Классный час для 10-11 классов Образование. Нужно ли оно?
Образование. Нужно ли оно?
Цели:
воспитание у учащихся ответственного и добросовестного отношения к учебе. формирование активной гражданской позиции к труду, профессиональному росту. повышение статуса образования. способствование формированию у учащихся долгосрочной мотивации учебной деятельности.
Задачи:
стимулировать обучающихся к размышлению об отличительных особенностях образованного человека, а также об условиях, необходимых для того, чтобы стать образованным человеком. создать положительный (привлекательный) образ образованного человека как перспективной создавать условия для стимулирования обучающихся к самообразованию и саморазвитию. помочь учащимся осознать важность образования и науки в современном мире; развивать навыки конструктивного взаимодействия друг с другом, взаимопонимания, социальной восприимчивости, доверия выявить уровень знаний учащихся о взаимосвязи уровня образования с профессиональным успехом в жизни человека.
Ход классного часа
Ученье - свет, а неученье - тьма...
Из минувших веков до нас дошла масса крылатых выражений и поговорок об учении, которые мы привыкли считать непреложными истинами, особенно не задумываясь над тем, насколько они справедливы для нашей сегодняшней реальности. А ведь у каждой эпохи свое лицо, свои взгляды на действительность, отношения между взрослыми и детьми, образование.
Мы, взрослые, считаем, что сегодня образование важнее, чем когда-либо. Именно хорошее образование становится необходимым условием достойного выживания в современном информационном, стремительно развивающемся, глобальном мире.
А что думаете по этому поводу вы, современные школьники, старшеклассники?
И так я приглашаю вас на классный час «Образование. Нужно ли оно?». Нам предстоит обсудить сегодня, что такое образование и зачем оно нужно. Мы попытаемся создать портрет образованного человека и попробуем приблизиться к этому образу. Как видите, работа предстоит серьезная.
Классный час пройдет в форме игры-дискуссии.
Правила дискуссии:
Каждый человек является участником дискуссии. Мы слушаем и слышим друг друга.
Каждый имеет возможность высказаться. Учитываются все мнения и предложения.
Поддерживается атмосфера дружелюбия и уважения. Обсуждение не выходит за рамки выбранной темы.
— Вы согласны с этими правилами? Хотите что-либо изменить? Добавить?
Для начала давайте попробуем дать определение понятию – «образование».
Учащиеся работают в группах. По истечению времени каждая группа озвучивает свое мнение.
Давайте посмотрим, что предлагает нам Большая Российская Энциклопедия: «ОБРАЗОВАНИЕ – процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования – обучение и самообразование» (Д.Н. Ушаков).
«Комментарий в тему»
Образование — это то, что остаётся после того, как забывается всё выученное в школе.
Альберт Эйнштейн
Образование - это то, что большинство получает, многие передают и лишь немногие имеют.
Краус Карл
- Какова роль образования в жизни современного человека?
Попытаемся разобраться. Я буду предлагать вашему вниманию утверждения, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или дать ответ: «Не знаю». Если вы согласны с моим утверждением, то встаньте, пожалуйста, около таблички со словом ДА. Если не согласны – встаньте рядом с табличкой НЕТ. Если вы затрудняетесь ответить на данный вопрос, то ваш ответ – НЕ ЗНАЮ.
1 утверждение- «Образование нужно для общего развития»
Участники дискуссии делают выбор. Учитель благодарит всех за сделанный выбор, просит желающих высказаться, аргументировать свою позицию. В конце высказывания говорит о том, что, если кто-то в ходе дискуссии изменил свое мнение, он может перейти и встать на другую сторону.
«Комментарий в тему»
Образование как деньги, его нужно иметь много, иначе все равно будешь выглядеть бедно.
Лина Марса
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. –
А. ДистервегЯ полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам. М. Булгаков
Диплом учебного заведения: документ, удостоверяющий, что у тебя был шанс чему-нибудь научиться. Зиммель Георг
2 утверждение – «Образование дает больше шансов найти интересную, высокооплачиваемую работу».
