Психолого-педагогическая диагностика учащихся и всего коллектива.
Психолого – педагогическая диагностика личности учащегося и коллектива.
Для того чтобы воспитание было успешным, классному руководителю необходимо его строить на основе объективных сведений о школьниках и детском коллективе. Говоря словами К.Д. Ушинского, чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.
Неоценимую помощь в этом учителю оказывает психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и коллектива.Используя диагностические методики, классному руководителю следует иметь в виду:1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.2. Проводя психолого-педагогическую диагностику личности учащегося и коллектива, учитель руководствуется принципом «не навреди». Результаты исследования не могут обсуждаться с людьми, не имеющими отношения к делам учащихся и класса.3. Результаты психолого-педагогической диагностики являются основанием для корректирования и планирования воспитательной деятельности классного руководителя.
Ниже приводятся диагностические методики, которые я использую в своей практической деятельности.
Диагностическая методика «Мое учение»
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты, подчеркнув в тексте нужный ответ или дописав предложение.
1. Учиться в школе мне:а) интересно;б) не интересно;в) не знаю.
2. Я хожу в школу, потому что:а) мне нужны знания;б) люблю общаться с друзьями;в) это требование родителей.
3. Мои любимые предметы:
4. Я испытываю затруднения в учении, потому что:
5. Если бы я был учителем, то помог бы учащимся в следующем:
Выявление доминирующего мотива учения
На уроке ученикам предлагается выполнить самостоятельно по выбору задания, которые различаются по:- сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная).- практической или теоретической направленности познавательной деятельности.- характеру выполнения задания (индивидуальное или групповое).
Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора того или иного задания:1. Желание себя испытать.2. Лучше узнать свои возможности по данному предмету.3. Интерес к предмету.4. Желание как можно больше узнать из данной области науки.5. Полезно, пригодится в будущей работе.6. Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования.7. Уверенность в успехе по данному предмету.8. Легко учиться.9. Желание преодолеть трудности.10. Интересно общаться с товарищами на уроках по данному предмету.11. Желание иметь авторитет среди товарищей, так как этот предмет престижен в данном коллективе.12. Нравится учитель.13. Желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей.14. Желание быть готовым к самостоятельной жизни.15. Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.16. чтобы не ругали родители, учителя. Это неприятно.
Все названные мотивы учения классный руководитель распределяет по восьми основным направлениям, что позволяет ему судить о значимости для ученика выбираемых заданий:
Интерпретация Показатели
1. Самоопределение 5, 7, 14
2. Познавательные 3, 4
3. Узкопрактические 5, 6
4. Саморазвитие 1, 2, 9
5. Общение с учителем 12
6. Общение со сверстниками 10, 11
7. Самоутверждение 13
8. Избежание неприятностей 8, 16
Анализ избранных мотивов позволит учителю распределить учеников на три группы:Первая группа включает учащихся, воспринимающих учебу с позиции настоящей необходимости.Вторая группа учеников отражает мнение, что побудительная сила настоящего и будущего одинакова.Третья группа учащихся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая учебу в школе как «временную» жизнь, имеющую для них ограничительную и вынужденную ценность.
Изучение воспитанности школьниковАнкета «Какие качества я в себе воспитал?»
Цель: определить изменения, происшедшие в личности школьника в течение учебного года.
I. Учащемуся необходимо ответить на вопросы и ответить, какие качества у него появились (поставить знак «+»), а какие качества исчезли и стали хуже (поставить знак «-»).1.Физическая сила и выносливость.2. Умственная работоспособность.3. Сила воли.4. Выдержка, терпение, упорство.5. Ум, сообразительность.6. Память.7. Объем знаний.8. Внимание и наблюдательность.9. Критичность.10. Целеустремленность.11. Умение планировать работу.12.Умение организовывать свой труд.13. умение беречь время.14. Умение контролировать и анализировать свои поступки.15. Умение работать самостоятельно.16. Чуткость и отзывчивость к людям.17. Умение помогать людям.18. Умение подчинять свои желания интересам коллектива.19. Умение видеть и ценить прекрасное в природе, человеке, искусстве.20. Умение вести себя в обществе.
