ФИЗИКА И ТВОРЧЕСТВО В ТВОЕЙ ПРОФЕССИИ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ФИЗИКА И ТВОРЧЕСТВО В ТВОЕЙ ПРОФЕССИИ
ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
АННОТАЦИЯ
Программа элективного курса «Физика и творчество в твоей профессии» составлена для учащихся 9-х классов средней общеобразовательной школы. Курс состоит из 4 тем и рассчитан на 34 учебных часа (1ч в неделю в течение учебного года) или 17 часов (1 час в неделю в течение учебного полугодия) для сетевых элективных курсов. Данный курс знакомит учащихся с тем, как используется физика в творчестве инженеров, рабочих, медиков, изобретателей и технологов. В процессе изучения курса рассматриваются элементы теории решения изобретательских задач профессионального и политехнического содержания.
Автор программы ставит цель социальной адаптации выпускников основной школы в условиях ускоренного темпа социально-экономических преобразований в обществе, перестройки технологических производственных процессов на современных промышленных предприятиях, востребованности технически грамотной, творчески мыслящей личности на рынке труда своего города и региона.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеизвестно, что становление профильного обучения на старшей ступени общего образования является одним из приоритетных направлений модернизации системы общего образования в Российской Федерации.
Данная программа предназначена для учащихся 9-х классов и посвящена становлению новой личности современного инженера, врача, рабочего, умеющего использовать физические знания в изобретательской, творческой деятельности в условиях цеха, лаборатории, лечебного учреждения, конструкторского бюро, мастерской.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА:
Создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе дальнейшего обучения, связанного с естественнонаучным и политехническими видами профессиональной деятельности или отказался от него.
Помочь выпускникам основной школы совершить выбор в данной образовательной области для более тщательного изучения физики и техники, увидеть многообразие видов профессиональной деятельности, связанных с ней.
Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе физического решения изобретательских, профессиональных задач.
Показать ученикам как люди различных специальностей стремятся овладеть своей профессией и создать новые технологические и культурные ценности.
В ходе изучения курса готовить учащихся к сознательному выбору профессии и стремиться воспитать творческое отношение к своей будущей работе.
Содержание программы отобрано в соответствии с познавательными и возрастными особенностями учащихся 9-х классов. В то же время в процессе изучения курса учащиеся с повышенной мотивацией будут иметь возможность работы на более высоком уровне, развивать творческие качества.
Много внимания уделено различным приемам технического творчества, не всегда связанными с физикой. Однако, конечная цель этих отступлений – доказательство физических принципов решения профессиональных изобретательских и политехнических задач.
Примерно половина занятий курса отводится семинарским занятиям, практической и самостоятельной работе учащихся, что обеспечивает в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные и проектные работы.
В случае нежелания заниматься по программе этого курса после 1 полугодия ученик имеет возможность перейти на занятия по программе другого элективного курса, получив зачет по теме 1 «Техническое творчество и физика».
Итоговый контроль по курсу «Физика и творчество в твоей профессии» осуществляется в форме зачета, варианты которого могут быть следующими:
1.Подготовка и публичная презентация «Энциклопедической справки»,посвященной (на выбор):
а)выдающемуся или известному ученому - физику, связанному с изучаемымкурсом;
б)важному событию, достижению, изобретению, изученному в курсе.
При подготовке справки ученик должен показать:
знакомство с необходимой научной и научно-популярной информацией;
умение отбирать наиболее важные, существенные для понимания смысла изученного материала сведения;
умение пользоваться справочной литературой, научными, популярными изданиями для отбора необходимого для справки материала;
умение связно излагать материал;
умение собирать необходимый иллюстративный материал и использовать его в сочетании с текстом.
Желательно использование компьютера для оформления справки. Объем справки до 2-3 страниц. Примерный перечень тем предлагается руководителем элективного курса, но за учеником сохраняется право самостоятельного выбора темы для написания справки, связанной с его будущей профессией.
2.Выполнение конструкторского задания, изготовление приборов илидействующих технических устройств, публичная демонстрация их работы.
