Рабочая программа к курсу Юный патриот (дополнительное образование).


Дополнительная общеразвивающая программа
«Юный патриот»
Пояснительная записка.
В последнее время у школьников заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории.
Школа, как социальный институт, своим главным предназначением обучать и воспитывать, располагает к тому, чтобы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, прививать навыки исследовательской работы.
В процессе школьного обучения, обретая знания, учащийся накапливает свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Изучение героического прошлого и настоящего своего родного края, города, страны – плодоносное поле для самостоятельных учебно-исследовательских поисков школьников, обладания ими начала творческой деятельности, выработки умения понимать действительные ценности прошлого, настоящего и будущего. Патриотическая работа помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании (Закон РФ от 10.07.1992 № 3266 – 1. Основные кодексы и законы РФ .– СПб, 2002, с 629).
Основополагающая идея Закона – органическое единство интересов личности, общества, государства в деле воспитания гражданина России. Эта идея имеет прямое отношение к воспитанию патриотической личности. Ведь справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города. Надо знать их прошлое, традиции, жить их жизнью и заботами.
В процессе модернизации российского образования последнего десятилетия все большую актуальность приобретают воспитательные системы гражданского, патриотического направления. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на 2001–2005 г. (Постановление правительства Р. Ф. От 16. 02. 01. № 122 о государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы". Вестник образования 2001, № 23). На ее основе разработана региональная программа, хотя основной нормативный уровень уже заложен в законе Российской Федерации об образовании.
В процессе реализации ФГОС нового поколения, определяющего требования к отслеживанию результатов личностного развития учащихся, организации метапредметной образовательной среды, перед педагогами гимназии встала задача разработки программы «Юный патриот», в основе которой лежит системно-деятельностный подход к организации внеурочной воспитательной работы. Сущность данного подхода заключается в систематизации патриотического воспитания как планомерной работы с определением целей, задач, принципов, направлений и методики этого вида деятельности, а также форм отслеживания её результативности. Наша гимназия находится в Южном административном округе. В названиях улиц, площадей, аллей живы имена героев, полководцев, маршалов, писателей – фронтовиков. Поэтому мы обязаны знать историю своего округа и гордиться своими героями.
Нормативная база рабочей программы.
Главной нормативной базой данной программы является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005—2010 годы», реализация которой поможет в решении стратегической проблемы по «...формированию патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества» (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы», утверждена постановлением Правительства РФ от 11.07. 2005 № 422).Содержательные линии программы.
Образовательная – содержит идеи, теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности каждой семьи.
Ценностная – предполагает формирование патриотического мировоззрения, ориентацию на ценности семейной, национальной культуры, на их изучение, сохранение.
Деятельностная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами патриотического компонента в воспитании.
Цели. Главной целью патриотического воспитания является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающие принять активное участие в его развитии.
Задачи:
формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
ознакомление с историей и современной жизнью своего города;
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения;
укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, о подвигах героев;
адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
формирование способности и готовности к использованию полученных знаний и умений в повседневной жизни.
Условия реализации программы.
Занятия кружка проводятся на базе ГБОУ «Гимназия №1636 «НИКА», которая оснащена необходимым учебным видеоматериалом на электронных носителях, видеофильмами, презентациями.
Прогнозируемые результаты.
Наиболее важными предполагаемыми результатами по реализации программы является:– воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;– воспитание уважительного отношения к героическому прошлому;– создание условий для раскрытия способностей подростка, как гармонично развивающейся личности;– использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения и укрепления семейных традиций, культуры и быта своего края.Реализация данной программы предполагает:
- систему краеведческих знаний;
- устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
- уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
- любовь и бережное отношение к родной природе;
- посильное служение Отечеству, активную жизненную позицию, развитие интереса к познанию, стремление к самовыражению и самореализации;
- инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
- честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Программа реализуется через работу кружка по следующим направлениям:– изучение истории своей семьи и ее роли в жизни города;– изучение жизни школы, ее традиций;– встречи с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами трудового тыла;– подготовка и проведение мероприятий ко Дню Победы, Дней воинской славы,
военно – спортивные праздники.
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 14-16 лет. Срок реализации программы: 3 месяца.
Форма реализации дополнительной образовательной программы – кружок. Учебно-тематический план составлен, исходя из нагрузки 1 час в неделю учебного периода, общее количество часов реализации программы - 12 часов. Теоретические занятия сочетаются с практическими занятиями, что позволяет избавиться от однообразности занятий. Программа составлена таким образом, чтобы каждый месяц вне зависимости от времени года, кроме теоретических занятий, проводились и туристско-патриотические мероприятия. Это позволяет сделать занятия более разнообразными, что повышает мотивацию обучающихся и соответствует требованиям современных ФГОС. Выбор формы занятия зависит от темы программы. В рамках занятий любой формы применяются индивидуальные, парные, групповые методы взаимодействия.
Практические занятия проводятся в форме однодневных экскурсий, которые несут в себе и познавательные, и воспитательные цели.
Формы организации: групповая, парная, индивидуальная.
По окончании курса воспитанники
Знают:
-историю своего рода, своей семьи;
-традиции и обычаи своей семьи;
-свои права и свои семейные обязанности;
-как и чем я могу помочь своим близким;
-историю России;
-историю Малой Родины и родного края;
-историю своего народа и его нравы;
-историю государственных символов России;
-имена знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;
-духовные и нравственные основы россиян;
- свой родной язык;
-родную литературу;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи;
Умеют:
-любить свою семью и всех своих родных и близких;
-быть благодарным;
-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;
-добросовестно выполнять свои обязанности;
-заботиться о старших и младших членах семьи;
-вести здоровый образ жизни;
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами
(в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;
-при необходимости защитить честь и достоинство Родины.
Действуют:
-помогают старшим и младшим членам семьи, заботятся о них;
-изучают историю России, своей Малой Родины и родного края;
-овладевают богатствами духовного наследия России;
-с уважением относятся к символам России;
-берут пример с достойных граждан своего Отечества;
-не нарушают правила и законы государства;
-участвуют в акциях милосердия, помогают родным, ветеранам, престарелым людям;
-участвуют в сохранении памятников истории и культуры;
-учатся защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы.
Учебно-тематический план и содержание деятельности.

