Рабочая программа Перспектива ОРКСЭ 4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана на основе авторской программы под редакцией А.В Кураева (Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. /А.В.Кураев – М.: Просвещение, 2014), и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Составлена на основе письма Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере общего образования от 22.08. 2012 года № 08-08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ».
Реализация учебной программы обеспечивается учебником (Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. /. А.В.Кураев – М.: Просвещение, 2014),
.), включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год.
Форма организации учебных занятий: классно-урочная (лекционно-семинарская) система
Цели и задачи
Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:
– усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);
– привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);
– ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);
– привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;
– ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);
– ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры
России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (ТроицеСергиева Лавра);
– усвоения основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;
– усвоения основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;
– формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;
– воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;
– формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.
Ключевые идеи программы:
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Духовные традиции многонационального народа России.
Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;
Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;
Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;
Личность в центре государственной образовательной политики, обеспечение образовательных прав и возможности реализации обязанностей человека;
Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;
Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.)
Общая характеристика учебного предмета
Принципы построения учебного предмета «Основы православной культуры»
Концепция духовно-нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу настоящей рабочей программы и самого учебного предмета «Основы православной культуры», кратко может быть выражена словами замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского: «Образование — это воспитание для доброделания». Эти слова стали основным руководящим принципом и при подготовке учебного пособия.
При построении учебного предмета «Основы православной культуры» учитывались также принципы: научность, доступность, культуросообразность.
1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается
историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.
2. Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4–5 классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.
3. Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.
Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. За последние десятилетия в российской школе накопилось так много проблем в
обучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления. Но составители настоящей программы и учебного пособия для учащихся 4–5 классов по основам православной культуры не акцентировали внимание школьников на отрицательных сторонах жизни человека и общества. Почему? «Зло не исправляется злом, а добром, — говорил Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. — Как загрязнённую одежду нельзя чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. Укажите на тёмный образ порока, не терзая чувства и не оскорбляя вкуса чрезмерным обнажением его гнусностей, а с другой стороны, изобразите добродетель в её неподдельной истине, в её чистом свете, в её непоколебимой твёрдости, в её небесной красоте — тогда можете надеяться, что пленник порока отвратит от него устыжённый взор, придёт к сознанию достоинства добродетели.» Поэтому, преподавая современному школьнику основы нравственной культуры, гораздо важнее раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту добродетели, нежели увлекаться бичеванием порока.
В процессе изучения основ православной культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.
Место учебного модуля «Основы православной культуры» в учебном плане
В год - 34 часа
в неделю - 1 чаc
Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры.
Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной
культуры» учащимися 4 класса:
– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися
– развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:
– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
– умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);
– умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
– умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
– формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь, Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:
Учебник (Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. /А.Я. Данилюк – М.: Просвещение, 2012)
М.Т. Студеникин «Основы православной культуры» 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Русское слово, 2014.
Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя.
Учебные видеоматериалы к урокам.
Приложения к программе
Примерные темы творческих работ обучающихся:
1.Моё отношение к миру
2. Моё отношение к людям
3. Моё отношение к России
4. С чего начинается Родина?
5. Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества
6. Мой дедушка - защитник Родины
7. Мой друг
Обучающиеся могут выбрать собственную тему для творческих работ в рамках изученного материала.
Учебно - тематическое планирование
Все учебные часы по блокам распределены следующим образом:
№ п/п Наименование раздела, блока Количество часов
1. Введение в предмет 1
2. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 16
3. Духовные традиции многонационального народа России 6
4. Семья. Традиции 8
5. Итоговое повторение 3
Итого 34
Календарно-тематическое планирование
№
а/а
Дата Тема урока
Характеристика учебной деятельности
Элементы содержания
Тип урока Примечание
Домашнее задание
план
факт 1 2 4 5 6 7 8
1 Россия – наша родина
Знать:
-Что такое духовный мир человека
-Что такое культурные традиции и для чего они существуют
Знать: Как человек создает культуру.
