Урок истории для 7 класса по теме «Окончание Смутного времени»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Барлукская средняя общеобразовательная школа
УРОК истории
на тему:
«ОКОНЧАНИЕ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ»
Класс: 7
Форма урока :
комбинированный урок с элементами лабораторной работы.
Подготовила:
Учитель истории и обществознания
Макарова Оксана Валерьевна
Окончание Смутного времени.
Цели урока:
Обучающая: узнать исторические обстоятельства, связанные с окончанием смутного времени; познакомить с личностью князя Д.Пожарского и старостой К.Минина как реформатора.
Развивающая: понять, последствия Смуты, определить значение имеет героический подвиг Д.Пожарского и К.Минина в жизни отдельного человека и целой страны; развитие образного мышления; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и документом, публично выступать, систематизировать материал.
Воспитывающая: способствовать воспитанию у детей патриотических чувств; уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории, воспитание любви к изучаемому предмету – истории.
План урока.
Актуализация знаний
Первое ополчение.
Второе ополчение. Освобождение Москвы.
Земский собор 1613 г.
Воцарение новой династии.
Итоги Смутного времени.
III. Закрепление изученного.
IV. Домашнее задание.
Планируемые результаты обучения: учащиеся должны получить представление о роли народа в ликвидации Смуты, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности; развивают навыки работы с картой, текстом учебника и документа, таблицей.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности:
Проблемный , частично поисковый метод, исследовательский.
Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.
Оборудование: электронный ресурс – мультимедийная установка, презентация «Окончание Смутного времени», аудиозапись «Колокольный набат», звон колокола «Благовест»»
Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, организация работы учащихся с текстом учебника, документом, текстом параграфа, картой, обучение решению учебных проблем.
Развитие умений учащихся: учатся делать сравнительный анализ, выделять главное, работать с текстом, работать с иллюстрациями, делать выводы, давать оценку явлениям.
Оформление доски:
Эпиграф к уроку:
«Воинское дело есть дело трудное, скорбное и трагическое. Но необходимое и служащее благой цели» - православный философ Ильин.
Настенная карта «Смутное время в России»
Портреты исторических деятелей эпохи Смутного времени
Основные понятия и термины: Смута, самозванство, гражданская война, интервенция, народное ополчение.
Персоналии и даты: князь Д.Пожарский, К.Минин, М.Романов, патриарх Гермоген, гетман Жолкевкий.
1610-1612 гг. – “Семибоярщина”
1609-1611 гг. – оборона Смоленска
1611-1612 гг. – создание народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Михайловича Пожарского и освобождение Москвы
1613 г. – начало правления Михаила Романова
Ход урока
1 этап: Организационный момент- 2 мин:
Учитель приветствует обучающихся, настраивает на рабочее настроение.
Метод «Поздоровайся локтями»
Цель: снятие напряжения
Учащиеся встают, складывают руки за головой. Предлагается за определенное время поздороваться локтями с соседом по парте с правой и левой стороны.
Учитель:
В школе прозвенел звонок, Начинаем наш урок. Сядьте вы за парты тихо, Руки в линию красиво.На меня вы посмотрите И немного улыбнитесь!
2 этап Актуализация знаний по теме »Начало Смутного времени»- 5 мин.
Метод «Занимательные вопросы»
Учитель: Я задаю вопросы , вы отвечаете:
Да (вы согласны)- хлопаем в ладоши
Нет (не согласны)- поднимаем правую руку ввверх и топаете ногами
Вопросы:
1.Борис Годунов в свое царствование в Русском государстве много построил городов и монастырей? (да)
2. В 1604г Лжедмитрий 1 предпринял первый поход на Москву? (да)
3. Мать Лжедмитрия 1 звали Елена Глинская ? (нет)
4. «урочные лета» и «заповедные годы» это акты подтвердение отмены Юрьева дня? (да)
5. Период Смутного времени в истории России начинается именно со смерти царя Федора (да)
6. Причина народных и «голодных» бунтов заключалась в правление Бориса Годунова (нет)
7.Первым патриархом России был Филарет? (нет)
3 этап . Изучение нового материала- 30мин
Вступительное слово учителя:
-Ребята, что такое подвиг? ( Подвиг – героический, самоотверженный поступок.
Подвиг – совершенное действие человека, совершенное во имя других.)
- Кто такой патриот? ( Патриот – это человек, горячо любящий свой народ и своё Отечество.)- Какие люди способны совершить подвиг? ( Подвиг – это героический поступок, требующий от человека особого отношения к происходящему, а вместе с тем проявления таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к людям и способность к самопожертвованию.)