II. Над какими из вышеперечисленных качеств ты собираешься работать в ближайшее время?
III. Какие специальные способности ты открыл в себе (или сумел развить) в этом году (способности к танцам, музыке, спорту и т.д.)?
IV. Над какими из этих качеств ты работаешь сейчас?
V. Что бы ты хотел пожелать себе на будущее?
Диагностика нравственных приоритетов личности учащегося.
1. Методика неоконченных предложений.Зависть – это…Зло – это…Добро – это…Ненависть – это …Дружба – этоСовесть – это…Честность – это…Хитрость – это…Порядочность – это…Честь – это…Надежность – это…Если учащиеся не могут объяснить понятия, организуйте работу по их изучению.
2. Ранжирование понятий.Проранжируйте понятия по степени личной значимости:семья, друзья, здоровье, отечество, обучение, успех, карьера, деньги, благосостояние, слава, известность, способности, трудолюбие, учеба.После того как учащиеся проранжировали понятия, учителю станет понятно, какие проблемы нуждаются в обсуждении на классных часах.
Методика «Мишень»
Цель: узнать, как подростки сами оценивают позицию в коллективе и какой они ее хотят видеть?
Круги условно обозначают активность ребят:1-й круг – ребята всегда активны, от них исходит инициатива;2-й круг – ребята активно откликаются на предложения, приходят на помощь, хотя сами инициативы не проявляют;3-й круг – активность и пассивность соседствуют, ребят трудно поднять на дело, но они его выполняют, если вы потребуете;4-й круг – в делах класса участвуют редко и то в качестве зрителей;5-й круг – избегают общих дел, отказываются участвовать в них.
Ребята должны отметить в 1-й мишени знаком «+», как далеко от центра круга находится каждый; во второй мишени знаком «-», где бы каждому хотелось находиться. Листы должны быть подписаны.
Результаты переносятся на две большие мишени, в круге мишени вписываются номера ребят по списку журнала. Появится картина самооценки ребят, их реальной позиции в классе и желаемого положения. В классе, который живет активной жизнью, большинство отметок первой мишени располагается в 1-3 кругах. 2-я мишень расскажет о степени удовлетворенности ребят своей позицией в классе. Если подростки стремятся занять более достойное место в коллективе, чем то, которое они занимают, - это сигнал для классного руководителя для его действий. Диагностика проводится в начале года, в середине и в конце.
Микропрактикум «Мой класс»(для учащихся 5-х классов)
Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса (см. рис.): «Ребята! На этом рисунке схематично изображен наш класс. За столом сидит учитель, заняты своим делом ученики. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свое имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию».
Учителю важно знать:- с кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?- какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу (рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)?- Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?
На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.
Анализ результатов:1. Позиция «один, вдали от учителя» - эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.2. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, - доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.3. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.
Изучение взаимоотношений в коллективе
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
1. Что, по твоему мнению, является чаще всего поводом для конфликта между учеником и учителем?- поведение;- учеба;- личная неприязнь;- нежелание понимать друг друга.
2. Могут ли конфликты с учителем повлечь неприязнь с его стороны?- да;- нет;- иногда.
3. Может ли на твое поведение повлиять коллектив класса?- да;- нет;- иногда.
4. Что может послужить причиной, по которой ты смог бы бросить школу?- неуспеваемость;- конфликт с учителем;- конфликт с одноклассниками;- я не брошу школу ни при каких обстоятельствах.
Анкеты для детей
Анкета «Вот я какой!»
Цель: Знакомство детей, установление благоприятного психологического микроклимата в классе.
1. Меня зовут ________________2. Мне ____ лет3. У меня ________ глаза4. У меня ________ волосы5. Улица, на которой я живу, называется _______________6. Моя любимая еда - ________________7. Мой любимый цвет - ________________8. Мое любимое животное - _________________9. Моя любимая книга - ________________10. Моя любимая телепередача - __________________11. Самый прекрасный фильм, который я видел - ______________________12. Я люблю в себе _____________________13. Моя любимая игра - _________________14. Моего лучшего друга зовут _________________15. Страна, в которую я хотел бы съездить - __________________16. Лучше всего я умею ________________17. Моих братьев и сестер зовут ________________________________18. Самая главная моя цель - _____________________
Инструкция: Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем впишите в нее недостающие слова (10 мин). А теперь разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей.
