Урок повторения и закрепления знаний по теме: «Табличные случаи умножения и деления. Решение задач».


Урок повторения и закрепления знаний по теме: «Табличные случаи умножения и деления. Решение задач».
Цели: 1) Закрепить знание табличного умножения и деления. Развивать вычислительные навыки учащихся.
2) Продолжить обучение решению задач с использованием действий умножения и деления.
3) Работать над формированием универсальных учебных действий (УУД), повышением познавательной активности обучающихся.
4) Воспитывать у учащихся чувство взаимовыручки и сочувствия.
Метапредметные:
Регулятивные: осуществлять текущий контроль своих действий по заданным критериям.
Коммуникативные:ведение диалога, взаимный контроль, формулировка.
Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».
Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу; анализ, сравнение, обобщение.
Тип урока: комбинированный.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по сказке «Цветик-семицветик» В. Катаева, иллюстративный и дидактический материал, глобус, учебник «Математика» часть 2,авторы:В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва.
Ход урока. 2 мин
1.Организационный этап.
Учитель: -Наш урок предлагаю начать такими словами:
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 2 мин
-Посчитаем устно.
6*7 3*9 5*4
8:4 12-4 12:4
-Какое выражение «лишнее»?
(Разность чисел 12 и 4).
-Догадались ли вы, какова тема нашего урока?
(Умножение и деление чисел).
-Давайте вместе подумаем, что нам нужно повторить и чему учиться на уроке.
(Закрепить знания таблицы умножения и деления. Учиться решать задачи с использованием действий умножения и деления).-Таковы задачи нашего урока и мы должны их выполнять.
3.Актуализация знаний. 15 мин
-А этот цветочек узнали? Из какой он сказки?
(«Цветик-семицветик». Валентина Катаева)-Он поможет нам совершить математическое путешествие по этой сказке. Каждый лепесток этого цветочка приготовил вам задание.
(Учитель отрывает жёлтый лепесток.) (Слайд 1).
Задание 1.
Решение задач у доски по карточкам. (Работают 3 уч-ся).
Задача №1.
Девочка купила для папы 2 баранки с тмином по 8 рублей. Сколько стоили баранки для папы?
Задача №2.
Девочка купила для мамы 2 баранки с маком по 9 рублей. Сколько стоили баранки для мамы?
Задача №3.
Девочка купила для себя 2 баранки с сахаром по 7 рублей и одну баранку для брата за 4 рубля. Сколько стоили баранки для девочки и брата вместе?
Работа в группе.
-Сколько стоила покупка? (16+18+18=52)
(Учитель отрывает красный лепесток.) (Слайд 2). (Слайд 3).
Задание2.
Игра «Соберём разбитую вазу». Решение примеров на умножение и деление.
3*8, 7*4, 4*9, 42:6, 9*9, 54:6, 12:3, 21:3, 48:8, 2*6, 35:7
(Учитель отрывает синий лепесток). (Слайд 4).
-Закройте глазки. (Звук ветра).
-Откройте глаза. (На экране – Северный полюс, белые медведи).
-Мы на Северном полюсе, здесь живут белые медведи.
Задание 3.
Составить по картинке задачу. (Слайд 5).
-Сосчитайте сколько больших медведей? Сколько маленьких?
(Больших-2 медведя, маленьких -6).
-Какой нужно задать вопрос, чтобы задача решалась делением?
(Во сколько раз меньше больших медведей, чем маленьких. Во сколько раз больше маленьких медведей, чем больших).-Каким будет решение?
(Надо большее число разделить на меньшее). (6:2=3(р.))
( Ответ: в 3 раза больше маленьких медведей, чем больших и в 3 раза меньше больших медведей, чем маленьких.)
-Ребята, а как вы думаете, могут ли встретиться белый медведь и пингвин на Северном полюсе?
(Ответы детей).
(Если дети не найдут правильный ответ, рассказывает учитель и показывает на глобусе).
-Нет – не могут. Так как белые медведи живут на Северном полюсе, а пингвины – на Южном.
