Урок русского языка Словосочетание. Виды словосочетаний
Тема: « Словосочетание. Виды словосочетаний»
Тип: Урок «открытия» нового знания
Цели:
деятельностная: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия
по достижению личностных результатов: развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью(устной и письменной),формирование ценностных ориентиров,
формирование границ собственного знания и незнания
по достижению метапредметных результатов: развитие способности извлекать информацию из разных источников,
умения адекватного понимания информации, умения строить устные
высказывания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы,
аргументировать свою точку зрения
содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий
по достижению предметных результатов: формирование понятия Словосочетание, способы связи слов в
словосочетаниях, виды словосочетаний, развитие умения находить и
выделять словосочетания в предложении, находить главное и зависимое
слово, определять вид словосочетания.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока Действия педагога Деятельность обучающися1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Организует начало урока, проверяет наличие письменных принадлежностей.
Обучающиеся записывают дату, проверяют готовность к уроку
2. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы - Взгляните в окно на то, какая погода на улице: осень, хмурое небо, дождь, слякоть. А я предлагаю всем нам отправиться в лето, на море.
- Представьте, что Вы на море, в теплых краях, скажите, что вы видите? Давайте запишем эти слова: Солнце, море, пляж, погода, отдых.
- А теперь давайте подберем к ним имена прилагательные, глаголы, которые помогут нам описать все увиденное. (Синее море, яркое солнце, отдых на море, лежать на пляже, тихая погода, плавать в море, белые облака). Записывают слова
Составляют словосочетания
3. Открытие новых знаний - Итак, что мы с вами сделали? (Составили словосочетания).
- Давайте попробуем определить тему нашего урока. (Словосочетание).
- Хорошо. А теперь вернемся к нашим словосочетаниям и подумаем, почему нельзя сказать, к примеру: синее солнце, яркая погода? (Слова в словосочетании связаны по смыслу).
- Как Вы думаете, где в наших словосочетаниях главное слово, а где зависимое? Как можно это определить? (Задать вопрос от главного слова к зависимому). Давайте определим в наших словосочетаниях.
Синее море
яркое солнце
отдых на море
лежать на пляже
тихая погода
плавать в море
белые облака
- Посмотрите, какими частями речи выражены главные слова? (Именем существительным и глаголом).
- Может быть, кто-то попробует определить, какие виды словосочетаний существуют? (Именные и глагольные). А теперь укажите вид наших словосочетаний.
- Давайте с вами обратимся к текстам.
Раздает учащимся тексты с правильной информацией.
Знаки для маркировки текста:
«V» - это я знал
«+» - новое для меня
«-« - думал иначе
«?» - есть вопросы
Информационный текст:
1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.
2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица.
3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.
5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.
Какая информация оказалась новой для вас? (Граммматическая основа не является словосочетанием; Слова связаны между собой грамматически: с помощью окончания или окончания с предлогом). Участвуют в обсуждении новой темы
Определяют главное и зависимое слово
Читают текст
4.Первичное закрепление нового знания -Мы с вами составляли словосочетания, определяли главное и зависимое слова, виды словосочетаний. А сейчас мы поработаем с предложениями и попробуем выписать из них словосочетания. (Работа в парах)
Задание: Произвести синтаксический разбор предложений, выписать словосочетания, разобрать их, определить вид словосочетаний.
1.Вот и последние листочки облетели с деревьев.
Последние листочки (прил.+сущ.) им. с/с
Облетели с деревьев (гл.+сущ.) гл. с/с
2. Живая природа чутко откликает -ся на времена года.
Живая природа (прил.+сущ.) им. с/с
Чутко откликается (нар.+гл.) гл. с/с
Времена года (сущ.+сущ.) им. с/с
Откликается на времена года. (гл.+сущ.) гл. с/с
3.Ковер из мокрых листьев покрыва - ет сады и парки.