Анализ:- С кем из детей у тебя больше всего общего?- Чьи ответы показались тебе самыми интересными?- На какой вопрос тебе труднее всего ответить?
Анкета «Мое мнение о классе»
Цель: выявление удовлетворенности учащихся своим классом.Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:- 4 – совершенно согласен;- 3 – согласен;- 2 – трудно сказать;- 1 – не согласен;- 0 – совершенно не согласен.
1. Я иду в школу с радостью.2. В классе у меня обычно хорошее настроение, мне комфортно.3. Мне нравится наш классный руководитель.4. К нашим учителям можно обратиться за помощью и советом.5. У меня есть любимый учитель.6. У меня есть любимый предмет.7. В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение.8. Я считаю, что в нашем классе и школе созданы условия для развития моих способностей.9. Я считаю, что школа готовит меня для самостоятельной жизни.10. На летних каникулах я скучал по одноклассникам.
Обработка полученных данных.В качестве показателя удовлетворенности учащихся классной жизнью может рассматриваться частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если этот показатель больше 3, то можно сделать вывод о высокой степени удовлетворенности, если показатель больше 2, но меньше 3 – о средней удовлетворенности, если показатель меньше 2 – это свидетельствует о низкой удовлетворенности учащихся классной жизнью.
Тесты
Тест «Как к вам относятся окружающие?»
Выберите ответ, и вы увидите, насколько велик ваш авторитет:1. Бывает ли так, что человек вам не понравился с первого взгляда?а) Часто б) Иногда в) Никогда2. Если с вами заговорит незнакомый человек, сделаете ли вы вид, что не замечаете его?а) Часто б) Иногда в) Никогда3. когда кто-то рассказывает вам что-нибудь «по секрету», вы держите язык за зубами?а) Часто б) Иногда в) Никогда4. Обращаются ли к вам за помощью или советом?а) Часто б) Иногда в) Никогда5. Общаясь с людьми, вы отказываетесь выслушать то, что волнует их, ради обсуждения своих собственных проблем?а) Часто б) Иногда в) Никогда6. Позволяете ли вы себе говорить критичным тоном, с сарказмом или с нотами агрессии?а) Часто б) Иногда в) Никогда7. если у вас что-то не получается, вы пытаетесь переложить свою вину на кого-нибудь другого?а) Часто б) Иногда в) Никогда8. Когда вы встречаете нового человека в доме или в классе, вы пытаетесь первым завести знакомство?а) Часто б) Иногда в) Никогда9. Если друзьям срочно понадобилась ваша помощь, вы, не раздумывая, бросаете свою работу, домашние дела и занятия, чтобы помочь им?а) Часто б) Иногда в) Никогда
Ключ к тесту:
а) 0 б) 10 в) 5
а) 0 б) 10 в) 0
а) 10 б) 0 в) 0
а) 10 б) 5 в) 0
а) 0 б) 5 в) 10
а) 0 б) 5 в) 10
а) 0 б) 5 в) 10
а) 10 б) 5 в) 0
а) 10 б) 5 в) 0
Подсчитайте баллы:80-100: Это очень высокий результат. Если вы отвечали честно, то вы цените и уважаете людей, а они в свою очередь считают вас надежным человеком. Вы не свернете со своего пути ради похвалы и награды, но ваши поступки принесут вам первое и второе.45-75: Людям, которые попали в этот диапазон, обычно помогают при условии, что они расширят сферу своих интересов. Им хочется, чтобы их любили, но они ничего для этого не делают, предпочитая отгородиться от мира.0-40: люди, которые попали в эту группу, настолько стеснительны, что просто боятся быть на виду. Но как только они вылезают из своей скорлупы, то еще больше привлекают к себе внимание окружающих.
Тест «Вы – лидер?»
Способны ли вы повести окружающих за собой или зависите от других? Этот тест поможет вам познать еще одну грань вашего характера. Главное – честно отвечать на вопросы.