При изготовлении и демонстрации созданных моделей учащиеся должны:
представить действующее устройство;
объяснить принцип работы продемонстрированного устройства;
рассказать о его возможном применении на производстве, в быту, в школе;
предложить возможные изменения в схему или конструкцию этого устройства или подобных ему для улучшения качества его работы, большей универсальности, удобства в применении, повышении чувствительности и т.д.;
наглядно оформить изготовленное конструкторское задание.
3.Решение изобретательских задач и публичная защита этих решений.При оценивании представленных изобретательских решений учитывается:
оригинальность предложенного изобретения;
степень новизны;
реальность результата;
возможность внедрения идеи в современное производство или другую среду человеческой деятельности;
степень самостоятельности решения;
качество защиты решения (физические методы решения, наличие схем, рисунков, графиков, иллюстрирующих решение и т.д.).
ПРИМЕЧАНИЕ: Зачет в форме конструкторского задания и решение изобретательской задачи следует предлагать наиболее подготовленным учащимся с высокими учебными и творческими возможностями и повышенной мотивацией к учению.
4. Доклад по теме, связанной с содержанием изученного курса.
Доклад представляет собой запись устного сообщения в жанре научного стиля по какой-либо теме, посвященной изучению явления, события, объекта и т.д. Доклад, как правило, представляет объект в целом, не ограничиваясь отдельными аспектами проблемы. Текст доклада должен быть ориентирован на сравнительно легкое и наглядное восприятие понимающими слушателями, минимально знакомыми с существом предмета доклада. Письменным аналогом доклада является научная статья.
Центр тяжести в докладе переносится на содержательную сторону, форма не предполагает использования элементов разговорной речи. Текст доклада допускает терминологическую насыщенность, допустимо использование рассуждающего наложения. Предпочтительны короткие фразы, облегчающие восприятие на слух относительно сложного содержания. Доклад может быть дополнен различными средствами наглядности: таблицами, схемами, чертежами, моделями, диапозитивами или демонстрационными опытами.
Требования к докладу:
перечень тем готовится руководителем элективного курса с учетом проблем, изученных в данном учебном году;
доклад готовится с помощью научно-популярной и справочной литературы, список которой прилагается к докладу;
объем доклада - до 10 стандартных машинописных страниц;
дополнительным баллом оценивается использование компьютера, применение средств наглядности при оформлении доклада;
допускается чтение доклада, рассказ с опорой на письменный текст. Необходимо стремиться к тому, чтобы школьники получили возможность освоить систематические знания на различные темы.
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
при прохождении курса в течение всего учебного года
№ Наименование
темы Количе-
ствочасов В ТОМ ЧИСЛЕ
теоретическихсемин. или
самост.раб..
самостоят. практических работ
1. Техническое творчество и физика. 13ч 7ч 2ч 4ч
2. Законы физики и законы технологии. 5ч Зч2ч -
3. Физические и
технологические
противоречия
производственных
процессов. 2ч 2ч 4. Физика в истории и жизни профессий. 12ч 6ч 2ч 4 ч
5. Обобщающее занятие «В мире профессий» или экскурсия. 2ч 2ч
Итого: 34 ч 18ч 6ч 10ч
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ФИЗИКА И ТВОРЧЕСТВО В ТВОЕЙ ПРОФЕССИИ»
(при прохождении курса в течение всего учебного года)
Тема 1. Техническое творчество и физика (13 ч)
Изобретатель: профессия или призвание (1ч)
Методы технического творчества:
Метод гирлянд ассоциаций и метафор (1ч)
Синектика - метод совмещения разнородных элементов (1ч)
Метод морфологического ящика (1ч)
Техническое решение и физический принцип действия (1ч)
Применение физических эффектов в технике:
Закономерности технических систем и применение физических эффектов (1ч)
Решение задач на описание широкоизвестных физических элементов по формуле
W=А В С (1ч)
Научно-фантастическая литература как мысленный эксперимент и указатель неиспользованных физических эффектов (1ч)
1.5.Элементы теории решения изобретательских задач:
1.5.1.Изобретатели перестраивают физику (1ч)
1.5.2.Решение задач с помощью алгоритмов решения изобретательских задач (1ч)
1.6.Решение задач профессионального характера:
Профессиональные задачи в биографиях изобретателей (1ч)
Коронный разряд-инструмент рабочий (1ч)
1.6.3.Задача о центрифуге (1 ч)