-О чем говорит религия
Богатство России. Малая Родина.
.Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.
Комбинированный урок Программа
комплексного
учебного
курса
«Основы
религиозных
культур и
светской
этики».Электронное приложение к учебнику. Урок № 1 1.Традиции, принятые в вашей семье.
2.Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи
2 Православие и культура
- Знакомятся с историей
возникновения и
распространения
православной культу-
ры.
Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия. Урок изучения нового материала 1.Что такое культура?
2.Что такое религия?
3.Какие слова благодарности вы знаете?
4.Какие черты православной культуры 17 в. так поразившие арабского путешественника живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?
3 Отношения Бога и человека в православии
Знать :
-Какие дары бог дал человеку
-Как вера в Бога может влиять на поступки людей
Знать:
Что такое православие
-Что значит слово «благодать»
-Кто такие святые
-О молитве «Отче наш»
Знакомятся с основами
духовной традиции
православия.
Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь . Урок изучения нового материала Программа
комплексного
учебного
курса
«Основы
религиозных
культур и
светской
этики».Электронное приложение к учебнику. Урок № 3 1.Почему Бога называют Творцом?
2.Вместе с родителями подумайте « Что значит быть православным человеком?»
4 Православная молитва
- Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва- славословие. Благодать.
Урок изучения нового материала Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».Электронное приложение к учебнику. Урок № 4 1.Что значит слово «молиться»?
2.Главное сокровище России
3.Значение слова «искушать»
4.Можно ли прожить жизнь без испытаний и трудностей?
5 Библия и Евангелие
Знать: -
Кто такие христиане
- Что такое Библия
- Что такое Евангелие
Священное Писание.
Знакомятся с определениями
основных понятий
православной
культуры.
Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.
Урок изучения нового материала Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».Электронное приложение к учебнику. Урок № 5 1.Почему Библию называют «Книга книг»? Из каких частей она состоит?
2.Как переводится слово Евангелие?
3.Как зовутся авторы книг Ветхого Завета? Нового Завета? .
4. Что означает слово «завет»?
5. как Соломон понял, кто мать ребенка?
6.Как ты понимаешь, что такое откровение?
7.Кто такие христиане?
6 Проповедь Христа
Знать: -
Чему учил Христос
-Что такое Нагорная проповедь
-Какое сокровище нельзя украсть
Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане.
Учатся устанавливать
взаимосвязь между
религиозной
(православной)
культурой и
поведением людей Урок изучения нового материала Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».Электронное приложение к учебнику. Урок № 6 1.Почему Нагорная проповедь Иисуса Христа получила такое название?
2.Перечитай ещё раз рассказ о Нагорной проповеди. Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?
3. Чего именно вмире становится больше в результате совершённой мести: добра или зла?
4.На православных книгах изображается крест. Христиане носят на груди крест («крестик»). Для христиан это украшение, талисман или знак, напоминание?
7 Христос и Его Крест
Знать: -
-Как Бог стал человеком
-Почему Христос не уклонился от казни
-Символику креста
Знать: -
Что воскресенье не только день недели
-Что такое Пасха
-Как празднуют Пасху
Учатся устанавливать
взаимосвязь между
религиозной
(православной)
культурой и
поведением людей
Православная культура. Воплощение. Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста.
Урок изучения нового материала «Основы
религиозных
культур и светской
этики». Книга
для учителя.
Справочные
материалы
для общеобразо-
вательных
учреждений Электронное приложение к учебнику. Урок № 7 1. Что означают слова воплощение, Богочеловек?
2.Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?
3.Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?
4.Рассмотри крест, нарисуй его, объясни каждую составляющую его частей.
8 Пасха
Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо.
Комбинированный урок «Основы
Религиозных культур и светской этики». Книга для учителя.
Справочные материалы
вательных учреждений Электронное приложение к учебнику. Урок № 8 1.Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
2.Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
3.Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?
4.Как звучит главный пасхальный гимн?
5.В чем состоит христианский пост?
