СОЗДАНИЕ КОМПОЗИЦИЙ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА В РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
СОЗДАНИЕ КОМПОЗИЦИЙ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА В РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Создание композиций из природного материала не просто вооружает дошкольников умениями и навыками, но будит их интеллектуальную и творческую активность, учит их планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. У детей старшего дошкольного возраста формируются умения анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появляется стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.
Природный материал имеет большой потенциал в развитии старших дошкольников, особенно следует подчеркнуть его роль в развитии наглядно-образного мышления, т.к. использование такого материала дает новый чувственный опыт, который дети получают от восприятия природы. Особую роль природы и природных материалов в развитии образного и логического мышления подчеркивал еще К.Д. Ушинский [6]. На важность использования природного материала в деятельности дошкольников указывал и А.С. Макаренко. Он писал, что такие материалы, как глина, дерево, бумага и другие, ближе всего находятся «к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время, есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии»]. Природный материал развивает сенсорные способности дошкольников. Занимательность работы с таким материалом способствует развитию у дошкольников внимания, повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание, а также развиваются художественные способности, эстетические вкусы дошкольников. По мнению Н.М. Конышевой, окружающий мир и деятельность детей рождают эмоционально-интеллектуальный опыт, который служит источником идей и художественных замыслов .При изготовлении композиций в процессе систематической работы руки дошкольников приобретают уверенность, точность, пальцы становятся гибкими. Эти навыки необходимы в учебной деятельности, особенно в подготовке руки к письму. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики, координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений .
В ходе изготовления композиций из природного материала у детей развивается речь, т.к. при работе над композицией особенную роль играет рука, которая дополняет комплекс ощущений и делает представление о материалах и их свойствах полнее. О прямой связи пальчиков рук и речи детей известно давно. По словам В.А. Сухомлинского, истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, …. тем ярче творческая стихия детского разума, тем интереснее речь и логические выводы ребенка . А.Е. Белая также подтверждает данную мысль, утверждая, что «выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая … оказывает благоприятное влияние на развитие речи» .
Природный материал имеет большой потенциал для разнообразной деятельности детей, его использование помогает активному усвоению и использованию приобретенных знаний. В процессе составления композиций из природного материала совершенствуются умения пользоваться инструментами, такими, например, как шило, ножницы, игла, кисти, стеки и т.д.
Кроме того, следует упомянуть, что некоторые природные материалы имеют оздоровительное значение, в частности, большими возможностями обладает работа с песком, которая называется «песочная терапия» или «терапия песком». Работа с природным материалом эмоционально разгружает детей, повышает их жизненный тонус.
Работа над различными композициями обогащает эмоциональную сферу дошкольников и формирует коммуникативные навыки. Более того работа с природным материалом сближает детей с родной природой, воспитывает у них бережное отношение к окружающей среде, формирует навыки экологической культуры. В наши дни все это особенно актуально, т.к. современная экологическая обстановка во всем мире диктует изменения потребительского мировоззрения по отношению к природе и ставит перед педагогами задачу воспитания у детей не просто глубоких знаний о природе, но и определенных нравственных позиций по отношению ко всему живому на Земле.
Поделки из природного материала удовлетворяют и любознательность детей. Благоприятный эмоциональный настрой во время работы, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой композиции являются важными факторами для общего развития дошкольников.
Таким образом, при правильной организации воспитательно- образовательного процесса работа по созданию композиций из природного материала становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Использованная литература
Агапова, И.А. Игрушки и подарки из природного материала / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: Дом, XXI век, 2008. – 225 с.
Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / , А.Е. Белая. - М.: Астрель, 2009. - 143 с.
Запорожец, А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка / А.В. Запорожец, Сост. Л.М. Семенюк. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та., 2006. – 198 с.
Конышева, Н.М. Обучение и творчество на занятиях трудового обучения / Н.М. Конышева // Начальная школа. – 1999. - № 5-6. – С. 41 -44.
Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский. - М.: Знание, 1988. - 96 с.
Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. Т. 9. / К. Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 2001. - 775 с.