- Когда человек готов на подвиг ради Родины? (Если Родине угрожает опасность. Если он любит свою Отчизну.)- Как Вы думаете, в начале XVII века Россия нуждалась в героях? Почему? ( Смутное время.)
- Что такое Смута? (непонятное время)
а) эмоциональная мотивация учащихся к работе на уроке
(звучит колокольный звон – «Набат»)
Учитель: внимательно послушайте этот колокольный звон, подумайте какие чувства, эмоции он у вас вызывает (ответы учащихся).б) сообщение темы, цели урока
- Кто готов назвать тему нашего урока? (Окончание Смутного времени.)
Чем важна нам это тема в этом предмете? Изучая события, мы с вами узнаем, как закончилась Гражданская война в Российском государстве, как люди, которые болели за свою страну, Родину смогли уберечь её от гибели и покорения, смогли изгнать иноземных захватчиков, с этих событий мы начали праздновать «День согласия и единства» 4 ноября, итогом Смуты стало избрание на царство молодого царя из рода Романовых, которые воцарились на русском престоле на 300 лет! Это тема важна нам тем, что мы узнаем, как народ сплотился ради спасения своего отечества и эти события смогли повернуть ход истории нашей страны, ведь даже страшно подумать, что было бы, если бы страна не смогла выстоять?
Проблемный вопрос урока: Какова роль народа в ликвидации Смутного времени, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности?.
Работа с текстом учебника и картой- 3 мин
Учитель: Предлагаю учащимся с помощью учебника ознакомиться с временем создания Тушинского лагеря и основные направления политики Лжедмитрия II. Далее, используя карту « Смутное время начала XVII века», рассмотрим о распаде лагеря и последующих действиях Лжедмитрия II. Учащиеся прослеживают поход Лжедмитрия II в 1608 г. по карте на стр. 25 учебника, один ученик у доски работа с настенной картой и записи в тетрадях.
(звон колокола)
Учитель.: К концу лета 1610 года положение России было очень бедственным, Россия находилась на краю пропасти. Почему? (ответы учащихся)
Лжедмитрий 2 со своими полчищами расположился в 12 верстах от Москвы в Тушине. За что и был прозван «тушинским вором».
Смоленск был осажден войсками Сигизмунда 3, часть польского войска под командованием гетманов Жолкевского и Сапеги двинулась из-под Смоленска на Москву. В бою под селом Клушино, близ Можайска, русское войско во главе с бездарным Дмитрием Шуйским (брат царя В.Шуйского) потерпело жесткое поражение. Поляки окружили Москву.
После клушинского поражения шведские войска ушли на север и в 1611 году захватили Новгород и все русское побережье Финского залива. Шведские отряды силой пытались добиться признания шведского принца русским царем.
Сигизмунд 3 больше не нуждался в Лжедмитрии 2 и приказал полякам прибыть из Тушина под Смоленск. В тушинском лагере начался развал. В декабре 1609 года Лжедмитрий, переодевшись крестьянином, бежал в Калугу.
У стен Новодевичьего монастыря стали лагерем войска польского королевича Владислава. Гетман Жолкевский, выступавший от имени Владислава, которому было всего 15 лет, послал московским боярам письмо: «Желаю не крови вашей, писал он, а блага России, предлагаю вам державство и гибель Самозванца». Другими словами в письме, говорилось о намерении поляков остановить напрасное кровопролитие, а предложение боярам вместо Шуйского избрать русским царем сына Сигизмунда 3 Владислава, который по их словам, охотно примет православную веру. Большая часть бояр, поколебалась в преданности царю В. Шуйскому.
В июле 1610 года московские бояре свергли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи и отправили в Чудов монастырь. К власти пришли Боярская дума, в составе 7 человек – во главе с Ф.И. Мстиславским.
Период правления 7 бояр вошел в историю под названием семибоярщина.
Запись в тетрадь:
Интервенция – с лат. «вмешательство» - насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.
Семибоярщина - правление 7 бояр (во главе с Ф.И. Мстиславским) в период Смутного времени.
Работа с документом (2 –ум учащимся раздаются документы №1 и №2 в приложении прочитать и ответить на вопросы) - 5 мин
Вопросы:
1. Какую деятельность развернул Кузьма Минин для защиты Отечества? (Докажи свое мнение цитатой из текста)
2. Как отреагировали жители Нижнего Новгорода на призыв К.Минина?
3. На какие средства собиралось второе ополчение?
4. Какой налог, с какой целью был введен К. Мининым?
5. Какова роль церкви в организации национально-освободительного движения?