9. Православное учение в человеке
Знать:
-Чем Бог одарил человека
- Когда болит душа
- Что такое «образ Божий»
Душа. Тело.
Знать:
О подсказках совести
- Как исправлять ошибки
Знать:
Что общего у убийства и воровства
- Как зависть гасит радость
Знакомятся с
описанием основных
содержательных
составляющих
священных книг,
описанием священных сооружений,
религиозных
праздников и святынь
православной
культуры. Урок изучения нового материала «Основы
религиозных
культур и светской
этики». Книга для учителя.
Справочные
материалы
Для общеобразо-
вательных учреждений Электронное приложение к учебнику. Урок № 9 1. Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?
2. Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»?
3. Как Библия рассказывает о происхождении души?
4. Как ты думаешь, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше? Вот начинает у тебя в голове кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга… Как ты полагаешь, будет по-честному: принять такую мысль и исполнить её или отогнать?
10. Совесть и раскаяние Раскаяние. Совесть
Комбинированный урок «Основы
религиозных
культур и светской
этики». Книга для учителя.
Справочные
материалы
ДЛЯ общеобразо-
вательных
учреждений Электронное приложение к учебнику. Урок № 10 1. Есть полушуточное определение человека: «человек - это животное, умеющее краснеть». Объясните его.
2. Какие два важнейших дела у совести?
3. Связаны ли между собой два выражения: бессовестный человек и мертвая душа.
4. Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?
5. Какие шаги в покаянии вы можете назвать?
11. Заповеди. Заповеди. Моисей.
Урок изучения нового материала «Основы
религиозных
культур и светской
этики». Книга
для учителя.
Справочные
материалы
для общеобразовательных
учреждений Электронное приложение к учебнику. Урок № 11 1. Есть ли связь между словами: заповедь, заповедник заповедный?
2. Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать?
3. Зачем нужно преодолевать зависть? Что помогает в борьбе с ней?
4. «Добросердечный человек». Какие синонимы вы можете подобрать?
12. Милосердие и сострадание. Знать:
Чем милосердие отличается от дружбы
- Кого называют «ближним»
- Как христианин должен относиться к людям
Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня.
Комбинированный урок «Основы
религиозных
культур и
светской
этики».
Книга для
родителей.Электронное приложение к учебнику. Урок № 12 1. Прочитай отрывок из стихотворения Пушкина:
И долго буду тем любезен я народу
Что чувства добрые я лирой пробуждал
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал
Как ты думаешь в каком значении Пушкин употребил слово падший? (Упавший? Побежденный? Согрешивший?). Объясни выражения грехопадение, впасть в грех?
2. Можно ли за милосердную помощь брать плату?
3. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
4. Дайте собственное определение: «Ближний для меня …(продолжите сами).
13. Золотое правило. Знать:
- Главное правило человеческих отношений
- Что такое неосуждение
Зн
ать:
Грех. Неосуждение
. Урок изучения нового материала «Основы
религиозных
культур и
светской
этики».
Книга для
родителей.Электронное приложение к учебнику. Урок № 13 1. Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?
2. Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила.
3. Рассмотрите картину «Христос и грешница». Как Христос защитил женщину?
14. Храм Знать:
Что люди делают в храмах
- Как устроен православный
- Почему икона так необычна
- Почему изображают невидимое
Знать: - Почему икона так необычна
- Почему изображают невидимое
Икона. Благословение.
Иконостас. Алтарь
Знакомятся с
устройством храмов
Урок виртуальная экскурсия «Основы
религиозных
культур и
светской
этики».
Книга для
родителей.Электронное приложение к учебнику. Урок № 14 1. Что такое иконостас? Какие иконы в нём присутствуют всегда?
2. Может ли православный христианин молиться без иконы?
3. Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь».
4. Как вы думаете, зачем существуют правила поведения в различных общественных местах?
15. Икона Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва.
Знакомятся с
описанием основных
содержательных
составляющих
священных книг,
описанием священных сооружений,
религиозных
праздников и святынь
православной
культуры. Урок изучения нового материала Электронное приложение к учебнику. Урок № 15 1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?
