Конспект по МДК Организация службы питания в гостиничных и туристических комплексах на тему Характеристика шведского стола
Назначение и характеристика "шведского стола"
Чаще всего шведский стол накрывают в отелях, где постояльцы порой ограничены единственным фактором - временем: на курорте туристы спешат на пляж, а у делового человека график расписан по минутам. Организаторы крупных встреч также прибегают к услугам шведского стола, чтобы, сэкономив время на еду, посвятить его общению.
Время на получение пищи в среднем во время завтрака - 15-20 мин, обеда и ужина - 25-30 мин. Для обслуживания по типу "шведский стол" уделяют отдельный зал в более крупных или часть его в менее крупных ресторанах. На видном месте у кассы вывешивают информацию о часах работы "шведского стола", стоимости завтрака или обеда. "Шведский стол" - это большой стол в центре зала, на котором расставлены блюда с закусками. По краям стола ставят закусочные тарелки стопками по 5--6 штук. В зале у стен расставляют четырехместные столы, сервируют их мелкими тарелками, приборами, ставят фужеры и минеральную воду. Посетители, взяв поднос со специального стола, стоящего при входе в зал, подходят к большому столу и самостоятельно выбирают закуски. Затем подходят к другому столу и выбирают первое блюдо.
Пока посетители едят закуски на первое блюдо, официанты расставляют вторые горячие блюда и мелкие тарелки. Рядом с каждым блюдом кладут приборы для перекладывания. Десерт и кофе развозят на тележках.
Меню обеда и ужина составляются работниками ресторана на основании лимитов на питание, а затем всегда подписываются директором ресторана и заведующим производством. В любом ресторане оно должно быть разнообразным по дням недели, а в более дорогих - при необходимости обеспечивать посетителей диетическими и вегетарианскими блюдами. Создается специальная бригада официантов для обслуживания "шведского стола", в которой каждый работник выполняет конкретный вид работы. Бригада официантов сервирует обеденные столы, убирает использованную посуду.
При всем своем обилии шведский стол обходится отелю куда дешевле, чем порционная подача. Во-первых, потому, что готовится все "оптом", и очень многие блюда на шведском столе составлены из одних и тех же ингредиентов. Оливки - в четырех салатах и одном горячем, копченая рыбка - в двух видах закусок, бобы - в двух салатах и одном горячем... Во-вторых, повару проще "играть" с себестоимостью блюд в рамках шведского стола, чем при подаче a-la-cart в ресторане отеля. Это позволяет, например, учесть сезонное повышение цен на отдельные продукты. При такой системе повар может использовать недорогие продукты, но приготовив их обильно, красиво и вкусно, заслужить похвалы гостей. При порционной подаче так дешево не отделаешься.
Конечно, на шведском столе каждый гость может навалить себе огромную тарелку еды с верхом, что при порционной подаче невозможно. Но практика показывает, что такое происходит только впервые дни отдыха. Потом гость возвращается к общечеловеческой норме или вовсе садится на диету. Поэтому в дни больших заездов еды готовится больше, но потом количество снижается.
Косвенная выгода шведского стола - это экономия на зарплате персонала. Если исходить из того, что на обслуживание 15 гостей выделяется один официант, для обеспечения завтрака 500 гостей необходимо 33 человека, а у нас с этим справляются шестеро официантов.
Оборудование для шведского стола
Во всем мире существует две типовые модели организации шведского стола:
1. Шведский стол с элементами линий приготовления.
Помимо охлаждаемых витрин и мармитов, в зале для посетителей устанавливаются элементы тепловых линий - грили, электроплиты, плиты wok и подобное оборудование. В данном случае, помимо выкладки готовых блюд шведского стола, посетители имеют возможность получать свежеприготовленные горячие блюда.
2. Шведский стол, содержащий только готовые блюда.
Как правило, он имеет модульную конструкцию и состоит из прилавков - мармитов для супов, основных горячих блюд и горячих напитков, охлаждаемых витрин и прилавков для холодных и сладких блюд. Также использование вспомогательных нейтральных модулей, на которые обычно устанавливают дополнительное оборудование, например, сокоохладители. Часто в нейтральные модули устанавливаются выжимные диспенсеры тарелок, что технологически правильно, так как исключает нагромождение тарелок на поверхность модулей. Прилавок для подносов и прилавок для столовых приборов используется везде.
