Технологическая карта урока по биологии на тему Строение и жизнедеятельность бактерий
Технологическая карта урока по биологии
Класс 5
УМК «Биология. Бактерии. Грибы. Растения», 5 класс, авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов., - М.: Дрофа, 2012.
Тема урока Строение и жизнедеятельность бактерий
Тип урока:
По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний;
По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
Цель сформировать представление о бактериях как об особом царстве, их строении, жизнедеятельности, разнообразии.
Задачи
Образовательные: актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий.
Развивающие: развивать произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативу учащихся.
Воспитательные: формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм учащихся.
Личностные УУД:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы (пары).
Регулятивные УУД:
- сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Коммуникативные УУД:
- сформировать умение слушать и понимать речь других людей
- сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Познавательные УУД:
- сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию
- сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
- сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Технологии и методы работы информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения, развитие критического мышления; проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический.
Виды деятельности индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Этапы урока Деятельность педагога Деятельность обучающегося Результаты
Предметные
результаты УУД:
1Регулятивные
2Познавательные
3Коммуникативные Личностные
результаты
1 2 3 4 5 6
1.Организационный момент Приветствие.
Проверка готовности к уроку. Доброжелательный настрой на урок. (Показать настроение при помощи рук ) Осуществляют самопроверку готовности к уроку. Самоконтроль учебной деятельности.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Самоопределение
2.Актуализация знаний Подводит учащихся к формированию темы урока. Беседа с классом.
Вспомните:
1) На какие царства организмов делят живой мир?
2) Слайд 2 К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они?
Зачитывается текст, по которому учащиеся должны определить, о каком царстве идет речь (Приложение 1)
Слайд3,4.
3)Что мы знаем о бактериях?
4)Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека?
Наша задача сегодня на уроке: понять, что же позволило бактериям заселить все среды обитания, и процветать на протяжении уже более 2 млн. лет?
Слайд 5. Тема урока
Ученики получают буклет с таблицей «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ).
Каждый учащийся в теч. 2 мин записывает в столбик 1 все то, что он знает о бактериях.
Далее в группах учащиеся в теч. 2 мин обсуждают записанное и дополняют столбик 1.
После этого обсуждаем вместе, дополняем первый столбик таблицы.
Во второй столбик вносим то, что учащиеся хотели бы узнать о бактериях. Отвечает на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями.
Заполняют таблицу. Самостоятельно предполагают какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Работа с таблицей. 1.Исправляют и оценивают свои знания и знания одноклассников.
2. Анализируют и дифференцируют полученные ранее знания.
Формирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации
3. Высказывают свою точку зрения. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
Осмысливают тему урока.
3.Изучение новой темы Организует работу в группах.
Класс разделен на 3 группы.
Задание группам: изучить текст учебника по теме «Строение и жизнедеятельность бактерий», выполнить задания, подготовить рассказ, приготовиться к защите. (Приложение 2)
Работают в группах. Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания. Находят в тексте параграфа нужную информацию, анализируют, обсуждают, сравнивают, моделируют. Отображают информацию графически.
Знакомятся со строением бактериальной клетки, многообразием.
Учатся выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности бактерий: питание, размножение, дыхание, образование спор.
1.Корректируют свои знания.
Руководители каждой группы, организуют работу группы, распределяют роли внутри группы.
2. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы.
Информационный поиск.
Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение.
Знаково-символические действия.
Построение речевого высказывания.
3. Участие в совместной деятельности. Учет позиции партнера по группе.
Излагают собственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию. Ответственное отношение к выполнению учебных задач;
готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;
уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
4.Первичное закрепление Представление группами итогов своей работы.
Во время выступления групп учащиеся записывают новую информацию в столбик 3 таблицы ЗХУ.
Обсуждаем то, что записали в третий столбик. Смотрим, на все ли вопросы столбца 2 получены ответы. Выступление групп по представлению информации.
Работа с таблицей.
Получение новой информации Выбор наиболее эффективного способа оформления информации.
Осуществляет поиск и выделение информации, структурирование знания.
Строят логическую цепь рассуждений. Работают с таблицей.
Умение задавать вопросы по выступлению.
Представление работы группы. Демонстрируют умение задавать и отвечать на вопросы. Осознать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.
5.Закрепление изученного материала Какие особенности царства Бактерии мы можем выделить?
Что позволило заселить им все среды обитания?
Учащимся предлагается задание: «Верные -неверные суждения» (Приложение №3).
Если суждение верно, учащиеся встают, если нет – сидят на месте.
