Рабочая программа (дополнительное образование) Юный эколога (1-4 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №23» г. Воркуты
Рабочая программа
(дополнительное образование)
«Юный эколог»
(расширение курса «Окружающий мир»)
для учащихся 1-4 классов
Составитель: учитель биологии М.А. Умурзакова
г. Воркута-2014
Пояснительная записка
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих - растений и животных - помогает ребёнку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения. Сегодня интенсивно формируется качественно новый облик ребенка младшего школьного возраста, обусловленный критическим состоянием современной цивилизации, динамикой изменений в Природе и Обществе. Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности. Для формирования нравственного компонента экологической культуры будет способствовать внеурочная деятельность. Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1 - 4 классы авторов-составителей Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. А так же взята за основу концепция И.В. Цветковой о формировании нравственно-экологической позиции личности младшего школьника.
Цель программы: развитие экологической культуры и формирование нравственно-
экологической позиции личности младшего школьника, развитие творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
Формирование экокультурных ценностных установок, усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;
Пробуждение потребности в приобретении и практическом использовании экологических знаний;
Мотивация общения с представителями животного и растительного мира, способности сопереживать им, проявлении доброты, чуткости, милосердия к людям, природе;
Развитие творческих способностей как воплощение опыта взаимодействия с природой.
В рамках УМК «Перспектива», по которой занимаются первоклассники, предполагается во внеурочной деятельности реализовывать системно-деятельностный подход, поэтому мы опираемся на следующие принципы, выделенные Л.Г. Петерсон»:
принцип деятельности обеспечивает активную позицию ребёнка в обучении, минимизирует пассивное восприятие содержания;
принцип психологической комфортности ориентирует на снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учителем и учениками и на создание в коллективе класса атмосферы доброжелательности, взаимопомощи, товарищества, реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
принципы непрерывности и целостности обеспечивают соответствие содержания образования функциональным и возрастным особенностям учащихся, предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
принципы митшакса и вариативности обеспечивают для каждого ребёнка возможность выбора индивидуального темпа обучения на уровне своего собственного максимума, но не ниже социально безопасного минимума, что является заслоном от перегрузок, разрушающих здоровье детей, но в то же время побуждает детей реализовать свои возможности, формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;
принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности, успешной самореализации каждого ребёнка.
Общая характеристика курса «Юный эколог»
Программа внеурочного курса «Юный эколог» для учащихся 1 - 4 классов является расширением предмета «Окружающий мир».
Основополагающими принципами построения курса «Юный эколог» являются: научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.
В рамках предмета «Окружающий мир» не рассматривается ни один из разделов данной программы, что позволяет заинтересовать обучающихся для изучения материала курса.
Объектом изучения факультатива является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.
Основной акцент в содержании факультатива сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание факультативного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждении нравственного и творческого характера; уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной,нравственной, практической.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
В процессе занятий используются различные формы занятий: игры, этические беседы, викторины, конкурсы, обсуждения, наблюдения, самостоятельные работы, проблемные ситуации, экскурсии в природу.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
групповой - организация работы в группах;
индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
э исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Итог занятий планируется проводить в форме: сообщения, участия в выставках и практических работах, коллажей, рисунков, экскурсий в природу, регистрации фенологических наблюдений.
Итоговое занятие проводится в форме викторины, вопросы которой подбирают сами учащиеся в течение всего курса. Победители награждаются почетными грамотами.
Описание места учебного курса «Юный эколог» в учебном плане
Программа имеет научно-познавательную направленность, курс предполагает реализацию с 1-4 класс. Данная программа разработана для младших школьников от 8 до 9 лет. В 2011-2012 учебном году программа рассчитана на 34 часа в 1 классе. В 2012- 2015 учебном году программа рассчитана на 34 часа во 2 -4 классе, может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в смешанной группе классов первой параллели. Программа клуба
дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Юный эколог»
Личностные результаты:
-развитие чувств сострадания, сопереживания представителям растительного и животного мира.
ценностное отношение к природе;
развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка в процессе общения с природой;
развитие морально-этического сознания.
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Предметные результаты:
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
-изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
формирование экологической культуры: готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
формирование экологической культуры детей, совершенствование стремления учащихся к творческому самовыражению;
формирование нравственно-экологической позиции.
Предметными результатами являются:
в ценностно-ориентационной сфере сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
в трудовой сфере владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
в эстетической сфере умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
в сфере физической культуры знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
Метапредметные результаты:
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования.