Вопросы:
1. Назовите имя вождя, которого выбрала нижегородская община длявторого ополчения?
2. Почему выбор народа пал на Д.Пожарского?
3. Куда отправились послы за Д.Пожарским?
4. Что предприняли поляки, узнав о деятельности Минина и Пожарского?
5. Поддержал ли патриарх Гермоген второе ополчение? Докажи свою точку зрения цитатой из источника.
Пока двое учащихся работают с документами класс распределен на 2 группы .
Работа в группах - 5 мин.- Подготовьте материал по следующим вопросам:1.Первое ополчение. 2.Второе ополчение..
План рассказа:
1. Дата начала ополчения.2. Причины.3.Основные силы.
4.Примеры героизма. 5. Что особенно потрясло, запомнилось, вызвало восхищение или возмущение.
Выступления детей. Ответы на поставленные товарищами вопросы. Подтверждение сказанного. Используется учебник, карта и другие источники.) Комментарии учителя.
Дискуссия - систематизация знаний.
Дискуссия по документам , на слайде выводятся документы по которым работали 2 учащихся.(ответы детей)
Дискуссия по итогам работы в группах (ответы детей)
Какие поговорки вы знаете, подходят к теме нашего урока?
Предположенные поговорки:
1.Если не мы, то кто же.
2. Моя хата с краю, ничего не знаю.3.Поют в чужую дуду. 4.Героями не рождаются, героями становятся.
Физминутка: Ладонью левой руки, взявшись за правое плечо, провести 10 круговых движений. (Улучшает кровообращение)
Демонстрация видео-отрывка на тему «Подвиг И.Сусанина»-3мин
Дискуссия:
Какой героический подвиг совершил Сусанин?
(Героический подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Он завёл польский отряд в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки не смогли выбраться и выполнить важное задание короля – погубить Михаила Романова – будущего русского царя)
Работа с учебником-2 мин .- Прочитайте материал о Земском соборе 1613 года. (Используется документ историка В.О.Ключевского.) Ответь на вопросы:1. Какова была особенность Земского собора 1613 года? (Первый всесословный собор с участием посадских и даже сельских обывателей.)2. Почему царём выбрали Михаила Фёдоровича Романова. (На нём сошлись такие враждебные силы, как дворянство и казачество. Учитель обращает внимание на связь с династией Рюриковичей.)
- Запиши краткую памятку по теме в тетрадь. Сравни с соседом по парте.
- Какое событие и почему можно считать началом конца Смутного времени?( Благодаря героической борьбе русского народа против иноземных захватчиков была восстановлена российская государственность. Смутное время закончилось.)
Избрание нового царя - Михаила Романова, называют окончанием Смуты.
Проверка ответов.
Запись в тетради : Михаил Романов- первый русский царь из династии Романовых
Учитель: Так как же России удалось избежать национальной катастрофы?
Благодаря патриотическому подъёму всего российского народа ( в ополчении были и башкирские и татарские народы ) народ осознал, насколько важно, научиться жить единой нацией в собственном государстве. По этому поводу А.С. Пушкин в своём произведении « Борис Годунов» сказал:
Работа с учебником текст произведения «Борис Годунов» :
Но, знаешь ли, чем мы сильны, Басманов?
Не войском, нет, не польскою помогой
А мнением: да! Мнением народным.
Вопрос : Какое событие описывает А.С. Пушкин? (Смутное время)
Учитель:
- Ребята, а почему сейчас тема народного единства, приобретает важное значение?
( потому что только единый народ может добиться процветания своего государства)
- Какой праздник сегодня мы отмечает 4 ноября? (день народного единства)
Спасение страны было главным итогом Смуты, но не единственным, какие ещё итоги можно назвать?
Итоги Смутного времени? (запись в тетради)
Рост национального самосознания. Упадок хозяйства.
Новая династия. Потеря территории.
Укрепление царской власти. Убыль населения
Сохранения единства страны.
Усиление роли Земских соборов
Задание: « Кто есть кто?» С помощь портретов, прикрепленные на доске учащиеся должны назвать имена исторических деятелей?- 2 мин
На фоне Звона колокола – благовест
Скажите, чем отличается звон колокола в начале и конце урока?
Какие чувства, эмоции вызывает у вас эти звоны?
Почему именно такая последовательность колокольного звона в начале и конце урока?
(Набат- страх, ужас, тревога - пик Смутного времени, Благовест - окончание Смуты, изгнание интервентов, воцарение новой династии)
Проблемный вопрос урока: Какова роль народа в ликвидации Смутного времени, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности (ответы уч-ся)
Вывод: Смутное время показало, что в объединении всех народов России, в их сплочении ради великой цели есть залог успеха и процветания Родины. Главным итогом Смутного времени стало то, что русский народ смог отстоять национальную независимость и утвердить на престоле национальную династию.