«Комментарий в тему» (шуточный)
Вопрос- «Кому больше платят - умным или красивым?
3 утверждение – «Образование повышает шансы человека на успешную карьеру»
«Комментарий в тему(шуточный)»
1.Карьеру не сделаешь, карабкаясь по ступеням обшарпанной лестницы. Нужно оказаться в лифте в подходящей компании. Збышек Крыгель2. С одной стороны, образование и успехи в карьере, безусловно, связаны, так как в современном мире, в котором достаточно узкоспециализированные отрасли и направления производства, бизнеса и того же образования, успех в карьере предполагает получение некоего серьезного базового образования. А с другой стороны, известно немало случаев, когда человек, не имея высшего образования, добивается таких успехов в своей области, которые большинству дипломированных специалистов даже не снились. За примером далеко ходить не надо. Один из самых успешных и богатых людей планеты, известный всему миру Билл Гейтс ушел в бизнес, не окончив университет, и диплом ему выдали только недавно, в чисто символических целях. То есть, для достижения успеха высшее образование ему не понадобилось. Но все же таких людей – единицы, и они являются скорее счастливым исключением из правила. Если посмотреть общую статистику, то получается, что хорошее образование карьере – не помеха.
3. Только здесь дело в том, что хорошее образование – это довольно расплывчатое понятие. Традиционно у нас сложилось так, что под образованием понимают некую сумму знаний в какой-либо области, которую вложили в человека. Однако не нужно забывать, что сегодня образование - это не просто набор знаний в какой-либо сфере, и даже не навыки, а набор компетенций. Вы можете спросить, чем отличается навык от компетенции? Навык – более узкое понятие, а компетенция - это знание, преломленное в практическую плоскость. Но и этого недостаточно. Человек, который делает успешную карьеру, должен не просто обладать какими-то навыками или даже компетенцией, а еще должен уметь общаться с людьми, видеть ситуацию в контексте. Это еще и умение анализировать факты, сопоставлять и делать из них выводы, искать закономерности. И именно такие качества помогают при строительстве карьеры.
4. Какое образование россияне считают самым престижным и важным с точки зрения успешной карьеры?
Экономическое, финансовое, банковское, маркетинг, менеджмент -68,2 %
Компьютерные технологии, информационная безопасность - 58,9 %
Юридическое - 50,5 %
Лингвистическое (иностранные языки), филологическое - 33,5 %
Сфера обслуживания: туризм, гостиничный бизнес, пищевая промышленность - 32,7 %
Здравоохранение, медицина - 26,1 %
Строительство, архитектура - 25,4 %
Точные науки: физика, математика - 20,2 %
Машиностроение, технические специальности - 19,3 %
Психология, социология - 19,1 %
Журналистика - 18,3 %
Творческие профессии: актер, музыкант, художник - 17,6 %
Разведка и добыча полезных ископаемых - 17 %
Транспорт, связь - 15,7 %
Педагогическое - 12,2 %
Естественные науки: биология, химия - 11,9 %
Гуманитарное: история, философия - 11 %
Военное - 9,7 %
Затрудняюсь ответить - 6,2 %
Другое - 1,9 %
4 утверждение – «Человек с образованием реже бывает безработным»
«Комментарий в тему»
По результатам социологических исследований, для лиц с высшим образованием высока вероятность как, получить работу, так и оказаться через год в категории безработных. Но все же статистические данные свидетельствуют о более высокой доле безработных с низким уровнем образования среди тех, кто не может в течение длительного времени найти работу.
5 утверждение – «Образование влияет на круг друзей»
6 утверждение – «Образование влияет на продолжительность жизни и здоровье человека»
«Комментарий в тему»
До последнего времени считалось, что на продолжительность жизни человека в основном влияют три фактора: наследственность, образ жизни и экология. Однако ученые пришли к выводу, что умные живут дольше и меньше болеют.