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
-овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
-освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
-формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
-развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Содержание учебного курса «Юный эколог»
класс (34ч)
Тема 1. Введение в экологию (2 ч.)
Теоретическое занятие:
Понятие о природе и ее красоте. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.
Практическое занятие:
Экологический праздник. Готовятся выступления от лица тех объектов природы, которые, по мнению учащихся, нужно оберегать и почему это необходимо.
Тема 2. Природа вокруг нас (4 ч.)
Теоретическое занятие: Предсказываем погоду, знакомство с приметами.
Памятка: «Как нужно отдыхать в лесу».
Практическое занятие: Разгадываем загадки природы. Наблюдаем за погодой.
Тема 3. Загадки растений (4 ч.)
Теоретическое занятие:
Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Интересные факты о растениях. Уход за комнатными растениями.
Практические занятия:
«Секретный разговор с комнатными растениями». «Письмо лесному другу».Тема 4. В мире животных (8 ч.)
Теоретическое занятие:
Животные Коми. Птицы Коми.
Практические занятия:
Произведения детских писателей и поэтов о животных (посещение библиотеки).
Составление «именной книги», своеобразной копилки имен, которыми люди называют кошек, собак, хомячков, попугайчиков, других домашних животных. «Животные в истории моей семьи». «Нелюбимые животные». Пернатые друзья. Птичья столовая.
Тема 5. По заповедным тропинкам (4 ч.)
Теоретическое занятие:
Знакомство с Красной книгой России, Республики Коми. Охраняемыми растениями и животными родного края.
Практические занятия:
«Жалобная книга» природы.
Тема 6. Человек - часть живой природы (2 ч.)
Теоретическое занятие:
Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества.
Практическое занятие:
«Интересная профессия», учащимся предлагается задуматься о том, кем бы они хотели стать, какую пользу приносить обществу.
Тема 7. Моя семья (4 ч.)
Теоретическое занятие:
Происхождение слова «семья», роль семьи в жизни человека. Занятия и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Техника безопасности. Узнаем степени родства.
Практические занятия:
Строим «Генеалогическое древо». Конкурс «Наша дружная семья».
Тема 8. Мой класс (2 ч.)
Практические занятия:
Создаем уют в классе: области учебы и отдыха, необходимость озеленения, цветовая гамма оформления кабинета, дежурство по классу. Рисунки « Класс моей мечты». Коллаж « Хобби нашего класса».
Тема 9. Я в этом мире (2 ч.)
Практические занятия:
Размышления о том, что может случится, если мы не будем беречь природу. Составляем «Экологический кодекс жителей планеты Земля».
Тема 11. Почемучкина поляна (2 ч.)
Практические занятия:
Открываем тайны планеты Земля. Викторина.класс (68 часов)
Раздел 1. Первые шаги по тропинке открытий (10 ч).
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др.
Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Наблюдение основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?
Десять заповедей друзей леса, составленные учёным-экологом Ф. Тасси.
Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, повязки на глаза из плотной материи (из расчёта одна повязка на двух детей), аудиокассеты с записью звуков природы.
Раздел 2. Природа в наших ощущениях (7 ч).
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Восприятие цвета и формы различных природных объектов.
Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета основного цвета леса, коричневого цвета коры и почвы или голубого цвета неба.
Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность».
Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.
Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение
объектов по заданным признакам. Использование оптических приборов биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов для изучения различных микро- и макрообъектов. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осязания, вкуса. Игра «Давайте познакомимся» (выступление от имени какого-нибудь животного или растения, направленное на преодоление негативного отношения к нему).
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, бумага для акварели, акварельные и гуашевые краски, тушь, кисточки и перья, аудиозаписи звуков природы, повязки на глаза, кар- точки-задания, пластмассовые или картонные стаканчики из- под пищевых продуктов, тонкая полиэтиленовая плёнка, цветные резиновые колечки.
Раздел 3. Геометрия живой природы (10 ч).
Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений. иСпираль в движении, росте и развитии растений и животных способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве. Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветков, развёртываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге.
Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Разная степень густоты кроны:
густая, средняя, сквозистая.
Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, карманное зеркальце прямоугольной формы, разноцветные нити длиной 25-30 см, карточки-задания, листы плотной бумаги, широки и прозрачный скотч, цветные карандаши, фломастеры, аудиокассеты с записью звуков природы.
Раздел 4. Лесные ремёсла(8 ч).
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.
Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки.
Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношение неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. и.).
