнить), что первые игрушки на Руси изготавливались из соломы, коры, деревьев, глины. Они большое воспитательное значение. С ними передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Первыми игрушками были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскутки, трещотки. А потом ребенок получал мячи, луки, волчки, свистульки, куклы. С развитием техники стали меняется и облик игрушек: коляски, велосипеды, машины, ракеты…
Этапы проекта:
I этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.
II этап – познавательно-исследовательский.
III этап – обобщающий: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.
Формы реализации проекта:
Разработка экологической тропы, оформление карты экологической тропы.
Квест-игра на экологической тропе.
Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций.
Практическая деятельность.
Продуктивная деятельность (написание эссе, фотографии, рисунки, поделки из природного материала и т.д.).
План разработки проекта:
1. Выявить список важнейших природных и исторических объектов на данной территории, по которой выбран маршрут.
2. Изучить литературу по теме.
3. Разработать схему эколого-краеведческой тропы.
4. Изучить видовой состав древесных насаждений, дать санитарно-гигиеническую и эстетическую оценку посадкам.
5. Разработать тексты либо задания для экскурсоводов на стоянках.
Достигнутые результаты.
На данное время студентами колледжа разработаны следующие проекты:
Русская народная игрушка – самая экологичная (посещение музея крестьянского быта «Жили-Были», Музея Игрушки и магазина фабрики Богородской игрушки).
Вера, Надежда и Любовь Гремячего ключа.
Строительные материалы Древней Руси (посещение Красногорской Площади и Троице-Сергиевой лавры).
Игра-квест «Сказки Абрамцево».
Знакомство с растительностью города «Красота вокруг нас»
Поэзия нашего города (посещение красивых уголков города с чтением стихов, посвященных природе).
Водопад Гремячий: путешествие через историю к благодатным местам.
Птицы нашего города (Белый пруд – стены Троице-Сергиевой лавры – Келарский пруд – р.Кончура).
Зимняя сказка у ключа Гремячего.
Семейные соревнования «За чистый лес!»
Абрамцево – усадьба чудес.
Родник Лесного озера и его тайны.
Окрестности водопада Гремячий.
Семейная игра за главный приз у озера Торбеево.
Этнопарк «Кочевник» - знакомство с культурой коренных малочисленных народов России.
Природа Абрамцево как источник вдохновения.
Дом животных: сравнение леса и фермы.
Разработаны и реализованы следующие проекты:
Прогулка «Загадки Келарского пруда».
Велопрогулка «По уголкам Сергиева-Посада» (оз. Лесное – Глинково – Спасо-Вифанский монастырь – очистные сооружения п. Птицеград – станция МЧС – Парк «Скитские Пруды»)Квест «ЭКО-Посад: увлекательное путешествие».
Начало проекту только положено. Он сам выглядит, как символ нашего города – матрешка: в проекте живет множество других проектов. Кто из студентов стоит только в начале пути – на этапе разработанного проекта. Несколько проектов нам удалось воплотить. И я уверена, что с каждым годом мы будем развивать это направление как в нашем колледже, так и в нашем городе.