В составе оборудования используются мармиты (котёл для кипячения) для поддержания в горячем состоянии приготовленной пищи. Каждый гость может без труда открыть и закрыть крышку мармита. Напольные мармиты часто выполняются из ценных пород дерева, имеют различную форму и габариты, поддерживают температуру от +30 до +80 С.
Организация питания по принципу "шведский стол" возможна при применении, cерии оборудования "салат-бар", позволяющей размещать различные кулинарные изделия в соответствующих температурных режимах.
Например, для холодных закусок необходим холодильный салат-бар (холодная ванна), а для вторых блюд - тепловой салат бар, работающий по принципу мармита. Для раздачи кулинарных изделий, подаваемых при комнатной температуре, подойдет нейтральный салат-бар.
В первую очередь, необходимо понимать, что оборудование для "шведского" стола - модульная система, состав модулей которой зависит от количества и ассортимента блюд, которые будут предлагаться. Таким образом, первой классификацией "модулей", из которые состоит любой "шведский стол" является температурный режим, в котором поддерживаются предлагаемые кулинарные изделия:
- холодильный салат-бар
- тепловой салат-бар
- нейтральный салат-бар
Для горячих напитков устанавливается специальный мармит, в котором можно подавать кофе, чай или шоколад. Для поддержания жидкости в горячем состоянии используется спиртовая горелка. С помощью удобных ручек ёмкость легко переносить для пополнения.
Разновидности шведского стола
Существуют две основных разновидности организации шведского стола с точки зрения оплаты:
1. Первый вариант - самый демократичный вариант, при котором можно выбрать тарелку любой величины и подходить многократно к столу раздачи. Цена от этого не зависит.
2. Второй вариант - оплата производится в зависимости от величины тарелки, на которую накладываются блюда: мелкая тарелка, средняя и большая. Оплата производится за каждый подход.
Бранч.
Это специальное предложение шведского стола, которое устраивается в ресторанах всех крупных отелей по воскресеньям, так называемый "семейный обед". В ассортимент включены напитки, в том числе и алкогольные. Стоит не слишком дешево, но дешевле вечернего похода в ресторан. Проходит обычно с 12 до 16 - 17 часов. Введение такого спецпредложения связано с тем, что отельные рестораны эффективно работают только во время завтрака и ужина, и то лишь по будням. В субботу гостей обычно нет, и в воскресенье, чтобы заполнить ресторан, устраивают бранч для всех желающих. При этом в качестве бонуса детей до определенного возраста часто предлагают накормить бесплатно или за половину фиксированной цены. Бывает, люди приходят на бранч отмечать дни рождения и другие праздники. Расходы на бранч нередко превышают доходы от него, но ресторан все же получает "живые" деньги и имеет возможность обеспечить сотрудников работой (во время бранча, как правило, работает весь персонал). Кроме того, бранч - неплохой маркетинговый ход для привлечения новых гостей.
Обед-буфет
Прием "Обед-буфет" является разновидностью приема "Обед". Поскольку этот вид приема берет свое начало в Швеции, его еще называют "шведский стол". Он проводится в те же часы, что и "Обед". Организация такого приема довольно простая, поскольку не связана с размещением гостей за столом.
Сервируя стол в виде буфетной стойки "по-шведски", его помещают у стены или посередине комнаты, накрывают широкой скатертью, свешивающейся почти до пола. На середину стола ставят холодные закуски, холодные соусы, хлеб, различные салаты, печенье, кондитерские изделия, прохладительные напитки, соки, минеральную воду. По краям стола рядами или треугольниками ставят рюмки, бокалы, закусочные тарелки располагают стопкой. Ножи и вилки помещают в декоративную посуду или раскладывают рисунком на столе. Салфетки кладут группами в нескольких местах. Цветы с длинными стеблями ставят в высокие вазы.
Участники приема подходят к столу, берут левой рукой салфетку, на которую ставят тарелку с предварительно положенными на нее ножом и вилкой, а затем накладывают на тарелку кушанья. Правой рукой берут бокал с вином, соком или каким-либо другим напитком.
Наполнив тарелку, гости отходят от стола и рассаживаются за маленькими столиками. Они могут располагаться также на диванах, в креслах, стараясь сесть с теми людьми, с которыми им необходимо поговорить.
Вина, коктейли и другие спиртные напитки выставляются на буфетных стойках и столах, за которыми стоят официанты.
Форма одежды такая же, как на приеме "Обед".
Банкет.