4 этап: Закрепление изученного материала- 5 мин
Тестовое задание. Один правильный ответ- 2 балла (Учащиеся самостоятельно выполняют тест в тетраде)
Окончание Смутного времени
1. К. Минин и Д. Пожарский прославились в русской истории как
руководители:
А) крестьянского восстания;
Б) обороны Смоленска;
В) ополчения, освободившего Москву;
Г) заговора бояр против Лжедмитрия I.
2. В каком году состоялся Земский собор, избравший царём Михаила Романова?
А) 1611г. Б) 1612 г. В) 1613 г.
3. Выберите правильные ответы
1611 год был для России исключительно тяжёлым потому, что:
А) набирало силу движение, возглавляемое Болотниковым;
Б) Первое ополчение потерпело поражение;
В) Англия захватила северные земли;
Г) польские войска, после длительной осады, захватили Смоленск;
Д) Лжедмитрий II осадил Москву;
Е) шведские отряды захватили Новгород;
Ж) с юга на русскую землю вторглись отряды крымского хана.
4. О ком идёт речь?
Ему принадлежат слова: «Не пожалеем ничего, продадим дома свои, заложим жён и детей и соберём казну на жалование ратным людям». После победы над врагом ему был пожалован чин думного дворянина. Поместье не дали, но дали жалование – 200 рублей в год. Воздвигнуты памятники в Москве и Нижнем Новгороде.
После выполнения задания, на слайде открыты правильные ответы. Ребята с помощью взаимопроверки друг друга ставят баллы, полученные за работу.
Подсчитывают сумму баллов и выставляют соседу оценку за урок.
8 баллов - «5» 6-7 баллов – «4» 4-5 баллов - «3» 3-0 баллов- «2»
Рефлексия- 2 мин:
Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения (учащимся в начале урока были розданы листочки с методом незаконченного предложения):
1. Я узнал (а), что ________________________
2. Я был удивлен (а) тем, что _______________
3. Мне понравилось, что __________________
4. Мне более всего запомнилось, что_______________
Домашнее задание
1. §3, прочитать
2. Подготовить доклады на выбранную тему:
а) «Лукавый царедворец Василий Шуйский», Лит-ра: Абрамович Г. В. Князья Шуйские и российский трон. - Л., 1991; Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - Кн. I. - М., 1990; Либрович С. Ф. Царь в плену: исторический очерк о В. Шуйском. - М., 1990.
б) «Подвиг Смоленска во время Смуты». Лит-ра: Авраамий Палицын. Сказание. - М.-Л., 1955; Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты. Любое издание; Скрынников Р. Г. Самозванцы в России в начале XVII в. - Новосибирск, 1990.
в) «Вклад русской православной церкви в окончании Смутного времени».
Выставление отметок.
Учитель :
Пастыря доброго вспомни, Россия:
Был он спаситель, молитвенник твой;
Вспомни труды и заботы святые,
Подвиг великий, бесценный, златой.
Страж Православный, Божий служитель,
Сам Патриарх Русь святую спасал;
Русских исконных начал охранитель,
Твердо за царский престол он стоял.
Видел святитель беду, Богом данную,
Горько скорбел и болел за народ,
Звал всех бороться за Русь Православную,
Смело идти на поляков в поход
Славен, велик Патриарх Ермоген!
Память в народе о нем нерушима.
Пусть же от смут и несчастных времен
Русь Православная будет хранима!
До свидания! Всего доброго!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Источник № 1 (1вариант)
Удастся ли выиграть битву за Москву? Устоит ли, удержится ли Россия, собранная вокруг Москвы, или распадется, расползется на отдельные города?
В Нижнем Новгороде настал день, когда земский староста Кузьма Минин собрал народ на главной городской площади и призвал идти освобождать Москву и не жалеть на то «животов».
В земской избе на сходках Кузьма обращался к народу: «Московское государство разорено, люди посечены и пленены, невозможно рассказать обо всех бедах! Бог хранил наш город от напастей, но враги замышляют и его предать разорению, мы же нимало об этом не беспокоимся и не исполняем свой долг!»
