Внеклассное мероприятие в начальных классах Чтобы в ваш дом не пришла беда, будьте с огнём осторожны всегда!.



МКОУ Калачеевская СОШ №6

Внеклассное мероприятие
1 - 2 классы
ЧТОБЫ В ВАШ ДОМ
                           НЕ ПРИШЛА БЕДА,              
     БУДЬТЕ С ОГНЕМ
                    ОСТОРОЖНЫ ВСЕГДА!

Учитель: Васильева Е.Н.
2015 г.
Цель классного часа: показать роль огня в жизни человека; выявить причины, приводящие к возникновению пожара; составить памятку о поведении при пожаре;
-- развивать и совершенствовать умения и навыки по безопасному поведению при пожаре; воспитывать культуру безопасного взаимодействия со средой обитания.
Задачи классного часа:
знать правила противопожарной безопасности;
развивать познавательные интересы обучающихся, творческие способности; коммуникативные и речевые качества;
воспитывать волевые качества, доброе отношение к окружающим и друг к другу, чувство патриотизма, профессиональное ориентирование.
Учитель: Сначала мы поговорим о значении огня и вспомним, как огонь попал к людям. (Дети говорят о том, что древние люди огонь добывали трением, высекали искры из камня.)
А знаете ли вы, кто такой Прометей?
Ученик: Это легендарный древнегреческий герой, подаривший огонь людям.
В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага – люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием.
Ученик: Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю.
Ученик: С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.
Учитель: Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Назовите сферы применения огня.
(Приготовление пищи, двигатели внутреннего сгорания (машины), плавка металлов, изготовление стекла и кирпича, обжиг керамических изделий, отопление жилища, теплоэлектростанции и др.) 
Учитель: Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту, и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, шалости с огнем, могут привести к беде. Послушайте стихотворение. 
Спички – лучшая игрушка Для скучающих детей. Папин галстук, мамин паспорт –Вот и маленький костер. Если тапочки подкинуть, Или веник подложить, Можно целый стул зажарить, В тумбочке сварить уху. Если взрослые куда-то Спички спрятали от вас, Объясните им, что спичкиДля пожара вам нужны. (Г. Остер)
Учитель: А кто скажет, огонь - друг или враг человеку? Да, огонь - давний друг человека. Было время, когда в Москве не было пожарной команды, и тушить пожары обязаны были сами жители. Под угрозой телесного наказания и тюремного заключения век за веком москвичи несли пожарную повинность. На тревожные звуки набата собиралось много народу, да пользы было мало. Жители не знали, что надо делать для укрощения огненной стихии. За первые четыре с половиной века своего существования Москва 13 раз выгорала дотла и около 100 раз в значительной степени. По словам современников, город становился "яко поле".
Указом царя Александра 1 от 31 мая 1804 года появились профессионалы - пожарные. Началось строительство пожарных депо. Во главе каждой пожарной части стоял брандмейстер. В 1857 году издаётся первый в России пожарный Устав.
Достижения науки и техники становятся достоянием пожарного дела. С 1858 года для пожарных целей используется военно - полицейский телеграф, а в 90-х годах прошлого века стали использоваться телефон и электрическая пожарная сигнализация. Всё это поднимает престиж пожарных.
В 1907 году в Москве по Мясницкой улице промчался необычный автомобиль. На сиденье рядом с шофёром важно сидел брандмейстер, сзади блестели каски пожарных служителей, один из них бил в медный колокол. Это был первый автомобиль пожарной команды. В этом же году в Китай - городе впервые была установлена пожарная сигнализация.
С развитием промышленности на вооружение пожарной охраны начали поступать технические средства борьбы с пожарами. За минувшие десятилетия пожарная охрана шагнула далеко вперёд в своём развитии. На вооружении её подразделений появилось много видов разнообразной техники. Но главным звеном в пожарном деле был и остаётся человек. Работа пожарного трудна и опасна.
В профессиональной пожарной охране России сложились славные боевые традиции: любовь к своей профессии, проявление отваги, самоотверженности и взаимопомощи при исполнении служебного долга. Но об огне, как о друге мы нередко забываем. А ведь с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в повседневном быту и на производстве. И ребята готовы защищать огонь как нашего друга.
Ученик: Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит с нами.
Гонит холод. Гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт.
Ученик: Полезные свойства огня научились использовать сталевары, электросварщики и люди других профессий.
Ученик: Ты видел, как он управляет огнём?
Железная маска надета на нём.
Вот строится дом - посмотри поутру,
Он в стёганой куртке сидит на ветру.
Варил он опоры могучих мостов,
Варил он суда из огромных листов...
Железо с железом он может сварить!
Он добрый волшебник, что тут говорить.
Ученик: Знают все: человек без огня,
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь - повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.
Учитель: При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает всё на своём пути, и остановить его бывает трудно.
Ученик: Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит траве.
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Ученик: Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищник делает бросок.
Ученик: Ленту гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минуты
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит - три минутки!
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделала пожар.
Ученик: Смастерил Сергей пугач,
Пострелял немного.
А теперь Серёжу врач
Лечит от ожогов.