В отличие от простого шведского стола предусматривает единовременное обслуживание очень большого количества гостей. В четырех-, пятизвездочных отелях соки не всегда стоят в емкостях, чаще их наливают за барной стойкой вместе с алкогольными напитками, чтобы не образовывалось очередей. Таких импровизированных барных стоек может быть несколько. Кроме того, официанты разносят на подносах наиболее востребованные напитки (минеральную воду, красное и белого вина, апельсиновый сок).
Остальное (крепкие напитки, шампанское) гостям предлагается в баре. Также для решения вопроса очередей в банкетном зале ставится несколько одинаковых отрезков шведского стола. Для этого используется специальная мебель: складные столы разной формы с прикрепляющимися юбками. Собираются они быстро, а выглядят красиво. Таким образом, можно соорудить любые конструкции (прямые, овальные, чередующиеся), преобразив любое помещение. Овальная или круглая конструкция стола позволяет подойти к нему большему количеству людей.
Кейтеринговые мероприятия.
В этом случае шведский стол можно сравнить с банкетом. Отличие заключается в том, что все устраивается не на территории отеля или ресторана, а в ином, специально не предназначенном для этого помещении или на природе. Для этого приглашается кейтеринговая компания. За день до банкета на место привозятся и устанавливаются столы и стулья, а на следующий день с утра начинают завозить ресторанное белье (скатерти, салфетки и т.п.).
Устройство выездного шведского стола схоже с обычным, но нюансы все-таки есть. Снег и лед для ванн под гастроемкости заготавливаются заранее. Для горячих блюд везутся мармиты - либо электрические, либо на гелевом топливе. Сами горячие блюда везут в специальных термошкафах. Однако перед транспортировкой они не доводятся до полной готовности, а доходят уже в мармитах ближе к моменту подачи.
Стоимость мероприятия сказывается на меню и цене напитков и продуктов, но не на внешнем оформлении. Одноразовая посуда в подобных случаях не используется. Исключение касается обычно только пивных стаканов.
Тематические мероприятия.
Организация тематических шведских столов отличается специальными элементами меню и деталями сервировки. Например, если это день итальянской кухни, на столе непременно должны быть пармская ветчина, помидоры с "Моццареллой", жареный сладкий перец, ризотто. Обязательные макароны повар готовит для гостей отдельно, небольшими порциями. Блюда, не имеющие отношения к итальянской кухне (скажем, селедка под шубой), на подобном мероприятии недопустимы. Оформление стола должно включать в себя детали, типичные для Италии: это может быть скатерть в виде итальянского флага, бутылка со свечой, специальный зажим для пармской ветчины и т.д. Для официантов потребуется соответствующая тематике униформа.
Если в центре внимания какой-то праздник, например, Новый год или день Святого Валентина, необходимо подобрать соответствующее декоративное оформление стола. Вообще в сервировке можно обыграть любую тематику, но желательно так, чтобы украшения не заслоняли блюда. Ведь главное в шведском столе все-таки не форма, а содержание.
2. Организация работы обслуживания посетителей по типу "шведский стол"
В основных ресторанах, которые предлагают завтрак, обед и ужин, шведский стол должен быть открыт всегда или установлены наиболее удобные интервалы для организации шведского стола: завтрак - 7:30 -11 ч.; обед - 14 -16ч.; ужин 18 - 21 ч.
Обычно действует принцип самообслуживания, но в пятизвездочных отелях свободный официант обязан на всякий случай предложить гостям свою помощь. В некоторых местах даже предусмотрена специальная должность буфетчика, который занимается исключительно "присмотром" за шведским столом: приносит тарелки, меняет приборы, следит за чистотой. Кухня, в свою очередь, заранее готовит десерты, хлеб, холодные блюда и непосредственно перед началом работы ресторана - горячее. Официанты и помощники официантов (их ещё называют фудраннерами) выкладывают все блюда за 5 минут до открытия ресторана, пленки снимаются - и ресторан готов к обслуживанию. По мере необходимости они сообщают на кухню о том, что некоторые блюда заканчиваются, они же выносят новые блюда на стол.
Преимущества шведского стола:
1. Особенность шведского стола позволяет обслуживать большое число людей.
2. Наличие определённого меню на каждый день позволяет так организовать процесс, чтобы повара успевали готовить, нет той непредсказуемости, когда клиенты каждый заказывает себе что-то меню.
3. Многие клиенты предпочитают знать, какое блюдо они будут есть, что не всегда получается, когда они заказывают блюдо из меню.
