Конспект занятия для молодых педагогов на тему: «Типичные ошибки молодого педагога. Принципы оценки знаний учащихся»


Конспект занятия для молодых педагогов на тему:
«Типичные ошибки молодого педагога. Принципы оценки знаний учащихся»Молодой педагог, стаж работы которого до 3-х лет, в начале своего творческого пути должен овладеть основами педагогической техники. В это понятие принято включать 2 группы компонентов:1-я группа связана с умением педагога управлять своим поведением: это владение своим организмом, эмоциями, настроением (снятие излишнего напряжения и создание творческого самочувствия), социально-перцептивные способности (внимание, память, наблюдательность), техника речи (темп, дыхание, постановка голоса); 2-я группа связана с умением воздействовать на личность и коллектив, раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения (т.е. развивать способности организаторские, конструктивные, дидактические…)
Типичные ошибки молодого педагога:
Неумение задушевно общаться с детьми, родителями, коллегами, неумение подавить в себе неуверенность, нерешительность, либо чрезмерная доброта и потворство детям;
Молодой педагог боится за свою речь, иногда боится быть слишком доброжелательным;
Молодые педагоги не владеют техникой, на уроке часто выполняют несвойственные им действия (что-то теребят, ходят туда-сюда);
Имеют недостатки дикции (тихая речь, либо переходит в крик…);
Первое общение с детской аудиторией вызывает «мышечные зажимы», они вызывают чувство неуверенности, страха, полной скованности. Психологическое состояние при этом – страшно казаться смешным, неумелым, незнающим;
Неумение правильно оценивать знания ученика.
Сегодня хотелось бы подробнее остановиться на 6 пункте и осветить вам основные критерии оценок знаний учащихся (по 5-бальной системе):
«Отлично» (5) ставят, если учащийся владеет глубокими твёрдыми знаниями, основной учебной и дополнительной литературой по предмету, делает логичные и правильные выводы по существу темы, вопроса, без подсказки может ответить на дополнительный вопрос по теме, помнит материал по предыдущим темам;
«Хорошо» (4) ставят, когда знания достаточно твёрдые и правильные, но имеются несущественные упущения и неточности, однако учащийся способен сам их устранить;
«Удовлетворительно» (3) – ставится тогда, когда ответ в целом правильный, без грубых ошибок, имеется знание основного учебного материала. Но без частных особенностей, внутрипредметных логических связей, не развиты навыки учебной деятельности по предмету (сравнение, анализ, вывод);
«Неудовлетворительно» (2) –ставится за неправильный ответ хотя бы на 1 из вопросов преподавателя. При ответе отмечаются существенные или грубые ошибки, непонимание сущности излагаемых вопросов;
«Плохо» (1) - Выставляется за неготовность к ответу. Хотя данную оценку практически не принято ставить в школах.
Проверка знаний несет в себе важные функции:
Способствует более прочному и длительному усвоению знаний;
Препятствует непроизвольному забыванию;
Стимулирует на дальнейшую качественную работу.
Иными словами, функции проверки можно назвать так: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая. Сущность контролирующей функции проверки состоит в выявлении реального состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой и соответствующих определенному возрастному этапу обучения. Сущность обучающей функции проверки и анализа усвоенного материала заключается в дальнейшем улучшении проверяемых знаний, умений и навыков, их систематизации, в развитии активной и письменной речи, мышления, произвольного и непроизвольного внимания, аудиальной и визуальной памяти школьников. Название ориентирующей функции проверки говорит само за себя: ее суть - ориентация учащихся по результатам их учебного труда, информации учителя о достижении цели обучения отдельными учащимися и классом в целом. Ребята также могут проанализировать, на каком этапе они находятся по пути к достижению поставленной цели. Воспитывающая функция проверки заключается в воспитании чувства ответственности у школьников за свой учебный труд, развитие трудолюбия, волевой регуляции, дисциплины труда; в формировании нравственных черт - честности, правдивости, настойчивости, взаимопомощи.
Если проверка знаний и их оценивание не будет опираться на четкое знание критериев оценки, если при этом педагог не будет следовать психолого-педагогическим правилам общения и поведения, то функции проверки, ее цели, останутся не реализованными. Ни в коем случае нельзя навешивать «ярлык двоечника», нацеливать себя и ученика пессимистично, заведомо программируя неуспех. Если вы пойдете по этому ошибочному пути, вы снизите учебную мотивацию школьника, вызовите его озлобленность, снизите его самооценку. Противоположная ошибка – неоправданное завышение оценки, которое порождает леность учащихся, губит стремление к самосовершенствованию, исправлению недостатков в работе. Не забывайте аргументировать оценку, детализируя за что она снижена, анализируя ошибки.