Лесная палитра: растения-красители. Красильная мастерская в работе окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
Лес кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
Экскурсии: посещение местных памятников архитектуры, садово- паркового искусства или иных интересных с точки зрения изучаемой темы объектов; посещение мастерских народного промысла, студий художников.
Примерные объекты экскурсий:
Ближайший лес, лесопарк или иные зелёные насаждения, в значительной степени соответствующие естественным лесным сообществам, характерным для данной мест пости.
Памятники садово-паркового искусства.
Памятники природы.
Мастерские народного промысла, студии художников.
Краеведческий, этнографический, минералогический, зоологический и иные музеи, соответствующие изучаемой тематике.
Выставки пейзажной и анималистической живописи; фотовыставки, посвящённые природе.
Зоопарк, зоовыставка, террариум, зоологический уголок и т. и.
Ближайший заказник, национальный парк, заповедник.класс (34 часа)
Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда (16 ч)
Основные понятия: дом, кров, уют. Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежим животных, планета дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» планеты Земля.
Появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжна защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов. Знакомство школьников с историей жилища человека, показать зависимость типа жилища от природных условий и образа жизни людей; провести аналогию между понятиями «дом человека» и «убежище (дом) животных». Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.
Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов - одно из условий сохранения окружающей среды. Познакомить школьников с работой основных систем жизнеобеспечения жилого дома. Основные понятия: вода, электроэнергия, экономное использование ресурсов.
Дом, не наносящий ущерба окружающей среде. Использование при его строительстве экологически безопасных для здоровья людей материалов, хорошо удерживающих тепло, а также специальных конструкций, позволяющих улавливать энергию солнца и ветра. Раскрыть взаимное влияние в системе «человек жилище». Основные понятия: домашняя обстановка, уют, семейные традиции, семейные праздники.
Природные материалы, используемые для пошива, окраски и декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных, шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. Познакомить школьников с тем, какой ущерб природе наносят люди, стремящиеся удовлетворить своё желание оригинальности или наживы.
О городах и горожанах: человек в городе (6 ч)
Учащиеся вспоминают, какова роль городов в истории нашей страны, называют первые горла. Основные понятия: поселения человека, город.
Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий. «Расползание» городов одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо.
Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе. Научные прогнозы дальнейшего развития городов. Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.
В сетях жизни: многообразие экологических связей (10ч)
Основные понятия: биоэкология, биосфера, приспособленность. Школьники знакомятся с основными видами биологического разнообразия (видовым и экосистемным). Основные понятия: биоэкология, биосфера, приспособленность. На занятии учащиеся моделируют взаимоотношения видов в экосистеме. Основные понятия: травоядные, хищники, всеядные животные, цепи питания, сети питания. Одно из правил взаимодействия в природе взаимовыгодные отношения внутри одного вида. Основные понятия: группа, взаимопомощь. Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными видами: муравьи и тля; рак- отшельник, актиния и многощетинковый червь; медоед и мёдоуказчик и др. На занятии анализируются примеры взаимовыгодного сотрудничества между различными видами. Основные понятия: взаимная польза, сотрудничество. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений. На занятии расширяются представления учащихся о способах обмена информацией между живыми организмами. Основные понятия: общение, обмен информацией, способы передачи информации. Учащиеся знакомятся с примерами обучения молодняка у некоторых животных. Выясняется, какое это имеет значение для выживания потомства и вида в целом. Основные понятия: обучение, игра, урок.
Общий дом общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы (4ч)
Раскрывается основной тезис: общий дом общие проблемы. Основные понятия: глобальная экология, глобальные экологические проблемы. Знакомство с сокращением многообразия видов живых организмов; истощением природных ресурсов; загрязнением окружающей среды; продовольственной проблемой. Обсуждаем, что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды: изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.
класс (34 часа)
Мир глазами эколога (1 ч)
Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа.
Вода - источник жизни (3 ч)
Неживая природа. Вода и ее охрана. Водоемы Коми.
Воздух и его охрана (2 ч)
Неживая природа. Составляющие воздуха. Атмосфера, смог, «парниковый эффект». Охрана воздуха в Коми, России.
Мы любим свой город (3 ч)
Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города. Пути решения экологических проблем города.
Богатство родной природы в народном творчестве (3 ч)
Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах.
Экология и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни о природе).
Что мы знаем о родном городе (2 ч)
Экологическая ситуация в городе.
Птицам - наша забота (4 ч)
Изучение разнообразия птиц родного края.
Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.