Тема 2. Законы физики и законы технологии (5ч)
Что такое технология? (1ч)
Какие законы действуют в технологии? (1 ч)
«Классическая» технология и микроэлектроника:
Знакомство с микроэлектронным производством (1ч)
Законы технологии (1ч)
2.4.Профессиональное творчество в технологии (1ч)
Тема 3. Физические и технологические противоречия производственных процессов (2ч)
Литье металлов (1ч)
Технолог и рабочий. Ответственность за физическое качество продукции (1ч)
Тема 4. Физика в истории и жизни профессий (2 ч)
Великие открытия и новые профессии в одном политехникуме (1ч)
Новое состояние вещества и старые профессии (1ч)
Физики становятся станочниками:
Новые виды энергии в обработке металлов (1ч)
Как сделать конкурентоспособный станок (1ч)
4.3.3. Физическая модель производительности электроэрозийнойобработки (1ч)
Физика токарного станка: сегодня и завтра (1ч)
Слесарь - сантехник, газосварщик, их физические проблемы (1ч)
Мотор автомобиля и окружающая среда (1ч)
Физические принципы рыболовства (1ч)
Физические методы воздействия в медицине (1ч)
Физика в работе электромонтера (1ч)
4.10.Физические проблемы самой знакомой профессии (1ч)Обобщающее занятие «В мире профессий нашего города» или экскурсия на одно из предприятий или СПТУ города (1-2 ч)
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
при прохождении курса в течение одного учебного полугодия
№ Наименование
темы Количе-
ствочасов В ТОМ ЧИСЛЕ
теоретическихX семинаров
или
самостоят. практических работ
1. Техническое творчество и физика. 8ч 4ч 2ч 2ч
2. Законы физики и законы технологии. 4ч 2ч 2ч -
3. Физические и
технологические
противоречия
производственных
процессов. 1ч 1ч - -
4. Физика в истории и жизни профессий. 2ч 1ч 1ч -
5. Обобщающее занятие «Физика в моей будущей профессии»
будущей профессии» или экскурсия. 2ч - - 2ч
Итого: 17 ч 8ч 5ч 4 ч
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ФИЗИКА И ТВОРЧЕСТВО В ТВОЕЙ ПРОФЕССИИ»
(при прохождении курса в течение одного учебного полугодия)
Тема 1. Техническое творчество и физика (8 ч)
Изобретатель: профессия или призвание. Профессиональные задачи в биографиях изобретателей (1ч)
1.2 Методы технического творчества:
Метод гирлянд ассоциаций и метафор. Синектика - метод совмещения разнородных элементов. Метод морфологического ящика (1ч)
Техническое решение и физический принцип действия (1ч)
Применение физических эффектов в технике:
1.4.1 Закономерности технических систем и применение физических эффектов (1ч)
1.4.2 Решение задач на описание широкоизвестных физических элементов по формуле
W=А — В С (1ч)
1.5. Элементы теории решения изобретательских задач:
1.5.1 Изобретатели перестраивают физику (1ч)
1.5.2.Решение задач с помощью алгоритмов решения изобретательских задач (1ч)
1.6. Решение задач профессионального характера: коронный разряд-инструмент рабочий. Задача о центрифуге (1ч)
Тема 2. Законы физики и законы технологии (4 ч)
2.1 Что такое технология?(1ч)
«Классическая» технология и микроэлектроника:
2.2.1. Знакомство с микроэлектронным производством (1ч)
2.2.2. Законы технологии(1ч)
2.2.3. Профессиональное творчество в технологии (1ч)
Тема 3. Физические и технологические противоречия производственных процессов (1 ч)
Литье металлов. Технолог и рабочий. Ответственность за физическое качество продукции (1ч)
Тема 4. Физика в истории и жизни профессий (2 ч)
4.1Великие открытия и новые профессии в одном политехникуме (1ч)
4.2 Новое состояние вещества и старые профессии (1ч)
Обобщающее зачётное занятие
«Физика в моей будущей профессии» (2 ч)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Техническое творчество и физика. Изобретатель: профессия или призвание. Методы технического творчества. Метод гирлянд ассоциаций и метафор. Синектика - метод совмещения разнородных элементов. Метод морфологического ящика. Техническое решение и физический принцип действия. Применение физических эффектов в технике. Закономерности технических систем и применение физических эффектов. Решение задач на описание широкоизвестных физических элементов по формуле
W=А В С. Научно-фантастическая литература как мысленный эксперимент и указатель неиспользованных физических эффектов. Элементы теории решения изобретательских задач. Изобретатели перестраивают физику. Решение задач с помощью алгоритмов решения изобретательских задач. Решение задач профессионального характера. Профессиональные задачи в биографиях изобретателей. Коронный разряд - инструмент рабочий. Задача о центрифуге.