От такого пугача
Путь обычный до врача.
Ученик: Этот дядя не жалеет
Что в лесу окурок тлеет...
На такого дядю глядя,
Мы, ребята, скажем речь:
- Как же вам не стыдно, дядя?
Лес нам надо уберечь!
Ученик: Да, огонь бывает разный -
Бледно - жёлтый, ярко - красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
Ученик: При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре
Набирают "01".
И вот машины красные
Спешат в места опасные,
Прохожие сторонятся -
Пожарные торопятся.
Учитель: Посмотрите на рисунки и скажите, какие опасности могут быть на кухне, в спальной комнате, в общей комнате (рисунки прилагаются). На борьбу с пожарами направляются очень смелые отважные люди - пожарные. Бросаясь в огонь, дым для спасения людей, имущества, они часто забывают о собственной жизни.
Сейчас в распоряжении пожарных находится современная техника. Так как пожары возникают в разных местах, на разных объектах, совершенно не похожих друг на друга, то и пожарная техника очень разнообразная. Но отвагой на пожарах отличаются на только пожарные, а и обычные люди. О таких героях пишут в книгах, газетах.
Ищут пожарные,
Ищет милиция.
Ищут фотографы
В нашей столице.
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
- Из какого произведения эти строки? (С.Михалков "Дядя Стёпа")
- Среди героев, отличившихся на пожарах, часто бывают школьники. (Чтение сообщений о школьниках, помогавших при тушении пожара)
- О пожарах, о бедах, которые приносит огонь, написано много книг. В том числе детских. Почему же для детей написано много книг о пожарах, о причинах пожаров и о бедах, которые они приносят? (Потому что часто пожары возникают по вине детей)
- На нашей выставке представлена лишь небольшая часть таких книг. Из каких произведений взяты следующие строки? Эти произведения есть на нашей выставке.
Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
Из огня спасает дом...
(С.Михалков"Дядя Степа")
Море пламенем горит,
Выбежал и моря кит:
"Эй! Пожарные, бегите!
Помогите, помогите!"
(К.Чуковский"Путаница")
И вдруг заголосили: "Пожар! Горим!"
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
(С.Маршак "Кошкин дом")
Учитель: Дополните недостающие слова у стихотворных строк.
Ученик: Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его ... (водой).
Ученик: Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те ... (отнять).
Ученик: Если где хранится мусор
Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
И быстро всё ... (убрали).
Учитель: А теперь отгадайте загадки.
Ученик: Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (огонь)
Ученик: Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь. (огонь)
Как вы понимаете пословицы?
Вода и огонь – хорошие слуги, но страшные господа.
От маленькой искры большой пожар бывает.
Не бывает дыма без огня.
Огонь маслом заливать – лишь огня добавлять. Огонь воды боится.
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
Ученик: Что бывает, если птички
Зажигают дома спички? (пожар)
Ученик: Летела мошка -
Осиновая ножка.
На стог села -
Всё сено съела. (спичка)
Учитель: Ребята! Чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности.
Ученик: Ребята! Помните о том,
Что нельзя шутить с огнём.
Кто с огнём неосторожен,
У того пожар возможен.
Ученик: Спички - не тронь!
В спичках - огонь!
Ученик: Не играй, дружок, со спичкой.
Помни ты, она мала.
Но от спички - невелички
Может дом сгореть дотла.
Ученик: Возле дома и сарая
Разжигать огонь не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
Ученик: Если имущество хочешь сберечь,
Не уходи, когда топится печь.
Ученик: Не суши бельё над газом -
Всё сгорит единым разом!
Ученик: Включен утюг, хозяев нет,
На простыне дымится след.
Ребята! Меры принимайте,
Утюг горячий выключайте.
Ученик: В избежание всяких бед,
Огню на елку хода нет.
Ученик: Запомните, дети,
Правила эти!
Ты о пожаре услыхал-
Скорей об этом дай сигнал.
Ученик: Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер 01.
" 01" запомните этот телефон
В случае пожара пригодится он.
Викторина для зрителей.
- Как называется пища огня?
- Какой вид топлива самый распространенный и древний?
- Скажите, ребята, от кого сильно страдают леса?
- Подумайте, каким должно быть в лесу поведение человека?
- Как называется твердое блестящее горючее вещество, которое служит людям топливом?
- Как называется рыхлое ,мягкое горючее вещество коричневато-бурого цвета(торф).
- Какое жидкое топливо, добываемой из недр земли, в старину называли "горным маслом"?(нефть).
- Какое горючее вещество, называется "невидимым топливом",является частым спутником нефти?(газ).
- Как газ попадает в наши дома?
Учитель:  Пожары – это неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой гибель людей и уничтожение материальных ценностей. Причиной возникновения пожаров является неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, самовозгорание сухой растительности и торфа, возгорание от электрического разряда молнии.
За последние 20 лет ЧС с пожарами резко участились. Особую тревогу вызывают случаи пожаров в образовательных учреждениях, гибель детей.
Так в 2002 г. только в Ростовской области, в общественных местах произошло 140 пожаров. А в апреле 2003г. При пожаре  в 2 школах в Якутии и Дагестане погибло 50 детей.