Охрана растений нашей местности (4 ч)
Распознавание встречающихся в нашей местности растений.
Растения, нуждающиеся в защите.
Особенности их внешнего строения и распространения
Животные, которым угрожает исчезновение(4 ч)
Разнообразие животных Коми.
Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.
Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле.
История нашего края (3 ч)
Знакомство с историей Коми
Заповедники и заказники родного края (2 ч)
Знакомство с заповедниками Коми.
Передаем свои знания (2 ч)
Изготовление условных знаков, экологических памяток. Презентация результатов деятельности клуба «Юный эколог». Викторина «Хочу все знать».
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
1 класс
№
п/п
Тема
Введение в экологию (2 ч.)
1
Теоретическое занятие:
Понятие о природе и ее красоте. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.
2
Практическое занятие:
Экологический праздник. Готовятся выступления от лица тех объектов природы, которые, по мнению учащихся, нужно оберегать и почему это необходимо.
Тема 2. Природа вокруг нас (4 ч.)
3
Теоретическое занятие: Предсказываем погоду, знакомство с приметами. Памятка: «Как нужно отдыхать в лесу».
4
Практическое занятие: Разгадываем загадки природы. Наблюдаем за погодой.
5
Практическое занятие: Наблюдаем за погодой.
Тема 3, Загадки растений (4ч.)
6
Теоретическое занятие:
Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Интересные факты о растениях.
7
Теоретическое занятие:
Уход за комнатными растениями.
8
Практическое занятие:
«Секретный разговор с комнатными растениями».
9
Практическое занятие : «Письмо лесному другу».
Тема 4. В мире животных (8 ч.)
10
Теоретическое занятие:
Животные Хакасии. Птицы Хакасии.
11
Практическое занятие:
Произведения детских писателей и поэтов о животных (посещение библиотеки).
12
Практическое занятие:
Произведения детских писателей и поэтов о животных (посещение библиотеки).
13
Практическое занятие:
С оставление «именной книги», своеобразной копилки имен, которыми люди называют кошек, собак, хомячков, попугайчиков, других домашних животных.
14
Практическое занятие:
«Животные в истории моей семьи».
15
Практическое занятие: «Нелюбимые животные».
16
Практическое занятие:
Животные зоопарка города Абакана.
17
·
Практическое занятие:
Пернатые друзья. Птичья столовая.
Тема 5. По заповедным тропинкам (4 ч.)
18
Теоретическое занятие:
Знакомство с Красной книгой России, Республики Хакассия.
19
Теоретическое занятие:
Охраняемыми растениями и животными родного края.
20
Теоретическое занятие: Заповедник «Хакасский».
21
Практическое занятие: «Жалобная книга» природы.
Тема 6. Человек - часть живой природы (2 ч.)
22
Теоретическое занятие:
Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества.
23
Практическое занятие:
«Интересная профессия», учащимся предлагается задуматься о том, кем бы они хотели стать, какую пользу приносить обществу.
Тема 7. Моя семья (4 ч.)
24
Теоретическое занятие:
Происхождение слова «семья», роль семьи в жизни человека. Занятия и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Техника безопасности. Узнаем степени родства.
25
Теоретическое занятие: Узнаем степени родства.
26
Практическое занятие:
Строим «Генеалогическое древо». Конкурс «Наша дружная семья».
27
Практическое занятие:
Конкурс «Наша дружная семья».
Тема 8. Мой класс (2ч.)
28
Практическое занятие:
Создаем уют в классе: области учебы и отдыха, необходимость озеленения, цветовая гамма оформления кабинета, дежурство по классу. Рисунки « Класс моей мечты».
29
Практическое занятие:
Коллаж « Хобби нашего класса».
Тема 9. Я в этом мире (2 ч.)
30
Практическое занятие:
Размышления о том, что может случится, если мы не будем беречь природу.
31
Практическое занятие:
Составляем «Экологический кодекс жителей планеты Земля».
Тема 10. Почемучкина поляна (2ч.)
32
Практическое занятие: Открываем тайны планеты Земля.
33
Практическое занятие: Викторина.
2 класс
№
Наименование
Ко
Характеристика основных видов учебной
п/п
раздела, темы
л-во
часов
деятельности
Раздел 1. Первые шаги по тропинке открытий (10 ч).
1-2
Теоретические
2ч
Знакомство с оборудованием,
занятия
необходимым для работы на природе: полевой
Готовимся наблюдать
дневник, компас, лупа, определители растений
и изучать
2ч
и животных, справочники, карта местности и
3-4
Какие качества
др. Правила ведения полевого дневника:
необходимы юному
запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых
исследователю?