ЛИТЕРАТУРА:
Альтов Г. И тут появился изобретатель. - М., «Детская литература», 1984.
Альтшуллер Г.С. Анализ, формулы и немного фантазии // Техника и наука. - 1979. - № 10.
Альтшуллер Г.С, Горин Ю. Отталкиваются - притягиваются...// Техника и наука. - 1981. - № 7.
Альтшуллер Г.С. Физэффекты - инструменты технического творчества// Техника и наука. - 1981. - № 1.
Альтшуллер Г.С. Формулы талантливого мышления. Прелюдия теории// Техника и наука. - 1979. - № 3.
Амнуэль П. Научная фантастика нужна инженерам// Техника и наука. -1979. - № 3.
Белильцев В. Плюс геометрия// Техника и наука. - 1982. - № 7.
Верткин И. Сила ритма// Техника и наука. - 1982. - № 3.
9.Горин Ю. Корона - инструмент рабочий// Техника и наука. – 1981,№4.Ю.Горин Ю. Тонуть или не тонуть// Техника и наука. - 1981. - № 6.
Гнедина Т.Е. Физика и творчество в твоей профессии: Кн. Для учащихся ст. классов.-М.: Просвещение, 1988.
Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии. - Кишинев: Лумина, 1988.
Капица П.Л. Эксперимент. Теория Практика. - М., 1981.
Подойницын В.Х. Инструменты для творчества// Техника и наука. - 1979. - № 10.
Померанц М. Магия магнитных жидкостей// Техника и наука. - 1981. - №
16. Померанц М. Почти идеальное вещество // Техника и наука. - 1981. - № 5. 17.Саламатов Ю. Агент «ООО» // Техника и наука. - 1982. - № 6.
Суорц Кл. Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений / Пер. с англ. - М., 1986.
Усова А.В., Вологодская З.А. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения физике. - Челябинск, 1996.
Тема 2. Законы физики и законы технологии. Что такое технология? Какие законы действуют в технологии? «Классическая» технология и микроэлектроника. Знакомство с микроэлектронным производством. Законы технологии. Профессиональное творчество в технологии.
ЛИТЕРАТУРА:
Дорфман В.Ф. На рубеже тысячелетий. - М., 1982.
Лем С. Сумма технологий. - М., 1975.
Поляков В.Т. Посвящений в радиоэлектронику. - М.: Радиосвязь, 1988.
Физика // Приложение к газете «1 сентября». - 1996. - № 3.
Тема 3. Физические и технологические противоречия производственных процессов. Литье металлов. Технолог и рабочий. Ответственность за физическое качество продукции.
ЛИТЕРАТУРА:
В прошлом инженер-технолог... Интервью с технологами // Техника и наука. - 1985. № 12.
Янушонис С.С. Как технология зашла в тупик // Химия и жизнь. - 1984. - № 2.
Тема 4. Физика в истории и жизни профессий. Великие открытия и новые
профессии в одном политехникуме. Новое состояние вещества и старые профессии. Физики становятся станочниками. Новые виды энергии в обработке металлов. Как сделать конкурентоспособный станок. Физическая модель производительности электроэрозийной обработки. Физика токарного станка: сегодня и завтра. Слесарь - сантехник, газосварщик, их физические проблемы. Мотор автомобиля и окружающая среда. Физические принципы рыболовства. Физические методы воздействия в медицине. Физика в работе электромонтера. Физические проблемы самой знакомой профессии.