1. Вы работаете в группе над решением проблемы. Как вы будете себя чувствовать, если чья-то идея оказалась явно лучше, чем ваша?А) ВстревожитесьБ) СмутитесьВ) Заинтересуетесь
2. Вы работаете в группе над внедрением идеи. Как вы оцениваете свои идеи в сравнении с идеями других?А) Ваши хужеБ) Ваши лучшеВ) Ваши не хуже, но и не обязательно лучше
3. Что происходит, когда вы пытаетесь внушить что-то важное другим?А) Вас не слушаютБ) Bас слушают, но им «слабо понять»В) Обычно вас слушают и понимают
4. Вы затратили на какое-то дело много времени. И вас никто до сих пор не похвалил, и вообще вы не получили никакой отдачи. Что вы станете делать?А) Будете обескуражены и все забросите.Б) Оставите это дело и перейдете к другому.В) Закончите дело, потому что считаете нужным.
5. Bас пригласили обсудить внедрение какой-либо идеи в качестве рядового участника. Как вы к этому отнесетесь?А) Нормально, потому что в роли лидера в любом случае вы чувствуете себя неудобно.Б) Не станете участвовать, если вас не назначат главным.В) Вы не против того, чтобы иной раз побыть рядовым участником.
6. Что случается, когда вам не удается то, что вы пытаетесь сделать?А) Bы бросаете дело, потому что неудачи доказывают, что вы в нем никуда не годитесь.Б) Вы бросаете дело, потому что другие вас не понимают.В) вы извлекаете из неудачи урок, который помогает вам в будущем.
7. Если вы отвечаете за выполнение группой какого-то дела, как вы будете вести его?А) Предоставите большую часть работы остальным.Б) Все сделаете сами, чтобы быть уверенным, что все сделано правильно.В) Раздадите отдельные поручения всем в соответствии с интересами и навыками каждого.
8. Что вы чувствуете при работе с людьми, чья подготовка отличается от вашей?А) Неловкость.Б) Чувство своего превосходства или неполноценности.В) Интерес и уважение к другим подходам и точкам зрения.
9. Честная критика в ваш адрес вызывает у вас…А) Недовольство собой.Б) Гнев.В) Стремление поправить дело.
10. Как вы поступаете, если дела из-за разных помех идут не так, как вам хотелось бы?А) Думаете о своих прошлых проблемах и о том, что было бы, если бы…Б) Обвиняете во всем других.В) Ищите пути для продвижения дальше.
Подсчитайте количество ответов «А», «Б», «В».7 или больше «А» означают, что вам, прежде чем вы станете лидером, надо выработать уверенность в себе.7 или больше «Б» показывают, что вам, прежде чем вы станете лидером, надо учиться больше доверять другим.7 или больше «В» говорят о том, что у вас, скорее всего, здравый взгляд на себя и на других. Ваше отношение к себе и к другим позволяют вам быть лидером.
Тест, помогающий учащимся оценить уровень своего физического развития
Ответь честно самому себе (ответы даны в баллах):
1. Соблюдаю ли я режим дня?да – 3, нет – 1.2. Делаю ли я утреннюю зарядку?да – 3, нет – 1.3. С удовольствием ли я хожу на уроки физкультуры?да – 3, нет – 1.4. Занимаюсь ли я физическим трудом?да – 3, нет – 1.5. Bызывает ли у меня отвращение табачный дым?да – 3, нет – 1.6. Могу ли я несколько раз подтянуться на перекладине (отжаться от пола)?да – 3, нет – 1.7. Люблю ли я свежий воздух?да – 3, нет – 1.8. Считаю ли я алкоголь вредным веществом?да – 3, нет – 1.9. Умею ли я плавать?да – 3, нет – 1.
Подсчитайте набранные баллы и по их сумме определите, на какой ступени физического развития вы находитесь: 9-13 баллов – низкая, 14-19 баллов – средняя, 20-27 баллов – высокая.
Тест «Воспитанный(ая) ли я?»
Поставьте против каждого высказывания знаки: «да» - «+» или «нет» - «-».
1. Если тебе приходиться неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дома, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарища, подругу)?2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральная уборка, ремонт), а тебя отправляют на улицу или в кино, чтобы «не крутился под ногами»?3. Отложи на минуту книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами. Нет ли в комнатах вещей, которые лежат не на месте?4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестер?5. Свои нужды ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу, и когда они собираются приобрести ее?6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу от себя, по своей инициативе?7. Родители угощают тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома?9. У вас дома гости. Приходиться ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-нибудь тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?10. Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Если ты очень хороший сын или прекрасная дочь, то знаки будут такие:+ - - + + + + - - -
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
ОПИСАНИЕ НАБОРА МЕТОДИК
Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной инструкции и умение строить свою деятельность согласно ее требованиям, запас знаний ребенка, овладение письменной речью, основными математическими навыками.
