ООзнакомление с окружающим миром Тема Лес полон тайн и чудес
Шайдуллина Расила Галимзяновна
воспитатель МБДОУ №40
высшая квалификационная категория
г.Нижнекамск Республика Татарстан
Занятие «Лес полон тайн и чудес».
Используемые функции программного обеспечения интерактивной доски:
№1. «Затемнение экрана» - решение или ответы спрятаны с помощью эффекта затемнения экрана (шторка).
№2. «Открой и узнаешь» - ответ на вопрос спрятан за геометрической фигурой на экране.
№3. «Подбери верное» - подобрать данным объектам-понятиям правильные объекты-определения (перетаскивание объектов).
№4. «Электронное перо» - подчеркивание правильных ответов и зачеркивание неправильных.
Тип: комбинированный, обобщение знаний.
Вид: ознакомление с окружающим миром.
Тема: «Лес полон тайн и чудес».
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Программное содержание:
1. Обогатить представления детей о значении леса (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном) в жизни человека.
2. Развивать память, внимание, мышление, речевой слух, двигательную согласованность речи и движения.
3. Совершенствовать речь, расширять и активизировать словарь по теме.
4. Воспитывать бережное отношение к лесу, умение видеть красоту родной природы.
Словарная работа: черемуха, рябина, прыгает, ползает, летает, рычит, шипит, жужжит, съедобные, ядовитые, корзина, матрешка.
Оборудование и материал: интерактивная доска, проектор, ноутбук, музыкальный центр, аудиозаписи, выставки даров леса; пиктограммы – правила поведения в лесу.
Предварительная работа: экскурсия в лес, аптеку; наблюдение за деревьями на территории детского сада; чтение художественной литературы о лесе: «Приметы осени» - стихи, рассказы, сказки; «Четыре желания» К.Ушинский; «Лесные картинки» И.Соколов-Микитов; дидактические игры и упражнения.
Предшествующая работа воспитателя: составление конспекта, разработка слайдов для ИД, подбор оборудования, демонстрационного материала.
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.
Использованная литература.
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2009.
2. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. – Москва,2008.
3.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – Москва: Просвещение, 1992.
4. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Угадай, как нас зовут. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – Москва: Просвещение, 1994.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Разминка «Отгадай загадки».
Закрепить у детей знания названий деревьев, обогатить представления детей о значении леса. Текст читает только воспитатель. Воспитатель загадывает загадки:
Загадываются загадки, отгадки за шторками, правильная отгадка, сворачиваем шторку – появляется ответ.
«Весной роняет слезы «В каждый дом под Новый год
Белая (береза)». Это деревце придет, земное и колкое
Оно зовется (елкою)».
«Весною кудри завила
Нежные, пушистые «Прилетает в гости к ней
И стоит белым-бела Стайка алых снегирей
(Черемуха) душистая». По ветвям они снуют
Красны ягодки клюют»
(рябина).
-Молодцы, а вы хотите побывать в таком лесу, где растут все эти деревья? Мы пойдем узкими тропинками, между деревьями. Сейчас мы отправимся в лес не за грибами и не за ягодами, а за чудесами. Давайте вспомним, какие деревья растут в нашем лесу? (дети перечисляют названия деревьев).
-Какие бывают леса? (роща, бор, дубрава).
-Какой лес всегда зеленый? (хвойный лес)
-Какие деревья растут в хвойном лесу? Как называются листики ели и сосны? (хвоя)
-На что они похожи?
-В каком лесу деревья сбрасывают на зиму листву? (лиственный лес)
-Какое дерево поит нас сладким соком? (береза)
-Какое дерево живет дольше других деревьев? (дуб)
-Какие деревья называются медоносами? Назовите их (липа, клен, ива, рябина, яблоня).
-Как называется лес, где растут хвойные и лиственные деревья? (смешанный лес)
2.Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
Поупражнять детей в классификации листьев по сходству, активизировать словарь (названия деревьев и листьев). Дается задание: определить с какого дерево этот лист, найти логическую связь.
-Сейчас мы с вами поиграем в игру «С какого дерева этот лист».
«Падают, падаю листья
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются летят!»
Используем прием перетаскивание объектов. Когда дети все листы перетаскают к деревьям, перемещаем геометрическую фигуру – видим ответ.
Каждый ребенок выбирает себе по одному листочку и определяет с какого дерево этот лист. - Лист клена – кленовый, лист березы – березовый, лист липы – липовый, лист дуба – дубовый и т.д.
-Молодцы ребята!
3. Дидактическая игра «Кто где живет?»
Закрепить знания детей о живой природе, о животном мире. Дается задание: определить кто где живет? Дерево - это «многоэтажный дом». Распределить по этажам животных и птиц.
Используем элемент «Подбери верное» - перетаскивание объектов.
- В лесу много птиц, животных, но вот они потерялись и забыли кто где живет? Нужно помощь лесным обитателям. Поиграем, дерево – это многоэтажный дом, нужно распределить по этажам вот этих лесных обитателей.
-Жук под корой дерева, мышка под деревом в норке, заяц прячется под деревом, белка в дубле, птица на гнездах и т.д.
-Молодцы, справились.
4. Дидактическая игра «Кто лишний?»
Закрепить знания у детей о диких и домашних животных, развивать внимание. Дается задание: перечислить домашних и диких животных и определить кто лишний и почему?
-Дети, какие животные живут в лесу? (дикие) Давайте перечислим их (дети перечисляют). Молодцы!
-А вот у нас кто-то заблудился. Кто бы это мог быть? Давайте внимательно посмотрим и это кто определим (дети перечисляют диких животных и домашнее животное собака оказывается лишним).
-Правильно, собака домашнее животное.
