Неблагоприятные воздействия окружающей среды на ребёнка и психическое развитие


Доклад
Неблагоприятные воздействия окружающей среды на ребёнка и психическое развитие
Подготовил учитель начальных классов,
педагог-психолог Адарацких Сергей Михайлович
В современной жизни человек нередко подвергается вредным влияниям окружающей среды. Экология воздуха, воды, продуктов питания, электромагнитных излучений, домашней обстановки, а также отсутствие психогигиены. Всё это вызывает психологические отклонения от нормы в личностном и интеллектуальном развитии. Особенно подвержены негативным влияниям окружающей среды дети. Неблагоприятные воздействия быстро приводят к нарушению физического развития детей, известно, что дети болеют чаще, чем взрослые, а также чаще наступают отклонения в поведении. Учащиеся младших классов и подростки мегаполисов и больших городов из-за урбанистической обстановки чаще, чем жители села (дети) становятся на асоциальный путь поведения. Это вызывается скупостью в общении, отчуждённостью от других людей (даже, например, соседей). Отсутствие чётких домашних и школьных обязанностей, проявление индивидуализма и эгоизма приводят к противообщественным влияниям (драки, грабежи, попытки покончить с собой). Эти отклонения могут наблюдаться в семейной среде, в среде друзей, выражаться в чтении неподходящей литературы, просмотру несоответствующих возрасту фильмов, компьютерным играм и др. Исследования прошлых лет показывают, что склонны к нарушению в поведении: 5,1% - жители села; 14,4% - жители небольших городов (с населением до 50 тысяч человек) и 22,9% - жители больших городов. Очень трудно, а может быть даже невозможно «очистить» от неблагоприятных воздействий окружающую среду со всеми её многообразными формами. Однако путём длительного и системного воспитания вырабатывается у ребёнка критерий, что плохо и что хорошо. Это достигается медленно, но результат надёжный. Взрослым необходимо развивать у ребёнка интерес к положительному, а также силу противостоять плохому. Огромную роль в этом играет семья и сотрудничество семьи и школы.