Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся во внеклассной деятельности»


ГКОУ «Кабанская СКОШИ VIII вида»
ДОКЛАД
на тему:
«Развитие творческих способностей учащихся во внеклассной деятельности»
Выполнила: Елезова Надежда Ивановна
2015 г.
I.Введение
Быть всегда творческим – значит быть всесильным.Нет надёжнее гарантии на лучшее будущее, чем умение быть творческим всякий раз,когда это необходимо, в любой момент быть готовымрешать проблемные вопросы и разрабатывать новые концепции.
Марк Фише.
Василий Александрович Сухомлинский когда – то написал такие слова: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»
Тема моего доклада «Развитие творческих способностей учащихсяво внеурочное время.» выбрана не случайно. Обращение к данной теме вызвано существенными причинами. Дело в том, что современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «независимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер. Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. Поэтому я вижу необходимым уделение особого внимания развитию творческих способностей учащихся.
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, песни, писать музыку… Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создаётся нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к деятельности.
II.Условия успешного развития творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития учащихся является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Первым важным условием развития творческих способностей ребёнка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности будут развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок всё выше и выше.
Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребёнку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким – либо делом. Тогда желание, интерес ребёнка, эмоциональный подъём послужат надёжной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведёт к переутомлению, и пойдёт на пользу.
Но предоставление ребёнку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть четвёртое условие успешного развития творческих способностей.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей – тёплая, дружелюбная атмосфера в коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребёнка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постепенно стимулировать ребёнка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Оказывается (и практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то это будет способствовать более высокому уровню развития творческих способностей учащихся – это шестое условие развития творческих способностей. Оно будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
III. Воспитательное пространство как средство развития творческих способностей учащихся.
Среди понятий педагогики на первый план постепенно выходят понятия «воспитательное пространство», «воспитывающая среда», «среда в среде». Воспитательное пространство является инструментом воспитания при условии целенаправленного использования его возможностей в работе с детьми. Влияние воспитательного пространства обусловлено восприятием его ребёнком, включенностью в процессе его создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребёнка зависит от того, каким он его видит. Выделяют следующие характеристики воспитательного пространства;
1.Воспитательное пространство - это освоенная, природная, культурная, социальная, информационная среда, которая приспособлена для решения педагогических задач.
2.Воспитательное пространство – это результат освоения воспитательной среды.
3.Воспитетельное пространство не складывается само по себе или приказом сверху, оно рождается внутри педагогической деятельности благодаря специально организуемой деятельности.
4. Воспитательное пространство может стать средством развития творческого потенциала личности ребёнка только в том случае, если оно будет пространством детской общности, наполненным реальными и значимыми для детей вопросами, на которые необходимо найти ответы, если дети воспринимают пространство как собственную территорию, за которую они несут ответственность.
IV.Система развития творческих способностей учащихся в воспитательном пространстве.
По вышеперечисленным правилам реализации творческого потенциала воспитательного пространства, педагогу – воспитателю необходимо чётко продумать цели своей работы. Бесталантных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно только во внеурочной деятельности. В данном случае цель работы воспитателя – формирование и раскрытие творческой индивидуальности воспитанника. Реализация цели подразумевает решение следующих задач:
1.Создание условий для интеллектуально – нравственного, эмоционального самовыражения личности ребёнка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.
2.Обеспечивать педагогическую поддержку творческих устремлений учащихся.
3.Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе.
4.Сформировать круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределять учеников по способностям.
Детский коллектив – коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают не приспособляться к жизни, а преобразуя её вокруг себя. Как же сделать так, чтобы всемирно развить самостоятельность и инициативу каждого ребёнка? Чтобы, когда проводятся различные мероприятия в классе, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями?
Способы и средства достижения целей в воспитательном пространстве, в данном случае, должны быть также творческими:
- Воспитателю необходимо научиться относиться к ребятам, как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе.
- Нужно уметь находить в каждом ребёнке что – то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.
- Выработать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.
- В своей работе с детьми воспитателю придерживаться принципа: «Всё, что могут делать дети сами, они должны делать самостоятельно».
Основной формой воспитательного процесса принято считать мероприятие.
Мероприятие – организационное дело коллектива, направленное на достижение каких – либо целей. Мероприятие должно реализоваться, как самостоятельное взаимодействие классного руководителя, учителя, воспитателя с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы её организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства, приёмы.
Наиболее распространённой считается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся, массовая, групповая, индивидуальная формы. Кроме того, существует подход к определению форм воспитательной деятельности, связанный с направлениями воспитательной работы. Например: организации познавательно – развивающей деятельности учащихся более всего соответствуют формы: викторина, аукцион знаний, заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, интеллектуальный марафон, деловые игры, конкурс изобретателей и фантазёров, устный журнал…
При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания широко применяются такие формы: круглый стол, пресс – конференция. Устный журнал, диспуты, беседы на этические темы о самовоспитании, обзор литературы по различным проблемам, литературно – музыкальные композиции, практические занятия, заочные путешествия, поисковая деятельность.
При организации эстетического воспитания широко применяются: экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о музыке, живописи, обзор журналов…
При организации физического воспитания широко применяются игры типа «Весёлые старты», походы и эстафеты, беседы о гигиене, здоровье.
Присущая детям жажда деятельности часто находит своё выражение в игре, заменяющей ребёнку необходимый для него труд. Всякая игра приучает их к согласованным действиям, к точности и своевременности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении к правилам игры, без которых она перестаёт быть организованным действием, утверждается, крепнет сознательная дисциплина. Наконец в игре, чаще всего представляющей собой индивидуальное или групповое соревнование, воспитываются волевые качества.
В воспитательном процессе игра должна отвечать следующим требованиям:
- Игра должна содействовать сплочению коллектива.
- Иметь познавательное значение.
- Активизировать общественную деятельность детей.
- Обеспечивать мыслительную активность участников игры.
- Создавать условия для детского творчества.
- Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».
Чтобы разнообразить подъём детей я провела игру «Отгадай, кто какой»:
Из десяти учащихся ответили на вопросы семь.
Раздала детям листочки и попросила их написать имена из класса:
- Кто никогда не опаздывает в школу - Галецкий Антон
- Кто никогда не кричит – Галецкий Антон
- Кого не надо заставлять дежурить в столовой – Коробенко С., Галецкий А.
- Кто самый шутливый и весёлый – Костюченко П, Паздников Г.
- Кто самый серьёзный – Коробенко С, Бурдуковский К.
- Кто самый честный - Паздников Гена
- Кто самый добрый – Галецкий Антон
- Кто самый справедливый - Все
- Кто добросовестно готовит домашнее задание – Галецкий Антон
- Кто убирает хорошо в классе – Коробенко Сергей
- Кто ворчливый – Колосов А, Костюченко П.
- Кому не надо напоминать что-то сделать – Бурдуковский К., Галецкий А.
Цель воспитательной игры: сделать воспитательный процесс радостным, интересным, запоминающимся для детей. Пробудить душу ребенка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения – вот основные задачи, которые реализуются в игре.
VЗаключение.
Для того, чтобы обучать детей творчеству, воспитателю – педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию – процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания. Мероприятия творческого характера – это мероприятия, предполагающие креативность в их реализации и рассчитанные на использование в них творческих возможностей учащихся.