Мастер-класс по всемирной истории 11 класс Вторую мировую войну избежать было невозможно
класс
по всемирной истории 11 класса
по теме
«Вторую мировую войну
избежать было невозможно»
с использованием элементов
дебатных технологий.
Формат Авторская творческая мастерская.
Подготовила
Головина Татьяна Васильевна,
учитель истории и правоведения
Донецкой общеобразовательной
школы І-ІІІ ступеней № 51
2015
Мастер-класс по всемирной истории 11 класса.
Тема урока «Вторую мировую войну избежать было невозможно» с использованием элементов дебатных технологий.
Идея опыта: проведение представленной модели урока в соответствии с методической структурой развития критического мышления учащихся (эвокация, осмысление, рефлексия).
Цель опыта:
- после окончания Мастер-класса слушатели должны:
Овладеть методикой проведения модели урока с использованием элементов дебатных технологий.
Уметь использовать представленный опыт по проведению уроков истории с элементами дебатных технологий на различных этапах изучаемой темы раздела учебника.
Приобщить старшеклассников к проведению уроков-дебатов, как одного из вида технологий развития критического мышления, для которого характерно столкновение позиций, одна из которых получает предпочтение в результате обмена аргументаций и доказательной базой.
Организация деятельности участников Мастер-класса:
Участники Мастер-класса делятся на две команды, вытягивая кружки с буквами «У», «О».
У – команда утверждения, которая будет доказывать, что «Вторую мировую войну избежать было невозможно».
О – команда опровержения, которая будет доказывать, что «Вторую мировую войну можно было избежать».
Кому не достались кружки с буквами «У», «О» станут судьями.
Кружок с буквой «Т» - таймкипер будет только в единственном экземпляре, он будет следить за временем перекрестных вопросов.
Затем, каждой уже сформированной команде, раздается по одному пакету с надписью «Политический кейс»
Образец пакета, в котором находятся материалы уже в разрезанном виде: дефиниции, аргументы, факты-доказательства как утверждения, так и опровержения.
Политический кейс :
«Вторую мировую войну
избежать было невозможно»
Согласно вытянутой буквы, каждая команда выбирает из политического кейса для себя необходимые дефиниции, аргументы и факты-доказательства в свою пользу.
Для работы с «политическим кейсом» отводятся 5-7 минут каждой команде одновременно.
Попросить команды взять листы бумаги, ручки, сесть отдельно одна от другой. Команды должны быть рассажены так, чтобы ни одна из них не слышала, о чем говорит другая.
Листы и ручки необходимы для записи вопросов, замечаний к команде оппонентов, которая будет доказывать либо утверждение темы «Вторую мировую войну избежать было невозможно» либо опровержение «Вторую мировую войну избежать было невозможно».
Выступление начинает команда утверждения «Вторую мировую войну избежать было невозможно», называя свои дефиниции (опорные слова вокруг которых будет идти речь), аргументы и к каждому из них соответствующую доказательную базу. В это время команда оппонентов внимательно слушает команду утверждения и записывает свои возникшие контраргументы и вопросы по прослушанной речи.
Контраргументы, вопросы, пояснения и перекрестные вопросы будут проводиться только в конце выступления команды – 10-15 минут.
Далее выступление начинает команда опровержения, которая также называет свои дефиниции с их определениями, вводит в дебаты свои аргументы и факты-доказательства в свою пользу. В это время команда оппонентов внимательно слушает команду опровержения и записывает свои возникшие контраргументы и вопросы по прослушанной речи. Далее аналогично проводятся командой перекрестные вопросы, контраргументы, пояснения в течение 10-15 минут.
Время 10 или 15 минут обговаривается и уточняется командами и таймкипером в самом начале дебатов.
Итак, обсуждение темы дебатов завершает команда опровержения.
В заключении дебатов слово предоставляется команде судей, которые в течение всего обсуждения делали определенные выводы, замечания, отмечали интересные моменты в речи обеих команд, а также их недостатки и просчеты.
Победу одерживает та команда, которая была наиболее убедительна в своем выступлении.
Вторую мировую войну можно было избежать!
Уважаемая команда оппонентов, таймкипер, жюри и гости!
Мы, команда утверждения, попытаемся убедить вас в том, что Вторую мировую войну можно было избежать. В игру мы вводим следующие дефиниции: Лига Наций, Версальско-Вашингтонская система, политика «умиротворения» агрессора.
Словарь
: Лига Наций – международная, межправительственная
организация, созданная в 1919 году в ходе Парижской конференции.
Версальско-Вашингтонская система – система послевоенного устройства мира (после Первой мировой войны).