В связи с этим каждый из нас должен овладеть четкими, квалифицированными действиями в случае пожара.
Помни! Сигнал тревоги в школе – 2 коротких звонка и один бесконечный!
Учитель: Ваши действия по конкретно сложившейся обстановке при пожаре заключаются в следующем:
Услышав звонок, прекратить занятия и под руководством учителя организованно, без паники, покинуть здание школы через эвакуационные выходы. Решительно пресекать панику среди младших школьников, не терять самообладание и выдержку. Собраться на месте сбора всей школы – стадионе, обязательно подойти к тому учителю, чей урок был во время звучания сигнала тревоги. Произвести перекличку.
До прибытия пожарной команды силами тех. персонала, педагогов и учащихся старших классов принять энергичные меры к локализации очага, используя в этих целях противопожарные гидранты, огнетушители, ящики с песком, землю, покрывала и др. средства. При пользовании пожарным краном необходимо: открыть дверку шкафа, раскатать и направить ствол рукава в очаг огня, открыть вентиль. Для приведения в действие пенного огнетушителя следует поднять рукоятку вверх и откинуть ее до отказа, перевернуть огнетушитель вверх дном, образовавшуюся струю пены направить на горящую поверхность.
Перед входом в горящее помещение необходимо накрыться с головой мокрым полотенцем, в сильно задымленном помещении двигаться, пригнувшись или ползком, для защиты от угарного газа дышать через увлажненную ткань.
Если загорелась одежда, надо лечь и путем перекатывания сбить пламя, нельзя бежать, а увидев человека в горящей одежде накрыть его покрывалом и плотно прижать.
Когда мы небрежны бываем с огнем,
                                          Он сразу становится нашим врагом.
Учитель:  Какие меры предосторожности необходимо соблюдать для исключения пожара? Для предупреждения возгораний в помещении необходимо строго соблюдать несложные правила пожарной безопасности:
-- не оставляйте включенными электроприборы после работы с ними;
-- не включайте в одну розетку несколько мощных потребителей электроэнергии;
-- не закрывайте электролампы и другие электросветильники бумагой;
-- пользуясь свечами, изолируйте их от стола огнестойкими материалами;
-- не используйте бензин для растопки печи;
-- не применяйте бенгальские огни, хлопушки и другие пиротехнические средства в квартирах, даже в новогодние праздники;
-- не устраивайте игр со спичками.
                         
 Учитель: "Пожарным можешь ты не быть, но правила противопожарной безопасности ты знать обязан"
1) Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь.)
2) Я мохнатый, я кудлатый, Я зимой над каждой хатой, Над пожаром и заводом, Над костром и пароходом. Но нигде-нигде меняНе бывает без огня. (Дым.)
3) Добывается в Сибири,Бежит в трубе по дну морей, Появляется в квартире Под кастрюлею твоей. (Газ.)
4) Это тесный-тесный дом: Сто сестричек жмутся в нем. И любая из сестерМожет вспыхнуть, как костер. (Спички.)
5) Синенькая искорка бежит по проводам. Помогает шить, стирать, пылесосу – пыль глотать.Работать за нас берется,А в руки не дается. (Электричество.)
Ученик:
Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Дома, в которых мы живем, обеспечены газом, электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же. 
Ученик:
Причины пожаров
– Неосторожное обращение с огнем (90 %).
– Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.
– Нарушение правил противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.
– Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы.
– Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.
– Неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов.
– Шалости детей с огнем.
Статистика показывает, что обычно от 15 до 20 % общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне человек – ребенок.
Учитель: Какие рекомендации вы еще подготовили?
Не суши над газом штаны после стирки,А то от штанов останутся дырки.Не отключив электроприбор,Можно остаться без новеньких штор.Шторы сперва задымят, а потомВместе со шторами вспыхнет весь дом.
Запомнить и взрослым необходимо:
– Любые игры с огнем могут привести к травме – ожогу. Врачи делят ожоги на четыре степени. Первая – когда кожа краснеет. Вторая – когда на обожженном месте появляются пузыри. Третья и четвертая — самые тяжелые, которые могут привести к летальному исходу. Но чаще всего люди гибнут от удушья дымом, образовавшимся при горении.
 “Правила поведения при пожаре”
(говорят ученики)
– Вызвать пожарных по телефону “01”.
– Если загорелся электроприбор, постараться отключить его, вынув шнур из розетки сухими руками.
– Небольшой очаг возгорания попытаться потушить, накрыв его одеялом и таким образом перекрыв доступ кислорода.
– Если есть возможность, покинуть помещение через дверь или по пожарной лестнице.
– Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.
– Если нет возможности покинуть помещение, не открывать окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.
– Заткнуть щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.
– Дышать через мокрую тряпку или полотенце и лечь на пол, ждать пожарных.
Первая помощь при ожогах.
– Наложить чистую марлевую повязку.
– Срочно госпитализироваться в больницу или позвонить “03” и ждать “Скорую помощь”.
Учитель: Ребята! Соблюдение правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а зачастую здоровье и жизнь людей.