Урок Агрегатное состояние вещества
Проверила зам дир.УВР __________________
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы а потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
Козьма Прутков
Тема и номер урока в теме Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание твердых тел.
Базовый учебник Физика 8класс
Цели урока Образовательная: изучить физические особенности различных агрегатных состояний вещества, сформировать понятия: процесс плавления и отвердевания, рассмотреть особенности фазового перехода жидкость – твердое тело.
Развивающая: формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов.
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя.
Применение модулей Программы Обучение критическому мышлению
Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться, диалоговое обучение)
Оценивание для обучения и оценивание обучения
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников
Обучение талантливых и одарённых детей
Основные ресурсы компьютер, интерактивная доска, компьютерная презентация
Ход урока
Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент -1 мин Проверка готовности учащихся к уроку. Проверяет наличие принадлежностей, учебников. Подготовка к уроку.
Создание атмосферы сотрудничества – 5 мин Физическая разминка:
-Почему в медицинских термометрах используют ртуть, а не спирт или эфир?
-Почему металлические предметы, находящиеся в комнате, на ощупь кажутся холоднее, чем деревянные?
(у ртути большая теплопроводность и меньшая теплоемкость, а это сокращает время измерения)
( При соприкосновении с деревянным предметом, нагревается только его небольшой участок под пальцем. Металлы же обладают хорошей теплопроводностью, поэтому при соприкосновении нагревается больший по размеру участок, что приводит к большему теплоотводу от пальца и его охлаждению)3. Проверка домашнего задания-10мин Знакомство с содержанием работ каждой группы
Организовывает деятельность учащихся по заслушиванию домашнего задания.
- понятие удельная теплоемкость, количества теплоты;- формула для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении. Оценивание 3 звезды 1 пожелание)
4. Формирование групп Для проведения групповой работы Группы распределены по чет и нечетным цифрам Распределяются по группам.
5. Стадия «Вызов» - 5 мин.
Оборудование –
Подготовить и заинтересовать учащихся в изучении новой темы – Из чего состоит вещество?
– В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
– Что же отличает одно агрегатное состояние вещества от другого?
– Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?Заслушиваются мнения учащихся
6. Стадия «Осмысление» - мин.
15 мин Давайте рассмотрим агрегатные состояния вещества на примере воды.
(Поочередно рассматриваются особенности расположения молекул в различных агрегатных состояниях вещества).
В твердом состоянии положение молекул упорядочено. Они не могут свободно перемещаться, поскольку расположены почти вплотную друг к другу, поэтому притяжение между ними слишком велико. Поэтому твердые тела в обычных условиях сохраняют форму и объем (слайд 6)
Молекулы жидкости не имеют такой структуры в расположении, силы взаимодействия у них меньше, чем у молекул твердых тел, и поэтому лаже под действием небольших внешних сил они легко перемещаются. Жидкости обладают текучестью, мало сжимаемы. При постоянном объеме могут менять форму. (слайд 7)
Молекулы газа еще слабее связаны друг с другом, и поэтому перемещаются по всему объему с большими скоростями. При этом они часто сталкиваются друг с другом. Газы легко сжимаемы, не имеют постоянной формы и объема. (слайд 8) В результате беседы делается обобщение: Любое вещество, состоящее из атомов и молекул, может находиться в одном из трех агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. (cлайд 9).
Понимание Задание 1 группе. В разных агрегатных состояниях расположение атомов и молекул различно; внутренняя энергия одинаковых масс твердого тела, жидкости и газа при одинаковых температурах различна.
Процесс перехода вида: «твердое вещество - жидкость - газ» связан с увеличением внутренней энергии. Значит, в таких превращениях вещество поглощает тепло, и кинетическая энергия движения молекул возрастает.
А в переходе вида «газ - жидкость- твердое вещество»процесс перехода идет с выделением тепла. При этом скорость молекул и внутренняя энергия – уменьшаются.
Процесс превращения жидкости в твердое тело называется кристаллизацией. При этом вещество часть тепла отдает в окружающую среду.
При рассмотрении перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое можно сделать вывод:
l Если не будут существовать эти тепловые переходы, то окружающий мир будет не интересным. Мы будем наблюдать либо вечный дождь, либо вечный снег.
l А в худшем случае, мир прекратит свое существование. (слайд 15)
l …Все хорошо в природе, но вода – красота всей природы! С.Т.Аксаков (слайд 16)
Задание 2 группе.Иногда, бывает так, что вещество из данного агрегатного состояния сразу переходит в иное, минуя жидкую фазу. Процесс перехода из твердого состояния в газообразное называется сублимацией или возгонкой. Сублимирует кусочек льда в морозный день. Сырое бельё замерзает в морозный день, а через сутки становится сухим – ледяная корка исчезает. Вообще любое тело в твердом состоянии, если оно имеет запах, сублимируется.
Процесс превращения пара в жидкость называется конденсацией.
Процесс превращения жидкости в пар называется парообразованием. Это тоже требует количества теплоты извне.