Обобщают полученные знания, отрабатывают основные понятия.
Обобщают и структурируют полученные знания. Строят монологическое и диалогическое высказывания
1.Оценивют результаты своей работы.
2.Моделируют и формулируют
ответы. Выделяет главное из текста выступления, дополняют понятия и термины.
Закрепление полученных знаний. Выстраивание логических рассуждений.
3.Осуществляют взаимооценку. Осознают
важность
данной темы.
Умение формулировать собственное мнение и позицию.
Самооценка результатов деятельности.
6. Итоги урока.
Рефлексия Учитель предлагает обучающимся оценить деятельность на уроке, используя технологию «Рефлексивная мишень» (Приложение 4). Обучающиеся получают нарисованную на листе формата А3 мишень, которая разделена на пять секторов «Урок был интересным», «Урок был полезным для меня», «Свою работу на уроке оцениваю на», «Знания мне пригодятся в жизни», «Работу учителя я оцениваю на», в которых отмечены параметры оценки.
Мишень комментируется учителем. Каждый участник педагогического взаимодействия «стреляет» пять раз в мишень, делая отметку маркером в зависимости от оценки действия. Сравнивают глубину своих знаний о бактериях в начале урока и после изучения темы. Прогнозируют
результаты уровня
усвоения изучаемого
материала.
Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом.
Самооценка.
7.Домашнее задание Комментирует домашнее задание (Буклет – сторона 2):
Параграф 11, вопросы на стр.55
Творческое задание (на выбор):
Объясните, в чем значимость выражений «Мойте руки перед едой», «Чистота – залог здоровья»
Составить кроссворд по теме урока.
Подготовить презентацию по теме «Многообразие бактерий», «Значение бактерий в природе и для человека», «Стафилококк – возбудитель пневмонии», «Стрептококк – возбудитель ангины», «Как влияет проветривание на количество бактерий в воздухе». Осмысливают объем задания, выбирают одно творческое задание из предложенных. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Приложение 1
Текст
Эти организмы обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в воздухе, на скалах, в полярных снегах, в песках пустынь, в добытой с огромных глубин нефти и даже в воде горячих источников с t+80°С. Они переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности.
Ученым известно около 2500 видов. Рассмотреть их можно только под микроскопом, т.к. размеры их очень малы и они бесцветны. Даже самые крупные не превышают 0,01 мкм, а большинство же гораздо меньше.
По-гречески означает палочка, но эти организмы могут иметь самую разнообразную форму.
Приложение 2
Задания группам
Группа № 1
Тема «Форма бактерий и питание бактерий»
Изучите текст учебника на странице 52, 53-54. Распределите обязанности в группе.
Используя бумагу, клей, ножницы изготовьте модели разных форм бактерий. Подпишите их названия.
Закончите схему:
По способу питания бактерии делят
_____________________ _____________________
Подготовьте рассказ о форме и питании бактерий. Приготовьтесь к защите.
Группа № 2
Тема «Строение и распространение бактерий»
Изучите текст учебника на странице 53. Распределите обязанности в группе.
Используя бумагу, клей, ножницы, нитки изготовьте модель строения бактериальной клетки. Подпишите её части.
Закончите схему:
Распространение бактерий
почва ________ ________ ________
Подготовьте рассказ о строении и распространении бактерий. Приготовьтесь к защите.
Группа № 3
Тема «Размножение бактерий и образование спор»
Изучите текст учебника на странице 54. Распределите обязанности в группе.
Используя фотографии и текст учебника, подготовьте ответ на вопрос: как размножаются бактерии?
С помощью цветных карандашей нарисуйте, как образуются споры. Объясните, что такое споры?
Подготовьте рассказ о размножении бактерий и образовании спор. Приготовьтесь к защите.
Приложение 3
Верные-неверные суждения
Бактерии - самые древние обитатели нашей планеты. +
«Бактерион» означает «палочка». +
Все бактериальные клетки имеют ядро. -
Споры у бактерий – это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях. +
Бактерии – микроскопические одноклеточные организмы. +
Бациллы - округлые по форме бактерии. -
Бактерии размножаются бесполым путём. +
Питаются бактерии готовыми органическими веществами. +
Приложение 4
Рефлексивная мишень
Литература
В.В.Пасечник. Биология. 5 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. Учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.-141
Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов/сост. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Графф, 2001 г. C.140-147.
Чайкина М.И. Бактерии //Биология. Первое сентября. - 2012. - №10. - C. 20-25.
Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий//справочник заместителя директора школы. – 2012. -№9. C.34-38.