Основой для предлагаемого набора послужил комплекс методик для определения готовности к обучению в среднем звене, апробированный Л.Ф. Тихомировой и А.В. Басовым. При подборе заданий составители стремились согласовать уровень их сложности и содержание с требованиями программы обучения в выпускном классе начальной школы.
В набор включены следующие шкалы (см. Приложение):
1. Общая осведомленность. Направлена на выявление круга представлений ребенка об окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы.
2. Сложение чисел с переключением. Методика направлена на изучение психического темпа, устойчивости и колебаний внимания, переключаемости, утомляемости. Позволяет оценить сформированность устного счета в пределах 20, понимание и способность следовать словесной инструкции, скорость формирования новых способов действия.
3. Исправь ошибки. Направлена на изучение внимательности, сформированности функции контроля.
4. Воспроизведение рассказа. Направлена на определение некоторых сторон речевого развития: понимания речи, сформированности письменной речи, а также уровня смысловой памяти.
5. Смысловая память. Оценивается способность ребенка к смысловому запоминанию.
6. Составление фразы из трех слов.
7. Составление фразы из четырех слов.
Методики направлены на оценку способности к речевому синтезу способности к установлению смысловых логических связей.
8. Сравнение понятий.
9. Классификация (исключение лишнего понятия).
10. Простые аналогии (анализ отношений понятий).
11. Выделение существенных признаков.
Эти методики направлены на изучение основных мыслительных операций на вербальном уровне.
12. Арифметика. Выявляется уровень овладения программными знаниями по математике, способность к рассуждению.
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводится в групповой или индивидуальной форме. Количество детей в группе не должно быть слишком большим, особенно если дети относятся к группе риска по успеваемости или поведению. Оптимально — 5–7 человек. Дети выполняют задания на бланке.
Перед началом дается общая инструкция следующего содержания:
Дорогие ребята! Вы скоро будете переходить в 5-й класс. За время обучения в начальной школе вы многому научились. Сейчас вы выполните несколько заданий, и мы с вами узнаем, что вы научились делать особенно хорошо. Я буду объяснять вам, как выполнять каждое задание. Время на выполнение каждого задания ограничено. Вы будете начинать и оканчивать работу по моему сигналу. Приступать к выполнению следующего задания можно только после объяснения. Прошу вас ничего не говорить вслух. Если что-то будет непонятно, поднимите руку, я к вам подойду.
Перед каждой новой методикой дается инструкция (см. Приложение) и проводится обучение (сложение чисел с переключением) или разбирается пример (сравнение, аналогии, составление фраз).
В целом проведение всего набора занимает около 90 минут (2 урока по 45 минут).
Во время исследования нельзя оказывать никакой помощи, кроме стимулирующей.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Производится оценка результатов в соответствии с указаниями в рабочей тетради экспериментатора (см. Приложение). Подсчитывается количество баллов по каждой методике и сумма баллов по шкалам 1, 3–12. Результаты заносятся в сводную таблицу и сравниваются с нормами, представленными в таблице № 5 «Нормы результатов».
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ
Центр помощи детям провел при помощи предлагаемого набора методик исследование статистически репрезентативной выборки, состоящей из более чем 200 детей, что позволило ориентировочно определить количественные возрастные нормы готовности к обучению в среднем звене для учащихся общеобразовательных школ Ярославской области.
В состав выборки вошли не имеющие проблем в обучении и развитии дети 3(4)-х классов, обучающиеся по программе 1–3 и программе 1–4 соответственно, а также дети из классов компенсирующего обучения и специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития.
Для стандартизации полученных результатов был проведен анализ распределения результатов по всем шкалам и итоговым показателям (см. табл.). В качестве единиц анализа для удобства обработки и определения возрастных норм использовались сырые баллы без перевода в стандартные оценки. Определялось максимальное и минимальное выборочное значение, среднее и два процентиля — 25-й и 75-й (количество целых баллов, набранное 25 и 75 процентами испытуемых соответственно).