-Что мы повторили и закрепили на данном этапе урока?
(Мы повторили таблицу на умножение и на деление. Повторили решение задач на кратное сравнение).Задание 4. (Учитель отрывает зелёный лепесток).
Физкультминутка. 2мин
-Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по- моему вели.
-Загадайте каждый своё желание и оно – сбудется.
4.Решение задач с использованием действий умножения и деления. 7 мин
-Откройте тетради и запишите число, классная работа.
-Продолжим наше путешествие по сказке. (Слайд 6).
(Учитель отрывает оранжевый лепесток).
(Вызывает 1 ученика к доске). Задание:
-Нужно составить задачу на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
-Игрушки пожаловали и к нам в класс. Представьте, что вы в магазине игрушек.
(Учитель выкладывает на стол: Куклу, скакалки, мяч, машинку).-Что выбираешь? (Скакалку и куклу).
-Сколько может стоить скакалка? (9 рублей)
-А кукла может стоить дешевле или дороже скакалки? (Дороже).
-Во сколько раз дороже ? (В 6 раз)
-Каким будет главный вопрос задачи? (Сколько стоит вся покупка?)
Запись краткого условия задачи на доске.
Ученик рассуждает:
-Я знаю, что скакалка стоит 9 рублей, а кукла – в 6 раз дороже, чем скакалка. Мне надо узнать стоимость всей покупки.
-Я не могу сразу узнать, сколько стоит вся покупка, потому что я не знаю, сколько стоит кукла.
1 действием надо узнать , сколько стоит кукла.
1)9*6=54(руб.) – стоит кукла
-Теперь я могу узнать стоимость всей покупки.
2)9+54=63(руб.) – всего
Ответ: 63 рубля всего.
-Умница! Ты отлично справилась с этим заданием.
(Учитель отрывает фиолетовый лепесток и убирает игрушки). (Слайд 7).
-Чему мы учились? (Решать задачи).
-Мы выполнили ещё одну задачу, которую поставили перед собой в начале урока. Молодцы!
5.Контроль усвоения знаний. 7 мин
(Учитель отрывает голубой лепесток). (Слайд 8).
-Голубой лепесток оторвав, девочка Женя помогла мальчику Вите избавиться от хромоты. Стать здоровым, весёлым. Здоровье – это очень важно для человека. Я очень хотела бы, чтобы вы всегда были здоровы.
Работа по учебнику. (с.78, №13)
-Работаем по вариантам: 1-вариант, 1 столбик. 2-вариант, 2 столбик.
Повторим правила работы в парах.
-Работать без шума. Не ссориться, не спорить, работать дружно, помогать друг другу.
Взаимопроверка. (Работа в парах).
-Правильные ответы на доске.
1 вариант: 48, 21, 72, 30, 36, 8, 2, 1
2 вариант: 45, 64, 14, 32, 18, 3, 1, 0
-Посмотрите свои работы. У кого нет ошибок? Молодцы!
-У кого 1-2 ошибки? Тоже хорошие результаты.
-У кого ошибок больше, руку поднимать не нужно, мысленно скажите себе: «Я должен повторить таблицу умножения и деления».
-Что мы проверили?
(Знание таблицы умножения и деления).
-Результатами я осталась довольна.
Спасибо, вы старались!
6.Подведение итогов. 3 мин
-Подведём итоги нашей работы. Нам поможет карточка-помощница.
-На уроке я повторил…(таблицу умножения и деления).
-Я учился …(решать задачи).
-На уроке мне было…(интересно, скучно, легко, трудно).
-Я понял, что…(надо знать таблицу умножения).
-Я радовался…(своим успехам и успехам своих товарищей).
-Я всегда буду…(выручать своих товарищей).
7. Домашнее задание. С.78, №13(3,4) 1 мин
8. Рефлексия. 1 мин
-У вас на столе смайлики. Поднимите смайлик, который будет выражать ваше настроение после урока.
Спасибо за урок.