явлений.
5-7
Учимся наблюдать
3ч
Четыре основных качества, необходимые
каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество.
8-10
3ч
Практические
Наблюдение - основной метод работы на
занятия
природе. Его цель, планирование. Значение
Становимся
систематичности в проведении наблюдений.
наблюдателями.
Четыре основных вопроса, на которые
Тренируем
необходимо ответить, прежде чем приступать
наблюдательность
к наблюдению: зачем? что? где? и как
«В гармонии с
наблюдать?
природой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд»,
Десять заповедей друзей леса. Знакомство
«Прогулка вслепую».
с правилами поведения на природе на основе анализа заповедей, составленных учёным- экологом Ф. Тасси.
Упражнения для развития наблюдательности: и др.
Раздел 2. Природа в наших ощущениях (7 ч).
11
Теоретические
1ч
Каждый человек связан с окружающей
занятия
средой посредством органов чувств. Сенсорное
Как мы
восприятие один из путей существования в
воспринимаем окружающий мир
гармонии с окружающим миром.
12
Практические
1ч
занятия
Нахождение объектов по заданным
13
Тренируем органы
1ч
признакам.
чувств
Упражнения для
Упражнения на расширение опыта
тренировки зрительного
сенсорного взаимодействия с использованием
восприятия.
слуха, обоняния, осязания, вкуса.
Игра «Узнай-ка»
Игра проводится с использованием
«чёрного ящика» «волшебного мешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого раз мера из различных наборов
1ч
(дикие и домашние животные, морские оби-
14
татели, насекомые и т. п.). Дети садятся в круг
1ч
и по очереди «вслепую» достают одну
15
Теоретические
игрушку и на ощупь определяют название
занятия
животного. Если возникают затруднения, учитель задаёт наводящие вопросы. Затем каж-
Какого цвета лес?
1ч
дый участник игры готовит небольшое (три- четыре предложения) выступление от имени
16
Что такое гармония?
этого животного, представляя его наиболее
интересным образом.
17
Практические
1ч
занятия
Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая
Рисуем впечатления
гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников.
Учимся пользоваться
Выразительность линий и форм живых
приборами
организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.
Знакомство с техниками рисования,
позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса.
Использование различных оптических
приборов биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов для изучения различных микро и макрообъектов.
«Микроскоп»- из пластикового
стаканчика. Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия увеличивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.
Раздел 3. Геометрия живой природы (10 ч).
18
Теоретические
1ч
Элементарные представления о
занятия
симметрии. Ось симметрии. Основные типы
Что такое
симметрии: двусторонняя и лучевая.
симметрия?
1ч
Симметрия в природе. Двусторонняя симметрия в различных органах животных и строении растений. Использование
19
прямоугольного карманного зеркальца для
Лучевая симметрия
определения типа симметрии у различных природных объектов (листья, цветки, насекомые и др.).
20
1ч
Лучевая симметрия в строении растений и
21
Живая спираль
1ч
органов животных. Цветки растений, имеющие различное количество лучей симметрии (остролист три луча, пастушья сумка четыре, яблоня, шиповник пять и т. д.). Животные,
имеющие лучевую симметрию: гидры, актинии, медузы. Связь образа жизни и типа
22-23
Практические
симметрии живых организмов.
занятия
2ч.
Примеры спирали в живой и неживой
Такие разные листья
природе (рога винторогого козла, барана,
24
раковины моллюсков; сворачивающиеся
Различаем деревья по
1ч
спиралью змеи, хвост хамелеона и т. п.). Примеры спирального расположения отдельных органов растений и животных:
кроне
расположение листьев на побеге, почек на
25
клубне картофеля. Спираль в движении, росте
О кронах, густых и
1ч
и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в растительной почке, вайи папоротника и др.). Спираль как способ
26
ажурных
1ч
достижения дополнительной жёсткости и
Организм и среда
устойчивости в пространстве (ножки грибов, побеги растений).
обитания
Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разнообразие форм
листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т. д.) и другими объектами окружающего мира.
Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Используются наиболее широко распространённые виды: берёза, липа, тополь, клён, яблоня, сосна, ель, можжевельник. Обращается внимание на то,
что в условиях города или на дачном участке человек часто изменяет форму кроны в
декоративных или иных целях, используя для этого обрезку.