Итоговый показатель здесь и выше подсчитывался следующим образом.
Суммарный балл получался простым сложением сырых баллов, набранных по шкалам № 1–12, так как полученные по этим шкалам баллы прямо пропорциональны уровню развития соответствующих психических функций.
Для удобства пользователя не строились таблицы перевода сырых балов в стандартные оценки, а подсчитывались процентили, не менее эффективно обеспечивающие возможность определения соответствия результатов возрастной норме.
При интерпретации результатов предлагаемого набора не производится построение профиля испытуемого, а набранные им сырые баллы по шкалам и подсчитанный итоговый показатель сравниваются с данными, приведенными в таблице.
– Если значение набранных испытуемым баллов находится между 25-м и 75-м процентилем, включая граничные значения, то результаты соответствуют возрастной норме, что в стандартных оценках соответствует, например, результату 4–7 стенов.
– Если значение набранных испытуемым баллов находится ниже 25-го процентиля, исключая граничное значение, то результаты статистически ниже возрастной нормы, что в стандартных оценках соответствует, например, результату 1–3 стена.
– Если значение набранных испытуемым баллов находится выше 75-го процентиля, исключая граничное значение, то результаты статистически выше возрастной нормы, что в стандартных оценках соответствует, например, результату 8–10 стенов.
Нормы результатов выполнения набора методик (в сырых баллах)
1 — общая
осведомленность
2 — сложение чисел
с переключением
3 — исправь ошибки
среднее
6,83
25 процентиль
6,00
75 процентиль
8,00
минимум
4,00
максимум
10,00
стандартное
отклонение
1,40
среднее
7,98
25 процентиль
7,00
75 процентиль
9,00
минимум
0,80
максимум
13,00
стандартное
отклонение
2,53
среднее
5,39
25 процентиль
3,00
75 процентиль
8,00
минимум
0,00
максимум
10,00
стандартное
отклонение
2,78
4 — воспроизведение
рассказа
5 — смысловая память
6 — фраза из 3 слов
среднее
6,16
25 процентиль
4,00
75 процентиль
8,00
минимум
0,00
максимум
13,00
стандартное
отклонение
2,55
среднее
7,16
25 процентиль
6,00
75 процентиль
9,00
минимум
1,00
максимум
10,00
стандартное
отклонение
2,34
среднее
2,33
25 процентиль
2,00
75 процентиль
3,00
минимум
1,00
максимум
3,00
стандартное
отклонение
0,67
7 — фраза из 4 слов
8 — сравнение
9 — классификация
среднее
2,20
25 процентиль
2,00
75 процентиль
3,00
минимум
0,00
максимум
3,00
стандартное
отклонение
0,93
среднее
8,83
25 процентиль
8,00
75 процентиль
10,00
минимум
5,00
максимум
14,00
стандартное
отклонение
1,80
среднее
12,80
25 процентиль
9,00
75 процентиль
17,00
минимум
3,00
максимум
20,00
стандартное
отклонение
4,53
10 — аналогии
11 — существенные
признаки
12 — арифметика
среднее
3,77
25 процентиль
3,00
75 процентиль
5,00
минимум
1,00
максимум
5,00
стандартное
отклонение
1,24
среднее
5,38
25 процентиль
3,00
75 процентиль
7,00
минимум
1,00
максимум
10,00
стандартное
отклонение
2,45
среднее
4,78
25 процентиль
3,00
75 процентиль
6,00
минимум
0,00
максимум
8,00
стандартное
отклонение
1,57
суммарный балл
среднее
73,49
25 процентиль
67,00
75 процентиль
83,00
минимум
40,00
максимум
95,00
стандартное
отклонение
11,75
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Общая осведомленность
Инструкция: Ответь, пожалуйста, на десять вопросов.
Экспериментатор читает вопрос 1 раз, дети кратко записывают ответ в листе ответов.
1. Как называется река, на которой расположен Ярославль? (Волга)
2. Что такое пара? (Два, двое и т.п.)