4. Относительно низкая цена - сюда не входит работа и чаевые официанта.
5. Владельцу ресторана выгоден шведский стол, так как в итоге клиенты платят больше, чем съедают.
Недостатки:
1. Подготовка большого количества блюд отнимает у персонала много времени.
2. Часто продукты пропадают зря - если гости не съедят всё, то приготовленное мясо, овощи придётся выбросить, так как на следующий день они будут негодны для еды.
3. Даже если в ресторане очень мало человек, блюда должны быть предоставлены в полном объёме, тогда в соответствии с предыдущим пунктом - много продуктов может быть выброшено.
Наполнив тарелку понравившимися Вам блюдами, Вы садитесь за отдельный столик и спокойно принимаете пищу. Если же у Вас возникло желание получить добавку, то следует знать некоторые правила этикета, соблюдаемые на шведских столах: с грязной тарелкой за добавкой не ходят! Использованная посуда остается на столе и, пока Вы себя обслуживаете, ее убирает официант.
На шведском столе всегда находятся приборы общего пользования. Ими каждый накладывает себе на тарелку выбранные блюда, а затем идет за свой столик, где, как принято в ресторане, уже лежат все необходимые столовые приборы.
Хлеб могут приносить официанты, но, как правило, он также находится на шведском столе - выкладывается на поднос с крышечкой или на деревянную доску, к которой прилагаются салфетка (чтобы держать хлеб) и нож, чтобы каждый мог самостоятельно отрезать кусок.
Шведский стол формируется по принципу обычного меню: холодные закуски, супы, горячие мясные блюда, горячие рыбные блюда, гарниры, десерты и хлеб.
Главное правило сервировки "шведского стола": закуски должны находиться рядом с закусками, горячее - с горячим, десерты - с десертами. Ближе всего к входу в зал помещают холодные закуски и хлеб. За ними - супы. Потом - вторые блюда (отдельно - рыбные, отдельно - мясные). В конце - десерты. Напитки располагаются на отдельном столе-баре также недалеко от входа. Ставить напитки и продукты на один стол не принято. Исключение может делаться для специального напитка от шеф-повара, входящего в меню шведского стола.
Между собой блюда каждого вида располагаются более-менее в свободном порядке. Но, например, мясные закуски никогда не должны лежать на одной тарелке или одном подносе с рыбными. Даже если внутри одного подноса несколько тарелок, под одной "крышей" с рыбой могут уживаться только другая рыба и морепродукты, но ни в коем случае не мясо.
Если это постоянный шведский стол в отеле или ресторане, на нем все подается одновременно. Если речь идет о банкете, то сначала предлагаются холодные закуски, а уже потом на шведский стол ставится горячее. Десерты без крема можно подать сразу, с кремом - после горячих блюд. Нескоропортящиеся закуски могут оставаться на шведском столе до конца банкета.
Блюда (как холодные, так и горячие) подаются в емкостях из нержавеющей стали, которые, соответственно, либо охлаждаются в ваннах со снегом, либо подогреваются в специальных устройствах - шэфингах (мармитах). Салаты иногда выкладывают в круглые керамические охлаждаемые чаши. Также холодные закуски и десерты подаются на хладоподносах с роликовыми крышками или без. Нужна крышка или нет, определяется тем, как удобнее брать продукт. Нарезка обычно подается без крышек. В некоторых местах над шведскими столами предусмотрена дугообразная статичная крыша из пластикового стекла. Она не позволяет попадать на продукты большому количеству бактерий и способствует более длительному сохранению желаемой температуры. На подносах с крышками прекрасно смотрятся сыры и десерты. А вот блюдо с мясной нарезкой будет лучше выглядеть в ванне, заполненной снегом. (Под снег в целях его экономии часто добавляют охлаждающие элементы, тогда его можно не менять в течение всего мероприятия.) Некоторые рестораторы используют охлаждающие ванны с кондиционерами. На шведском столе холодные закуски должны находиться при температуре до 5°С, горячие - при температуре выше 60°С.
На хладоподносы с крышками закуски и десерты выкладывают заранее (за час-полтора до подачи на стол), накрывают пленкой и ставят в холодильник. Пластиковый поднос за это время доходит до нужной температуры и сам становится дополнительным хладагентом. Горячие блюда выкладываются, наоборот, "с пылу, с жару".