Определение различной степени густоты
кроны деревьев и кустарников с использованием простейшей трёхбалльной шкалы (густая, средняя, сквозистая).
Выявление на доступных примерах
зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.
Раздел 4. Лесные ремёсла (8 ч).
Теоретические
27
занятия
1ч
Лесное «меню».
28
Лес кормилец
1ч
Лекарственные растения леса.
Лес - врачеватель
Традиционные народные промыслы,
29
Лес в работе
1ч
связанные с лесом: резьба по дереву, бересте;
народных умельцев
плетение из луба, лыка, ивового прута,
берестоплетение.
30-31
Практические
занятия
2ч
32
Лесные мотивы
Лесные мотивы в работах вышивальщиц,
1ч
ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли
33
Животные и растения
из леса: богородская игрушка,
в народном творчестве
1ч
сергиевопосадские матрёшки.
Элементарные представления об
34
антропоморфизме в народном творчестве.
Лесная палитра
1ч.
Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами.
Прогулка в парк
Преодоление стереотипов, выражающихся в
«Вижу, замечаю,
негативном отношении к некоторым
наблюдаю»
животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).
Растения-красители. Красильная мастерская в работе окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
3 класс
№
п/п
Наименование раздела, темы
Кол-
во
часов
Характеристика основных видов учебной деятельности
Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда 16 ч
1
Поговорим о доме.
1
Раскрыть прямое значение понятия «дом», показать родственность понятий «дом» и «душа», «духовность». Основные понятия: дом, кров, уют.
2
Моя
окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе.
1
Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежим животных, планета дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» планеты Земля.
3
Была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная.
1
Расширить понятие «дом», показать, что животные (насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, звери) также нуждаются в убежище. Основные понятия: дом, убежище, экология (наука о «доме»).
4-5
Защита от воздействия окружающей среды.
2
Появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжна защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов.
6
Мой дом моя крепость.
1
Знакомство школьников с историей жилища человека, показать зависимость типа жилища от природных условий и образа жизни людей; провести аналогию между понятиями «дом человека» и «убежище (дом) животных».
7-8
Экологии
жилища.
2
Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесностружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.
Как городской дом обеспечивается
водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов - одно из условий сохранения окружающей среды. Познакомить школьников с работой основных систем жизнеобеспечения жилого дома. Основные понятия: вода, электроэнергия, экономное использование ресурсов.
9
Экологический
дом.
1
Дом, не наносящий ущерба окружающей среде. Использование при его строительстве экологически безопасных для здоровья людей материалов, хорошо удерживающих тепло, а также специальных конструкций, позволяющих улавливать энергию солнца и ветра.
10
Дом, в котором я бы хотел жить.
1
Разработка проекта.
11
Дом это не только стены.
1
Раскрыть взаимное влияние в системе «человек жилище». Основные понятия: домашняя обстановка, уют, семейные традиции, семейные праздники.
12-13
Своя рубашка ближе к телу.
2
Обсудить зависимость покроя одежды и используемых для её изготовления материалов от природных условий. Природные материалы, используемые для пошива, окраски и декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных, шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. Познакомить учащихся с историей одежды, раскрыть преимущества использования природных материалов при её изготовлении. Основные понятия: одежда, обувь, природные материалы, синтетические материалы, экологический стиль одежды.
14
Экологический стиль в одежде.
1
Проект «Мой гардероб»
15
Когда
бессильны рога, клыки и быстрые ноги.
1
Познакомить школьников с тем, какой ущерб природе наносят люди, стремящиеся удовлетворить своё желание оригинальности или наживы. Основные понятия: украшения, истребление животных, браконьерство, исчезающие виды.
16
Чудо в перьях.
1
Показать школьникам на конкретных примерах, как неразумные потребности человека приводят к исчезновению некоторых видов птиц. Основные понятия: украшения, браконьерство, исчезающие виды.
0 городах и горожанах: человек в городе 6 ч
17
Дом тянется к дому получается город.
1
В ходе беседы уточняется понятие «город». Учащиеся вспоминают, какова роль городов в истории нашей страны, называют первые горла. Основные понятия: поселения человека, город.
Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий.
«Расползание» городов одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов.
18
Зависимость города от окружающей его среды.
1
Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо.
Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.
19
Футурология наука о будущем.
1
Научные прогнозы дальнейшего развития городов. Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.
20
Чистый город.
1
Практическая работа: определение загрязнения воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином.
21-22
Как живет город.
2
В ходе занятия школьники создают простейшую модель взаимодействия города и прилегающих к нему территорий.