Используем маркер - подчеркиваем правильный ответ.
5. Физкультурная минутка «Жук».
Развивать двигательную согласованность речи и движения; автоматизация и закрепления звуков «ж», «ш».
«Жук упал, а встать не может,
Ждет он – кто ему поможет (говорит воспитатель, дети на полу лежат)
Я жук, я жук, я тут живу,
Я тут живу и все жужжу:
Ж – ж – ж - ж (говорят дети).
Ветер сильный набежал (воспитатель говорит, дети встают, делают движении)
Всех жуков с земли поднял.
Все от страха полетели – побежали.
И, конечно зажужжали:
Ж –ж –ж – ж, (дети говорят)
Ветер дует вслед жукам:
Ш-ш-ш-ш, (дети говорят)
Разлетайтесь по местам:
Ш-ш-ш-ш, (дети говорят)
Ветер тише, тише, тише,
А жуки все выше, выше:
Ж – ж – ж – ж». (дети говорят)
6. Дидактическая игра «Кто прыгает, летает, ползет?»
Поупражнять детей в классификации насекомых, развивать мышление, активизировать словарь. Дается задание: нужно классифицировать по группам насекомых, кто прыгает, кто летает, кто ползет?
Используем элемент «Подбери верное» - перетаскивание объектов.
-В лесу много насекомых, среди них есть полезные и вредители, есть красивые и безобразные, умеющие ползать, летать и прыгать. Поиграем, нужно классифицировать насекомых по группам (дети определяют насекомых по группам).
-Вот какие молодцы и с этим заданием справились!
7. Дидактическая игра «Собери в корзину».
Учить детей классифицировать съедобные и ядовитые грибы, активизировать словарь. Дается задание: собрать в корзину только съедобные грибы.
Используем элемент «Подбери верное» - перетаскивание объектов.
-Вы любите собирать грибы? Если любите тогда пойдем все вместе собирать грибы.
Но, сначала нужно вспомнить какие бывают грибы? (съедобные и ядовитые) Каких грибов надо собирать? (съедобных) Возьмите корзину и за дело (дети перебирают грибы, мухомора не берут, потому что ядовитый, не съедобный).
-Молодцы, вы хорошие грибники!
8. Дидактическая игра «Кто рычит, жужжит, шипит?».
Развивать у детей речевой слух, память, мышление. Дается задание: на классификацию, кто умеет рычать, кто умеет жужжать, кто умеет шипеть?
-Дети, люди умеют разговаривать, а животные, насекомые издают своеобразное звукопроизношение, звукоподражание падают голос. Надо их разделить по группам: 1- кто рычит; 2 – кто жужжит; 3 – кто шипит (дети работают и справляются с заданием).
-Какие вы у меня молодцы!
Используем элемент «Подбери верное» - перетаскивание объектов.
9. Дидактическая игра «Дары леса».
Научить соединять в пары растения с теми предметами и изделиями, для которых они служат исходным материалом, отразить это в речи, используя по смыслу глаголы.
Используем маркер - соединяем растения с теми предмета и изделиями, для которых они служат исходным материалом.
Дается задание: например – из древесины ивы что можно сделать? Ответ – корзину. Почему? Потому что гибкие ивовые ветки – прекрасный материал для плетения корзин.
Ива – корзина; липа – матрешка, ложка; дуб – стол, шкаф; береза – доски, линейка; елка – бумага, тетрадь.
-Дети, люди говорят: «Лес – это наше богатство». Как вы думаете, почему так говорят о лесе? (дети отвечают, лес дарит нам волшебную красоту, дает тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, прочную древесину).
-Сейчас приглашаю всех вас на нашу выставку «Дары леса». Давайте рассмотрим экспонаты выставки.
-Что вы здесь видите?
-Объясните, пожалуйста, почему на выставке оказались посуда, игрушки, мебель, карандаши, тетради? (дети рассказывают подробно о дарах леса)
-Спасибо, молодцы!
10. Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо?»
Воспитывать бережное отношение к живой природе, к лесу, умение видеть красоту родной природы. Дается задание: что значит бережно относиться к лесу?
Картинки закрыты шторками, сворачиваем любую шторку, чтобы ребенок мог ответить, что видит в картинке и объяснить, как вести себя в лесу.
-Мы должны помнить: лес - наш друг и помощник. И относиться к нему надо, как к другу бережно и внимательно. А что значит бережно относиться к лесу? (знаки и сюжетные картинки напоминающие о правилах поведения в лесу, дети их называют и рассказывают).
-Очень хорошо, что вы знаете правила поведения в лесу.
11. Итог.
-Как видите, лес людей и кормит, и поит, и лечит, и обогревает. А еще он радует нас своей красотой: летом – пышной зеленью, щебетанием птиц; ранней осенью – золотой листвой, шуршанием листьев; зимой он необыкновенно красив в белом наряде.
-Скажите, пожалуйста, как называют осень, когда все деревья стоят голые, идет дождь и снег? (поздняя осень)
-Что происходит с природой поздней осенью? (природа засыпает)
-Давайте представим, что мы – деревья поздней осенью, на которых остались последние листочки и ветер-озорник вот-вот их сдует. (Звучит вальс «Осенний сон» А.Джойс. Дети импровизируют под музыку, манипулируя платочками. В конце музыки замирают в образе дерева).
«Вот и мороз застыла осень
Застыл, затих осенний лес.
Над низкой крышею небес.
Деревья спят, одежды сбросив».
13PAGE 15
13PAGE 14215
бђЗаголовок 1бђЗаголовок 2бђЗаголовок 3бђЗаголовок 4бђЗаголовок 5бђЗаголовок 6бђЗаголовок 7бђЗаголовок 8бђЗаголовок 915