п/п Тема занятия Количество часов
Всего занятий – 12 часов Часть 1 - 3 часа
1 Введение. Знакомство со структурой и документацией кружка. Просмотр кинофильма «А зори здесь тихие». 1
 
2 Организация совета кружка “ Юный патриот (8Б)”. Обсуждение и составление плана работы. Написание отзыва о просмотренном кинофильме «А зори здесь тихие». 1
 
3 Что означают слова «патриот» и «гражданин». Посещение школьного музея «Им. Генерала Белова». 1
Часть 2 - 6 часов
1-2 История страны – история подвига. Посещение «Центрального музея ВОВ 1941-1945 г. г.».  2
3 Сбор материала по теме “ Моя семья в летописи ВОВ”. Написание эссе.  1
4 Проведение военно-патриотической викторины на тему «Герои ВОВ». 1
5 Встреча с ветеранами ВОВ (беседа о ВОВ).  1
6 Возложение цветов к памятнику М. Джалиля (чтение стихов о ВОВ).  
1
Часть 3 - 3 часа
1-2 Проектная работа (подготовка отчётного видеофильма «Юный патриот (8Б)»). 2
3 Презентация проекта (видеофильма) «Юный патриот (8Б)». Обобщающее занятие.  
1
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
Великие россияне./ Биографическая библиотека Ф. Павленкова. М.: «ОЛМА Медиа- Групп», 2007. – 639 с.
Герб, флаг и гимн России: изучение государственных символов Российской Федерации в школе. Методические рекомендации./ Сост. М.К. Антошкин. М.: «Айрис – пресс», 2003. – 80 с.
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
История Отечества в литературе XIX в. Хрестоматия для учителя. / Сост. А.В. Шестаков. М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
Кружковая работа по истории и обществоведению. /Сост. М.П. Простов. М.: Просвещение, 1984. – 192 с.
Можейко И.Я., Сивова Н.А., Соболева Н.А. Наглядное пособие. Государственная
символика России. История и современность. М.: ЦНСО, 2003.
Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
Печень Н.А. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Помнит вся Россия. Страницы родной истории в родной поэзии. / Сост. В. Рождественский. Л.: изд-во «Детская литература», 1964.
Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя. М.: «Торгово-изд. дом «Русское слово – РС», 2002. – 96 с.
12.Андреев С. “ Герои Родины в названиях улиц Москвы”. М. 2009.
13.Забелин И.Е. “ История города Москвы”. Т.1 М., 1982.
14.Энциклопедия. Москва. М. 1980.