Проектирование микрорайона школы с учётом потребностей его жителей.
В сетях жизни: многообразие экологических связей 10ч
23
Соседи по планете.
1
Школьники знакомятся с основными видами биологического разнообразия (видовым и экосистемным). Основные понятия: биоэкология, биосфера, приспособленность.
24
О нитях,
сплетающихся в сети.
1
На занятии учащиеся моделируют взаимоотношения видов в экосистеме. Основные понятия: травоядные, хищники, всеядные животные, цепи питания, сети питания.
25
Вместе
безопаснее.
1
Одно из правил взаимодействия в природе взаимовыгодные отношения внутри одного вида. Основные понятия: группа, взаимопомощь. Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными видами: муравьи и тля; рак- отшельник, актиния и многощетинковый червь; медоед и мёдоуказчик и др.
26
И вместе не тесно, и врозь скучно.
1
На занятии анализируются примеры взаимовыгодного сотрудничества между различными видами. Основные понятия: взаимная польза, сотрудничество.
27
Общение
животных.
1
Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений.
На занятии расширяются представления учащихся о способах обмена информацией между живыми организмами. Основные понятия: общение, обмен информацией, способы передачи информации.
28
Школа под открытым небом.
1
Учащиеся знакомятся с примерами обучения молодняка у некоторых животных. Выясняется, какое это имеет значение для выживания потомства и вида в целом. Основные понятия: обучение, игра, урок.
29
Внутривидовы е и межвидовые отношения.
1
Наблюдения на примере поведения птиц (голубей, ворон, воробьёв, уток и других птиц, обитающих в городе), кошек и собак; обучение потомства у млекопитающих и птиц, встречающихся в городе.
30
Оригами
«Птица».
1
Практические работы: оригами «Птица». Моделирование отношений в
птичьей стае.
31-32
«Популяция оленей», «Белки, сойки и орехи», «Найди свою семью», «Опасные цепочки».
2
Игры.
Общий дом общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы 4ч
33
Наши общие проблемы.
1
На этом занятии понятие «дом» рассматривается в глобальном значении наша планета как дом всех жителей Земли. Раскрывается основной тезис: общий дом общие проблемы. Основные понятия: глобальная экология, глобальные экологические проблемы. Знакомство с сокращением многообразия видов живых организмов; истощением природных ресурсов; загрязнением
окружающей среды; продовольственной проблемой.
34
Решаем
глобальные
экологические
проблемы.
1
Аукцион идей. Вторая жизнь отходов. Игра «Судебное заседание».
Обсуждаем, что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды:
изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.
4класс
Тема занятий
Кол-во
часов
Содержание
Теория
Практика
Мир глазами эколога
(2 ч)
Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком.Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа.
Природоохранительн ая акция «Мой экодом».
Экологическая игра «Не проходите мимо!»
Вода - источник жизни
(3 ч)
Неживая природа. Вода и ее охрана. Водоемы Коми.
Экологическая игра «Водоемы просят о помощи».
Проведение
эксперимента «Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для водоснабжения населения».
Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?»
Тематическая линейка «День воды».
Игровые приемы: «Портрет воды», «Чистый голос воды», «Добрая Фея».
Инсценирование экологической сказки «Репка».
Воздух и его охрана
(3 ч)
Неживая природа. Составляющие воздуха. Атмосфера, смог, «парниковый эффект». Охрана воздуха в Хакасии, России.
Круглый стол «Как сохранить воздух чистым».
Викторина «Что мы знаем о воздухе».
Фотовыставка «Чистые уголки нашего края».
Мы любим свой город
(3 ч)
Выявление
экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города.
Пути решения экологических проблем города.
Звездный час «Охрана природы - твоя обязанность».
Природоохранная акция «Чистый микрорайон».
Выезд на природу с маршрутными наблюдениями «Памятники природы Коми и ее окрестностей».
Богатство родной природы в народном творчестве
(3 ч)
Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах.
Экология и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни о природе).
Экскурсия в краеведческий музей.
Выставка рисунков о природе.
Ярмарка народного мастерства.
Конкурс
экологических сказок.
Что мы знаем о родном городе
(2 ч)
Экологическая ситуация в городе.
Фотоконкурс «Город глазами детей».
Экскурсия «Уголки природы в нашем городе»
Птицам - наша
(4 ч)
Изучение разнообразия
Природоохранная
забота
птиц родного края.
Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.
акция «Пернатые друзья». Составление
«Красной книги» исчезающих птиц Коми.