2. Как понятие «света» связано с пониманием Бога в христианстве Бога?
3. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?
4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?
16. Творческие работы учащихся.
Знать:
значение
православной культуры
в жизни людей, общества.
Знать:
значение
православной культуры
в жизни людей, общества.
Учатся излагать своё мнение
по поводу значения
православной культуры
в жизни людей, общества. Электронное приложение к учебнику. Урок № 16 Сочинение на тему «Как я понимаю «золотое правило этики»?
Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам.
17
Подведение итогов
Преподобный.
Святитель. Электронное приложение к учебнику.
№ 17 18 Как христианство пришло на Русь Как изменилась жизнь киевлян после их крещения Крещение
Святая Русь Урок изучения нового материала Электронное приложение к учебнику. Урок № 18 Подготовить рассказ о героях
19 Подвиг Как слово подвиг связано с военным временем Подвиг.
Характеристика подвигов Урок изучения нового материала Электронное приложение к учебнику. Урок № 19 Приготовить сообщение о подвигах пионеров героев
20 Заповеди блаженств Какой жизненный выбор совершает «нищий духом»
Что такое чистое сердце Нагорная проповедь.
Знакомство с творчеством Смоктуновского Комбинированный урок Электронное приложение к учебнику. Урок № 20 21 Зачем творить добро? Какого человека называют самоотверженным. Знакомство с притчей о дикаре и царе. Комбинированный урок Электронное приложение к учебнику. Урок № 21 Нарисовать кресты; Христов, Петров, Андреевский
22 Чудо в жизни христианина Как связаны вера и верность. В чем проявляет себя любовь Знакомство и анализ картины А. Рублева «Троица» Комбинированный урок Электронное приложение к учебнику. Урок № 22 Подготовить стихотворения о дружбе, любви
23 Православие о Божием суде Легенда о Христофоре Знакомство и анализ иконы «Успенской Богоматери» Комбинированный урок Электронное приложение к учебнику. Урок № 23 Нарисовать иллюстрацию Тяга к небу
24 Таинство причастия Ветхий завет. Новый завет Христианские таинства, их значение в жизни христианина Комбинированный урок Электронное приложение к учебнику. Урок № 24 Принести фото крещения
25 Монастырь Что такое монашеский обет. Знать значение слов инок и монах Женский и мужской монастыри. Одежда монаха. Комбинированный урок Электронное приложение к учебнику. Урок № 25 Нарисовать монастырь
26 Отношение христианина к природе Что такое книга природы. Значение слова милосердие. В чем проявляется милосердие к животным. Знакомство с репродукциями картин Айвазовского Комбинированный урок Электронное приложение к учебнику. Урок № 26 Составить рассказ доброго отношения к животным
27 Христианская семья Значение слова семья. Традиции своей семьи Знакомство с таинством венчания Комбинированный урок Электронное приложение к учебнику. Урок № 27 Принести фото своей семьи
28 Защита отечества Знать защитников Родины. Какие поступки недопустимы на войне Комбинированный урок Электронное приложение к учебнику. Урок № 28 Подготовить презентацию
29 Христианин в труде Какой труд напрасен. Что такое пост. В чем грех людей. Знакомство с репродукциями картин Нестерова. Комбинированный урок Электронное приложение к учебнику. Урок № 29 Подготовить презентацию
30 Любовь и уважение к Отечеству Что такое Отечество. Стихотворения о Родине Государственные символы России Комбинированный урок Электронное приложение к учебнику. Урок № 30 31 Создание проекта Подбор иллюстраций Комбинированный урок Подготовка проекта
32 Создание проекта Подбор материала для создания проекта Подготовка проекта
33
34 Итоговая презентация творческих проектов учащихся Защита проекта Итоговый урок
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО учителей нач. кл. Зам. директора по УВР
_______________/О.В. Калиниченко ___________________/Т.А. Гулеватая