Ковер из листьев (сущ.+сущ.) им. с/с
Мокрых листьев (прил.+сущ.) им. с/с
Покрывает сады (гл.+сущ.) гл. с/с
Покрывает парки (гл.+сущ.) гл. с/с
4. На голых сучьях повисли крупные капли ночного дождя.
На голых сучьях (прил.+сущ.) им.с/с
Повисли капли (гл.+сущ.) гл. с/с
Капли дождя (сущ.+сущ.) им. с/с
Ночного дождя (прил.+сущ.) им.с/с Работа в парах. Обучающие списывают предложения, производят синтаксический разбор, выписывают словосочетания.
5.Этап самостоятельной работы с последующей самопроверкой по эталону Молодцы. А сейчас я предлагаю решить тест. И оценивать его вы будете сами.
1.В каком словосочетании неверно выделено главное слово:
А) Шагать быстро;
Б) Серебристая река;
В) Мокрый от дождя;
Г) Задорно танцевать.
2.Какое сочетание слов не является словосочетанием:
А) Посетить музей;
Б) Выставочный зал;
В) Недалеко от дома;
Г) Школа закрылась.
3.Укажите именное словосочетание:
А) Играть в снежки;
Б) Подвижные дети;
В) Смотрит далеко;
Г) Гуляешь с друзьями.
4.Укажите глагольное словосочетание:
А) Горячий чай;
Б) Лежит на лужайке;
В) Игра в волейбол;
Г) Помощь родителям.
Ответы
А;
Г;
Б;
Б.
Критерии оценивания теста:
Ошибки отсутствуют - «5»
1ошибка - «4»
2-3 ошибки - «3»
4 ошибки - «2» Обучающиеся решают тест с взаимопроверкой.
6.Рефлексия деятельности - А сейчас я попрошу вас ответить на ряд вопросов и продолжить предложения:
(Слайд № 13)
Сегодня на уроке мы вспомнили…
Сегодня на уроке мы говорили о …
Сегодня на уроке я узнал(а) …
Оцените наш урок, нарисуйте смайлик в тетради. Участвуют в обсуждении итогов урока
7.Домашнее задание Задание: упр.
Списать словосочетания, произвести синтаксический разбор, определить вид
словосочетаний. Записывают Д/З.
Приложение 1
Знаки для маркировки текста:
«V» - это я знал
«+» - новое для меня
«-« - думал иначе
«?» - есть вопросы
Информационный текст:
1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.
2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица.
3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.
5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.
Знаки для маркировки текста:
«V» - это я знал
«+» - новое для меня
«-« - думал иначе
«?» - есть вопросы
Информационный текст:
1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.
2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица.
3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.
5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.
Приложение 2
1.В каком словосочетании неверно выделено главное слово:
А) Шагать быстро;
Б) Серебристая река;
В) Мокрый от дождя;
Г) Задорно танцевать.
2.Какое сочетание слов не является словосочетанием:
А) Посетить музей;
Б) Выставочный зал;
В) Недалеко от дома;
Г) Школа закрылась.
3.Укажите именное словосочетание:
А) Играть в снежки;
Б) Подвижные дети;
В) Смотрит далеко;
Г) Гуляешь с друзьями.
4.Укажите глагольное словосочетание:
А) Горячий чай;
Б) Лежит на лужайке;
В) Игра в волейбол;
Г) Помощь родителям.
1.В каком словосочетании неверно выделено главное слово:
А) Шагать быстро;
Б) Серебристая река;
В) Мокрый от дождя;
Г) Задорно танцевать.
2.Какое сочетание слов не является словосочетанием:
А) Посетить музей;
Б) Выставочный зал;
В) Недалеко от дома;
Г) Школа закрылась.
3.Укажите именное словосочетание:
А) Играть в снежки;
Б) Подвижные дети;
В) Смотрит далеко;
Г) Гуляешь с друзьями.
4.Укажите глагольное словосочетание:
А) Горячий чай;
Б) Лежит на лужайке;
В) Игра в волейбол;
Г) Помощь родителям.