Очень интересным процессом является процесс, обратный сублимации – десублимация. При этом вещество из газообразного состояния сразу переходит в жидкую фазу.
Задание 3 группе. Процесс перехода из твердого состояния в жидкое называется плавлением. Оно идет с поглощением тепла.
Таким образом, есть шесть процессов, которые определяют варианты перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое: плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация, сублимация, десублимация. (слайд 10)
Рассмотрим два процесса: плавление и кристаллизация, а остальные на следующих уроках. Рассмотрим процесс плавления льда: возьмем лед с температурой ниже нуля и если начать его нагревать, то можно обнаружить, что на начальном этапе нагревание льда происходит с ростом его температуры. Так он нагревается до нуля градусов Цельсия. Затем мы будем наблюдать процесс который идет при постоянной температуре нуль градусов Цельсия. Через определенное время весь лед превращается в воду. Только после этого температура воды начинает подниматься.
Участок АВ- нагревание – вся энергия идет на увеличение внутренней энергии вещества. Колебание молекул льда увеличивается.
Участок ВС- плавление льда – этот процесс во времени более длительный, чем нагрев льда, и он идет при постоянной температуре. Все количество теплоты уходит на разрушение кристаллических решеток.
Участок СД- нагревание воды. (слайд 11)
Та температура, при которой происходит переход твердого вещества в жидкое, называется температурой плавления.
Если сосуд с водой поместить в среду, где температура меньше нуля градусов Цельсия, то будем наблюдать процесс охлаждения воды с последующем отвердеванием.
Процесс кристаллизации будет идти также при постоянной температуре. Она называется температурой кристаллизации.
А) Но молекулы вещества при кристаллизации не изменяются
В) Температура вещества при отвердевании остается той же. Т.е: tпл = tкр (слайд12)
Участок ДЕ- вода охлаждается до нуля градусов Цельсия.
Участок ЕF- вода замерзает - когда тело начинает кристаллизоваться, оно отдает лишнюю энергию в окружающую среду.
Участок FD- лед охлаждается. (слайд 13)
Таким образом, плавление и кристаллизация – два симметричных процесса. В первом случае вещество поглощает энергию извне, а во втором отдает в окружающую среду.
Различные кристаллические вещества имеют свою температуру плавления. В таблице приведены значения температур плавления при нормальном атмосферном давлении для некоторых кристаллических веществ. (слайд 14)
Вывод l Если не будут существовать эти тепловые переходы, то окружающий мир будет не интересным. Мы будем наблюдать либо вечный дождь, либо вечный снег.
l А в худшем случае, мир прекратит свое существование.
l …Все хорошо в природе, но вода – красота всей природы! С.Т.Аксаков 1.Закончите предложения:
1) переход вещества из твердого состояния в жидкое называют... (плавлением)
2) Переход из твердой фазы в газообразную фазу называется…(...сублимацией).
3) явление превращения жидкости в пар называется ... (парооброзование)
4) парообразование, происходящее с поверхности жидкости называется... (испарение)
5) явление превращения пара в жидкость называется...(конденсацией)
Отгадать загадки
1. Над водою - ушко,
Под водою – брюшко. (Айсберг)
О каких состояниях воды идет речь в загадке? (О твердом и жидком)
2.Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Добывают на дне морском из водорослей, хорошо лечит ранки, а дети его боятся. (Йод)
В каком состоянии может находиться йод? ( в твердом, жидком или газообразном)
4.Под острым гребнем из металла
Сосна и липа застонали. (Пила)
Почему при распиле древесины пила нагревается? Может ли железо быть в газообразном состоянии? (Механическая работа превратилась во внутреннюю энергию. Железо может быть в твердом, в жидком и газообразном состояниях.)5.На воде переполох, с неба сыплется горох,Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (Град)
6. Какой это мастер на стекла нанесИ листья, и травы, и заросли роз. (Мороз)
7.Висит, сверкаем. Возьмешь в руки, тает. (Сосулька)
8.Белый, ярким изумрудом на деревьях лежит. (Иней)
Подведение итогов, оценивание.
Рефлексия урока.
- 5 мин 1. Процесс превращения вещества из жидкого состояния в твердое.
2. Мельчайшая частица вещества.
3. Один из видов теплопередачи.
4. Величина, характеризующая способность тела совершать работу.
5. Прибор для измерения температуры.
6. Процесс интенсивного испарения вещества по всему объему жидкости.
7. Величина, характеризующая быстроту движения.
8. Процесс, обратный кристаллизации.
Ответы: 1 - отвердевание, 2 — атом, 3 — излучение, 4 — энергия, 5 — термометр, 6 - кипение, 7 - скорость, 8 — плавление.Ключевое слово: возгонка.
Домашнее задание.
2 мин. Видиоролик. (слайд30) Почему примерзает стакан” Ответить на вопрос.
Читать § Ответить устно на вопросы в конце § (Чтобы расславиться льду в стакане, ему необходимо потреблять энергию. Он забирает ее у воды, которой покрыта стеклянная пластинка, и вода на стекле замерзает, т.е. стакан примерзает).