ЛИТЕРАТУРА:
Артамонов Б.А., Волков Ю.С. Размерная и электрохимическая обработка. - М„ 1975.
Беляков В.А. Жидкие кристаллы. - М., 1986.
Бирюков Б.Н. Электрофизические и электрохимические методы размерной обработки. - М., 1981.
Грановский В.Л. Электрический ток в газе. - М., 1971.
Калашников С.Г. Электричество. - М., 1985.
Мельдер Р.Р. Физические основы электроэрозийной обработки. - М., 1977.
Миркин Л.И. Физические основы обработки материалов лучами лазера. – М., 1975.
Подураев В.И. Технология физико-химических методов обработки. - М., 1985.
Применение физических знаний в процессе производственного обучения токарей ПТУ // Под ред. О.С. Гребенюка. - М., 1985.
Применение физических знаний на уроках спецтехнологии при подготовке слесарей-сантехников, газосварщиков // Под ред. О.С. Гребенюка.
11.Холодильная технология рабочих продуктов // Под ред. Л.И. Константинова. - М., 1984.
Обобщающее занятие «В мире профессий нашего города» или экскурсия на одно из предприятий или СПТУ города (при прохождении курса в течение всего учебного года).
ИЛИ
Обобщающее занятие «Физика в моей будущей профессии»
(при прохождении курса в течение одного учебного полугодия)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ОЖИДАЕМОЕ СОСТОЯНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ПРЕДМЕТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАННОСТИ
Учащиеся должны знать:
физические законы, охватывающие и природу, и нашу техническую цивилизацию, создающие гармоническое единообразие подходов и решений задач, стоящих перед людьми разных профессий;
области применения физики в профессиях инженеров, технологов, станочников, токарей, слесарей - сантехников, газосварщиков, водителей автотранспорта, специальностях медицинского профиля и повседневных бытовых нуждах;
основные методы решения физических задач, необходимые для решения задач профессионального и политехнического содержания;
основные элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и алгоритмы решения изобретательских задач (АРИЗ).
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО - КОММУНИКАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАННОСТИ
Учащиеся должны уметь:
видеть физические явления и законы, применяемые на практике в различных профессиональных областях;
отбирать наиболее важные, существенные моменты для понимания смысла изученного материала сведения, необходимые для освоения будущей профессии;
решать задачи профессионального и политехнического содержания, используя законы физики и методы решения физических задач;
решать простейшие изобретательские задачи с использованием ТРИЗ (теории решения изобретательских задач);
пользоваться справочной литературой, научными, популярными изданиями для отбора необходимого для справки материала;
написать грамотный реферат или доклад с применением физики в выбранной им профессии.
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАННОСТИ
стремиться воспитать у учащихся готовность к профессиональному самоопределению, отношение к профессии как к жизненной ценности, представления о ценностях профессиональной культуры, ценностно-смысловое отношение к миру профессий;
показать учащимся ценность выбора творческих ориентиров как основы овладения будущей профессией и дальнейшей профессиональной деятельностью;
формировать в сознании учащихся признание ценности физики как науки, составляющей общественное богатство, ценности изобретательского творчества для развития научного мировоззрения человечества;
развивать умения учащихся ориентироваться в нестандартной задачной бытовой и профессиональной ситуации, ориентировать их на выбор форм и средств саморазвития, признание их права на индивидуальное самовыражение в процессе решения изобретательских задач;
помочь учащимся осознать ценность высших интеллектуальных и творческих способностей личности для развития новых промышленных технологий (на примере гениальных способностей ученых-физиков и изобретателей, внесших вклад в познание мира и развитие техники), воспитывать уважительное отношение к мыслительной деятельности;
ориентировать учащихся на выбор инженерно-технических рабочих и медицинских специальностей, востребованных в городе и регионе;
способствовать осознанию чувства ответственности за свои профессиональные действия, ценности экономии сырья, материалов, энергоресурсов земли на производстве и в быту для народного хозяйства, развивать планетарное мышление учащихся.