3. Назови четыре времени года? (Зима, весна, лето, осень)
4. Где садится солнце? (На западе)
5. Для чего нужен желудок? (Переваривать еду (пищу)
6. Почему нефть или масло плавают по воде? (Они легче воды)
7. Что празднуют 9 Мая? (День Победы)
8. Каков примерно рост человека? (От 1,5 до 2 метров)
9. Как называется столица Украины? (Киев)
10. Кто живет во Франции? (Французы)
Оценка: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
2. Сложение чиселс переключением
Инструкция: Тебе надо быстро и правильно складывать два однозначных числа, написанные одно под другим. Сложение ты будешь выполнять двумя способами:
1) сумму ставят в верхнюю строку, а под ней в нижнюю строчку ставят верхнее предыдущее число. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают, пишут число единиц;
2) сумму ставят в нижнюю строчку, а вверх переносят предыдущее нижнее слагаемое.
Например:
1-й способ
5 4 9 3 2 5 7 2
9 5 4 9 3 2 5 7
2-й способ
5 9 4 3 7 7 7 4
9 4 3 7 0 7 4 1
Детям дают возможность тренировки в выполнении задания (4–5 сложений каждым способом), экспериментатор отвечает на вопросы, добиваясь, чтобы способы выполнения были усвоены.
Продолжение инструкции после тренировки:
В течение минуты ты должен действовать по первому способу, а потом по сигналу — по второму способу, поставив вертикальную черту, затем через минуту перейти к первому способу и т.д.
Дети работают в течение пяти минут.
Оценка: высчитывается среднее число сложений за 1 минуту, каждое оценивается в 1 балл.
3. Исправь ошибки
Инструкция: Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой.
Дети работают самостоятельно в течение 7 минут.
1. Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. — 1 ошибка
2. Взрослые и дти толпились на берегу. — 1 ошибка
3. Внизу над ними расстилалась пустыня. — 1 ошибка
4. В отфет я киваю ему рукой. — 2 ошибки
5. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. — 2 ошибки
6. Сорняки живучи и плодовиты. — 0 ошибок
7. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. — 0 ошибок
8. На столе лежала карта на_шего города. — 1 ошибка
9. Самолет_сюда, чтобы помочь людям. — 1 ошибка
10. Скоро_удалось мне на машине. — 1 ошибка
(Текст содержит 10 ошибок.)
Оценка: подсчитывается количество замеченных ошибок, каждая замеченная ошибка оценивается в 1 балл.
Количественная оценка дополняется качественной: какие именно ошибки пропущены (смысловые, офографические, дисграфические).
4. Воспроизведение рассказа
Экспериментатор читает рассказ вслух. Дети пишут затем краткое изложение в течение 5 минут.
Инструкция: Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они логически связаны. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение пяти минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя.
Оценка: подсчитывается количество воспроизведенных смысловых единиц, каждая оценивается в 1 балл.
Рассказ
Три | сгоревших | дома
Казань, | 5 сентября. | Большой | пожар | уничтожил |прошлой | ночью | в Казани | три здания, | расположенные в центре города. | 17 семей | остались без жилища. | Убытки | превышают | 150 миллионов рублей. | Спасая | маленького | ребенка, | один рабочий | сильно поранил себе руку.
5. Смысловая память
Инструкция: Я прочитаю 10 пар слов, связанных по смыслу. Постарайся их запомнить. Потом нужно будет на каждое первое слово из пары ответить вторым словом.
После предъявления стимульных пар: А теперь я буду читать первое слово из каждой пары, а ты припомни второе и запиши в листе ответов.
шум — вода
стол— обед
мост — река
рубль — копейка
лес — медведь
дуб — желудь
дичь — выстрел
рой — пчела
час — время
гвоздь — доска
Оценка: подсчитывается число правильно воспроизведенных пар, каждая оценивается в 1 балл.
6. Составить фразу из трех слов
Инструкция: Я назову тебе три слова, а ты свяжи их между собой, составь из них какое-нибудь предложение и запиши в листе ответов.
На составление каждой фразы дается 1 минута.
Девочка — ручей — мяч
Собака — школа — автомобиль
Гражданин — собака — инструкция
Оценка: подсчитывается количество удачных ответов, каждый ответ оценивается в 1 балл, нелепые или малоосмысленные фразы не принимаются в расчет.