Все блюда на шведском столе должны постоянно обновляться, независимо от того, успели гости все съесть или нет. Закуски полагается менять в среднем не реже одного раза в час, а в жаркую погоду, особенно если блюдо стоит открытым, - еще чаще. Горячие блюда, как правило, обновляют, когда емкость опустела наполовину.
Напитки подают в специальных диспенсерах или кувшинах (которые также годятся и для подачи мюсли). Что лучше - дело вкуса. Кувшины выглядят красивее, но у них меньше объем и ими не так удобно пользоваться. Рядом с диспенсерами для джема и меда или, например, возле емкости с йогуртом ставятся небольшие стеклянные розетки. Булочки обычно подаются в корзинках.
При каждом блюде обязательно должен быть раскладочный прибор - либо щипчики, либо ложка с вилкой. Делаются такие приборы в основном из нержавеющей стали, но иногда и из пластика (хотя пластик с точки зрения европейского ресторанного сервиса считается неприемлемым). Иногда для салатов кладут деревянные ложки, но тогда и посуда тоже должна быть деревянной, а стол выдержан в этническом стиле.
Указательные таблички - необходимая атрибутика шведского стола. Но дабы не перегружать его ненужной информацией, их надо ставить или вешать только там, где что-то может быть непонятно. Например, если рядом стоят два диспенсера с молоком, необходимо указать, что одно из них нормальной жирности, а другое - обезжиренное. (Это крайне важно, например, для озабоченных своим здоровьем американцев, которые пьют только обезжиренное молоко.Подход к шведскому столу должен быть безопасным, без ступенек (спускаясь вниз с тарелкой, легко оступиться). Обязательно нужен удобный (желательно отдельный, огороженный) подход поваров и официантов к шведскому столу. Иначе при большом стечении гостей персоналу придется стоять и ждать, пока подход освободится.
Блюд может быть много, но подавать их следует маленькими кусочками, предназначенными на один "укус". Кроме того, сегодня все хотят оставаться стройными, и повару снова приходится подстраиваться: если раньше порция весила 250-300 г, то сейчас максимум - 100-150 г. Вся Европа повернулась в сторону самых простых блюд. Исключения составляют национальные и блюда американской кухни: первые сложны в приготовлении, вторые славятся большими размерами. Шведский стол хорошо смотрится, когда на нем не менее пятидесяти блюд.
Большую роль в организации "шведского стола" играет, конечно же, шеф-повар ресторана. Он является своего рода художником. При сервировке шведского стола учитывается даже цвет. Например, если горячее красного цвета, то подавать борщ уже нельзя - нужен белый суп. Если в меню стоит соте из овощей, то овощной суп следует исключить. Недостаточно уметь приготовить то или иное блюдо. Важно знать, какой гарнир подходит к разным видам рыбы, мяса. С каким соусом блюдо лучше подавать. 30-50 лет назад шведские столы украшались всем, чем угодно. Сегодня все элементы украшения должны быть съедобными. Не просто сервировать лед, масло, маргарин, экзотические фрукты.
Документальное оформление
Закуски, блюда, напитки, кондитерские изделия из кухни, буфета ресторана, экспедиции кондитерского цеха отпускают бригаде официантов на основе дневных заборных листов или чеков кассовой машины, причем бланки дневных заборных листов выдаёт бухгалтерия предприятия материально ответственным лицам накануне рабочего дня в двух экземплярах с обязательной регистрацией их в специальной книге.
Заборный лист, имеющий типовую форму, выписывают в двух экземплярах, оформляют на администратора или метрдотеля.
После каждого завтрака, обеда, ужина необходимо снимать показания счётчика кассовой машины и подсчитывать количество и стоимость проданных блюд и закусок. Деньги, а при обслуживании группы туристов подтверждения на питания, сдают по приходному ордеру в кассу ресторана в случае, если часть продукции оказалась непроданной, её возвращают на кухню или в кондитерский цех или буфет, о чём должна быть сделана запись в заборном листе. Первые экземпляры заборных листов бригадиры официантов и поваров сдают в бухгалтерию.
Расчёт за завтрак, обед или ужин осуществляет кассир (кассир-контролёр) на кассовой машине, специально выделенной для "шведского стола". Машину устанавливают перед входом в зал, где размещен "шведский стол".
Каждый потребитель, предварительно оплатив стоимость завтрака, обеда или ужина, получает чек, который кассир обязан погасить(надорвать). При обслуживании группы иностранных туристов чеки печатают на кассовой машине по секции "безналичный расчёт" или на отдельной кассовой машине и вручают гиду-переводчику или руководителю группы.