Все, кто не поддался унынию, собрались вокруг Кузьмы. Старейшины помалкивали, теребя бороды. Молодежь их укоряла: «Что в нашем богатстве? Если враги придут, они и нас разорят, как все другие города. Да и устоять ли нашему городу одному?» Самые пылкие и решительные предлагали жертвовать имущество. «Не то что животы, но и дворы свои продадим, жен и детей заложим!» выкрикивали они. Добровольцы жертвовали имущество на правое дело, на жалованье ратным людям. Женщины вынимали серьги из ушей, без сожаления расставались с драгоценностями. Позже Кузьма даже ввел чрезвычайный военный налог. Община постановила собирать «пятую деньгу», то есть пятую часть со всех доходов и имущества горожан.
Источник № 2 (вариант № 2)
Для нового ополчения требовался вождь. В смутное время трудно было найти честного и храброго мужа, который бы хорошо знал ратное дело и «который бы в измене не явился». Кузьма Минин назвал имя князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Мир, то есть община, его выбор безоговорочно поддержал. Дмитрий Пожарский не раз участвовал в походах за русскую землю. Он отличился как храбрый воин в боях под Коломной, да и потом не раз выходил победителем из столкновений с вражескими отрядами.
В одном из сражений князь Пожарский получил тяжелый сабельный удар в голову, и кровь заливала глаза. Едва живого, положили его в возок и отправили в Троице-Сергиев монастырь, а потом отвезли выздоравливать в его вотчину, в село Мугреево, недалеко от Нижнего Новгорода. Туда и направились послы из Нижнего и предложили возглавить ополчение.
Князя согласился. Минин и Пожарский известили все города, что они начинают московский поход.
Поляки, засевшие в Кремле, встревожились. Они обратились к патриарху Гермогену, чтобы тот уговорил ополчение не идти на Москву. Но патриарх ответил: «Да будут те благословенны, кто идет на очищение Московского государства, а вы, окаянные московские изменники, будете прокляты».
«Кто есть кто?» Портреты исторических деятелей Смутного времени
РЕФЛЕКСИЯ
1. Я узнал (а), что ________________________
2. Я был удивлен (а) тем, что _______________
3. Мне понравилось, что __________________
4. Мне более всего запомнилось, что_______________
Самоанализ урока.
Учитель: Макарова Оксана Валерьевна
Тема. Окончание Смутного времени.
Тип урока. Урок открытия нового знания.
Структура урока.
Организационный этап.
Проверка готовности к уроку.
II. Мобилизующий этап.
Дети настраиваются на интересную работу. III. Постановка темы, целей и задач. Целеполагание осуществляется обучающимися.
IV. Актуализация знаний. Осуществляется связь с изученным материалом. Используется жизненный опыт обучающихся с целью развития у них познавательной активности и воспитания патриотизма.
V. Работа по теме.
Обучающиеся выполняют упражнения развивающего характера, самостоятельно добывают знания, используя книгу и карту. Применяются словесные, практические, частично-поисковые, исследовательские методы. На уроке используется наглядность, учебник. Для активизации познавательной деятельности на уроке используются групповые формы работы. Обучающиеся имеют возможность внести изменения в планирование работы. Соблюдаются принципы развивающего обучения: научность, ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности (изучение исторических документов, сопоставление современного и исторического написаний).
Учащиеся осознанно выполняют задания, делают обобщения и выводы. Предлагаются задания на выбор. Организация монолога способствует развитию познавательной активности детей, учит аргументировать свою точку зрения. На уроке используются воспитательные возможности содержания учебного материала. Формируется правильная самооценка учащихся. Воспитывается честь и гордость за Россию.
С позиции здоровьесберегающих технологий используются различные методы: настрой на работу «Поздоровайся локтями», эмоциональная разрядка «пословицы», просмотр видеоролика, прослушивание аудиозаписи « колокольный звон» «благовест», в середине урока проводится физминутка, которая улучшает кровообращение мышц, в конце урока проводится рефлексия «метод незаконченного предложения».
В течение урока используются различные виды учебной деятельности, что помогает лучше усвоить учебный материал.
VI. Первичное обобщение и систематизация знаний. Дискуссия развивает самостоятельность суждений, умение вести диалог и монолог. Составляя рассказ «от противного», обучающиеся учатся анализировать прошлое с позиции настоящего, сравнивать и обобщать. Обучающиеся учатся работать с книгой, систематизировать полученные знания, создавать памятки по теме. Формируется навык самоконтроля. Использование поговорок активизирует познавательную деятельность обучающихся.
VII. Итог урока. Подведение итогов. Рефлексия. Обучающиеся самостоятельно подводят итог своей работы, оценивают свою деятельность. Учитель отмечает лучшие результаты и анализирует трудности, высказывает личное отношение к историческим событиям. Воспитывается любовь к Родине.
VIII. Информация о домашнем задании.
Домашнее задание выбирается учениками с учетом личных предпочтений.