7. Составить фразу из четырех слов
Инструкция: Я назову тебе четыре слова, а ты свяжи их между собой, составь из них какое-нибудь предложение и запиши его.
На составление каждой фразы дается 1 минута.
Дверь — комната — больной — доктор
Собака — кошка — дерево — крыша
Бумага — карандаш — мост — река
Оценка: подсчитывается количество удачных ответов, каждый ответ оценивается в 1 балл, нелепые или малоосмысленные фразы не принимаются в расчет.
Примечание: все образцы письма детей подвергаются качественному анализу.
8. Сравнение
Инструкция: Я назову тебе какие-нибудь два предмета, а ты подумай и напиши в листе ответов, что между ними общего, чем они одинаковы. Старайся написать как можно больше.
На выполнение дается не более 10 минут.
книга — тетрадь
лошадь — корова
линейка — треугольник
озеро — река
солнце — луна
сани — телега
дождь — снег
Оценка: 2 балла, если дается обобщающее слово (производится классификация);
1 балл — если перечисляются отдельные признаки.
Ответы, где предлагалась помощь, в оценку не включать.
9. Классификация
Инструкция: Какое понятие в каждом из перечней является лишним и почему?
На выполнение дается не более 8 минут.
1) приставка, предлог, суффикс, окончание, корень
2) треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг
3) дождь, снег, осадки, иней, град
4) запятая, точка, двоеточие, тире, союз
5) дуб, дерево, ольха, тополь, ясень
6) Василий, Федор, Иван, Петров, Семен
7) секунда, час, год, вечер, неделя
8) футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол
9) самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль
10) смелый, храбрый, решительный, злой, отважный
Оценка: 2 балла, если называется лишнее слово и дается обобщающее слово (производится классификация);
1 балл — если выделено только лишнее слово.
10. Анализ отношений понятий (аналогии)
Инструкция: Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Третье и одно из приведенных ниже находятся в такой же связи. Найди это слово и запиши в листе ответов.
Например:
песня : композитор = самолет : ?
а) аэродром б) горючее в) конструктор г) летчик д) истребитель
Песню сочинил композитор, значит ответ — конструктор, потому что конструктор сделал (придумал, спроектировал) самолет.
На выполнение задания отводится 5 минут.
школа : обучение = больница : ?
а) доктор б) ученик в) лечение г) учреждение д) больной
песня : глухой = картина : ?
а) слепой б) художник в) рисунок г) больной д) хромой
лес : деревья = библиотека : ?
а) город б) здание в) книги г) библиотекарь д) театр
утро : ночь = зима : ?
а) мороз б) день в) январь г) осень д) сани
слагаемое : сумма = множители : ?
а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) деление
Оценка: подсчитывается количество правильных ответов, каждый оценивается в 1 балл.
11. Способность выделять существенные признаки (сравнение)
Инструкция: Перед скобками слово, а в скобках еще 5 слов. Найди и подчеркни два слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова перед скобками.
На выполнение задания отводится не более 7 минут.
Ответы:
1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)
2. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)
3. Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово)
4. Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания)
5. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)
6. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
7. Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты)
8. Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)
9. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа)
10. Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья)
Оценка: подсчитывается количество правильных ответов, каждый оценивается в 1 балл.
12. Арифметика
Детям предлагается решить задачи и записать решение и полный ответ.
На решение отводится 8 минут. Допускается оказание индивидуальной помощи ребенку.
Задача 1
Ребята нашли 10 белых грибов и 8 подберезовиков. Все грибы они разложили в корзины, по 9 грибов в каждую.
Сколько корзин потребовалось? (Две корзины)
Задача 2
Знаменитые куранты на Спасской башне были установлены через 704 года после основания Москвы.
В каком году это было, если в 1997 году Москве исполнилось 850 лет? (В 1851 году)
Оценка:
4 балла — задача решена правильно самостоятельно, решение записано выражением.
3 балла — задача решена правильно самостоятельно в 2 вопроса.
2 балла — задача решена правильно, после неоднократного прочтения ее содержания учителем с интонационным выделением компонентов.
1 балл — задача решена правильно, после составления плана решения учителем.
0 баллов — выполнение задачи с ориентировкой не на общий смысл, а на ее отдельные фрагменты, невыполнение задания.