Конкурс кормушек
Охрана растений нашей местности
(4 ч)
Распознавание
встречающихся в нашей местности растений.
Растения, нуждающиеся в защите.
Особенности их внешнего строения и распространения.
Устный журнал «Зеленая книга».
Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!»
«Красная книга растений Коми»
Животные,
которым угрожает исчезновение
(4 ч)
Разнообразие животных Коми.
Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.
Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле.
«Красная книга» животных Коми
История нашего края
(3 ч)
Знакомство с историей Коми.
Создание буклета «История моего края».
Заповедники и заказники родного края
(2 ч)
Знакомство с заповедником.
Игра - путешествие «Заповедники и заказники Коми».
Проект «Заповедные зоны родного края».
Выпуск «Жалобной книги природы».
Передаем свои знания
(1 ч)
Изготовление условных знаков, экологических памяток.
Презентация
результатов деятельности клуба «Юный эколог»
Викторина «Хочу все знать».
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технические средства обучения.
Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СТТАК):
персональный компьютер;
интерактивная доска;
» мультимедийный проектор;
колонки;
Наглядные пособия по курсу.
в Видеоуроки по темам курса;
ЭОРы по темам курса;
инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;
раздаточный материал для освоения разделов курса.
Планируемые результаты изучения учебного курса «Юный эколог»
Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников предполагаются трех уровней.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.
Выход младшего школьника в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы.
Формулировка трех уровней результатов внеучебной деятельности школьников:
й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь;
й уровень - школьник ценит общественную жизнь;
й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной.
Первый уровень результатов освоения программы «Юный эколог» будет: духовнонравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии, экологические КВНы, презентации экологических проектов.
Предметные результаты:
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
установление причинно-следственных связей;
Личностные результаты:
принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
развитие морально-этического сознания;
получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапред метные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
овладение начальными формами исследовательской деятельности;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; -предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
формирование коммуникативных навыков.
В программе «Юный эколог» описаны требования к обучающимся по годам обучения.'
К концу первого года обучения школьники должны знать:
Секреты живой и неживой природы
Условия, необходимые для жизни растений и животных города
Нравственные правила обращения с объектами природы
К концу первого года обучения школьники должны уметь:
1 .Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
2.Оказывать помощь птицам в зимнее время
3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе
К концу второго года обучения школьники должны знать:
Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики
Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края
Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой К концу второго года обучения школьники должны уметь:
Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе
Подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.
Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.
К концу третьего года обучения школьники должны знать:
1 .Реальные местные экологические условия.
Способы охраны природы
Некоторые охраняемые растения и животные Кемеровской области К концу третьего года обучения школьники должны уметь:
Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить
Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога дополнительного образования
К концу четвёртого года обучения школьники должны знать:
Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы
Нравственные и правовые принципы природопользования
Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края
К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь:
1 .Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах
Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе
Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении
К концу 4 -го года обучения у школьников будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Список литературы для учителя
Александров Ю. Н. Юный эколог / Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 331 с.
Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. - М. : АСТ- ПРЕСС, 2001
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223с.- (Стандарты второго поколения)
Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. - Волгоград: Учитель, 2007.
Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 -с. 9-12
Красная Книга. - М.:, 2000.
Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.
Маханева М.Д. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми // Начальная школа. - 2005 -
.№10. 12.
Мэтью Биггз. Комнатные растения в интерьере. - М.: Внешсигма, 2000.
И. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. 3. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с. - (Стандарты второго поколения).
Плешаков А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2009.
Плешаков А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2008. 16. 16. Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники) // Начальная школа. -1998, №10.
Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа. - 1991. - № 5. - с. 2-8.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - 111с. - (Стандарты второго поколения)
Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. -Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Тарасова Т. И. Экологическое образование младших школьников на медпредметной основе// Начальная школа. - 2000. - № 10.
Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты,- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.
Чуб В.В. Цветы в вашем доме. М.: Просвещение, 2000.
Список литературы для учеников:
Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.
Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.
Скребцова, М. Природа - глазами души.: М.: 1999, 48 с.
Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.- 64 с.
Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). -М.: Просвещение, 1989.
Энциклопедия. Неизвестное об известном. - М.: РОСМЕН, 1998.
8.Энциклопедия животных. -М.: ЭКСМО, 2007.
Энциклопедия. Что такое. Кто такой. -М.: Педагогика-Пресс, 1993.
«Юный натуралист» - журнал.
Интернет-ресурсы.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141715
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142015
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142215
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142415
15