Смертность людей с высоким уровнем образования в четыре раза ниже, чем смертность малообразованных. Американские учёные провели ряд исследований, показывающих, что образование напрямую связано с физической формой и состоянием здоровья человека. Особенно заметно это в области сердечно-сосудистых заболеваний.
На базе университета Манчестера под руководством профессора Тарани Чандола было обследовано 4311 человек, немногим старше 50 лет. Результаты показали, что даже люди, начинающие своё образование в зрелом возрасте, на 3% реже подвержены заболеваниям сердечно-сосудистой системы.
Недостаточно образованные люди в силу дороговизны качественного медицинского обслуживания зачастую не имеют возможности получать его в необходимом им объеме. А образ жизни и вредные привычки ухудшают и без того не идеальное здоровье.
Однако нельзя утверждать, что образ жизни является единственным фактором. Интересные результаты получены в университетском колледже Лондона. Под руководством профессора Эндрю Степто были проведены анализы крови у четырёх сотен британцев различного социального и экономического статуса в возрасте от 53 до 75 лет, которые показали, что у менее образованных людей короче теломеры (части ДНК на концах хромосом), а, следовательно, быстрее протекает процесс старения. Учёные объясняют это тем, что раннее старение мозга связано с меньшей нагрузкой малообразованных людей.
7 утверждение – «Образование влияет на создание семьи и на семейные отношения»
«Комментарий в тему»
«Исследования показывают, что большинство пар, чьи супруги имеют одинаковую степень образования, имеют более стабильные семьи».
8 утверждение – «Образование способствует лучшей социальной адаптации»
«Комментарий в тему»
«Человек с нормальным высшим образованием сможет при необходимости найти нужную книжку, прочитать, разобраться и сделать то, что ему надо.»
9 утверждение – «Хорошее образование нужно человеку, чтобы он был полезен своему обществу».
«Комментарий в тему»
«Высокий показатель уровня образования населения конкретного государства - показатель сильной, здоровой нации.
«В нашей стране происходит внедрение новейших технологий, и, чтобы "идти в ногу со временем", нужно получить хорошее образование, которое строится на базе компьютерных технологий. Если человек хочет быть полезен своему обществу, он должен получить хорошее образование. Образованные люди помогают стране процветать, выходить на мировые рекорды.
Образование так же важно для общения с людьми, я думаю, что общаться с необразованными людьми не очень интересно и скучно. Сейчас, в наше время, очень сложно получить высшее образование, но как бы сложно не было, нужно к этому стремиться. ведь знания - это наша жизнь!!!»
Учитель
Мы закончили обсуждать с вами последнее утверждение, и подошли к логическому завершению. Мы непростой проделали путь. Для этого вам понадобилось умение слышать и понимать друг друга, вы проявили креативность и применили приобретенные ранее знания.
Последний этап нашей работы.
У вас на столах лежат фигурки человека. Возьмите по одной фигурке. И напишите на ней, как вы считает, нужно ли образование человеку? Отвечаем Да или нет. Те, из вас, кто ответил Да, напишите, что же образование дает человеку? Те, из вас, кто ответил «Нет», напишите, почему сегодня в принципе можно прожить и без образования?
Далее, фигурки прикрепляем на доску.
А сейчас я хотела бы рассказать вам притчу.
Способы открыть сундук (Современная притча)
Учитель принёс сундук и сказал ученикам:
— Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом.
Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принёс из дома разные ключи, но ни один из них не подошёл. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.
— Учитель, может, начнём учиться? — робко спросил один ученик. — Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.
Учитель обнял ученика и объявил:
— Ты прав. Образование — клад, а труд — ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.
Уважаемые участники дискуссии, в заключении я хотела бы обратиться к вам словами одного американского поэта: «Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя, ни дерзания такого, ни терпения, какие есть у тебя». Желаю вам удачи, успехов в учебе, радости познания.
Спасибо за работу