Политика «умиротворения» агрессора – политика уступок агрессору.
І аргумент. Лига Наций обязана была создать Армию Лиги Наций с целью быстрого реагирования на угрозу коллективной безопасности.
Исторический факт - доказательство
18 января 1919-21 января 1920 – период проведения Парижской мирной конференции. Страны – участницы не поддержали идею Ж.Клемансо о создании Армии Лиги Наций – сильной армии, которая смогла бы своевременно реагировать не только на угрозу коллективной безопасности со стороны любых агрессоров, но и которая способна сдерживать любые попытки возродить военное могущество Германии. Но, увы, мир спокойно смотрел, кА возрождаемая Германия четко маршировала, демонстрируя красивую военную форму и новую военную технику, а позднее начав захваты Австрии и Судетской области Чехословакии. Армии Лиги Наций не существовало, а безнаказанность Германии вела к ее вседозволенности. Таким образом, для дальнейшего сохранения мира создание такой армии было бы одним из важнейших шагов Лиги Наций, которая устранила бы проявление агрессивности побежденных.
І І аргумент.
Недопустимость проведения политики «умиротворения» агрессора.
Исторический факт - доказательство
После Первой мировой войны перед человечеством открылись три основных направления дальнейшего развития: развитие либеральной демократии, строительство социализма ( коммунизма ), фашистская модернизация.
Великобритания и Франция, стремясь защитить свое геополитическое превосходство, выступали за утверждение принципов либеральной демократии, как основы для цивилизованного развития человечества. С другой стороны, в Лондоне и Париже ошибочно считали, что нацизм не имеет широкой социальной поддержки. Политика «умиротворения», проводимая странами до 1939 года, бы направлена на решение вопросов о репарациях, равноправии Германии в Европе, что, по замыслу лидеров Великобритании и Франции, должно было лишить нацистов политической инициативы и, в конечном итоге, власти.
Таким образом, политика правительств Англии и Франции, направленная на «умиротворение» агрессора, также «изоляция» США, которые, приняв закон о нейтралитете, фактически самоустранились от влияния на развитие событий в мире, что было недопустимым проявлением халатности в деле укрепления коллективной безопасности.
І І І аргумент.
Версальско-Вашингтонская система должна была быть
справедливой и жизнеспособной.
Исторический факт - доказательство
Несомненно, Версальско-Вашингтонская система обеспечила выход из войны, предоставила возможность снизить послевоенную напряженность и заложила основы для относительной стабильности в международных отношениях в 1920-е годы: была создана Лига Наций, признана независимость ряда европейских государств. К сожалению этого было недостаточно для дальнейшего сохранения мира на Земле.
Во-первых, репарации отнюдь не соответствовали реальным возможностям побежденных стран – это первый минус Версальско-Вашингтонской системы.
Во-вторых, вопрос о полном и всеобщем разоружении остался не решенным самой же Лигой Нации, хотя сама готовилась к всемирной конференции по разоружению.
В-третьих, слабость Версальско-Вашингтонской системы проявилась в неспособности устранить волну шовинизма, национализма, вызванную Первой мировой войной. Эта волна не утихла, теперь ее поддерживало чувство национального унижения, а это третий минус.
В-четвертых, вне Версальско-Вашингтонской системы осталась Россия, которая превратилась в значительный дестабилизирующий фактор. Для государств Антанты Россия была, прежде всего изменницей, заключившей сепаратный мир с врагом (Брестский мир от 03 марта 1918г.). К тому же большевизм вызывал у стран Антанты враждебность, которая привела к интервенции в Россию (1918-1922г.г.), а после ее провала, к изоляции России на международной арене.
Таким образом, наша команда утверждения, используя весомые аргументы и доказательную базу, смогла убедить аудиторию, что все-таки у мира была реальная возможность избежать Вторую мировую войну, которой 1 сентября 2014 года исполняется 75 лет со дня ее начала. Наша команда готова к вопросам оппонентов.
Далее только команда опровержения задает вопросы команде утверждения по выдвинутым аргументам и фактам, которые они привели в своей речи – не менее 10-15 минут. Жюри наблюдает за убедительными ответами команды утверждения. Таймкипер следит за временем вопросов оппонентов. После вопросов оппонентов в игру вступает команда опровержения.
«Вторую мировую войну избежать было невозможно!» - тема для опровержения.
Уважаемая команда оппонентов, таймкипер, жюри и гости! В свою очередь, мы, команда опровержения тоже постараемся убедить вас в том, что все-таки Вторую мировую войну избежать было невозможно!» Для этого мы приведем свои аргументы и доказательную базу. В игру мы вводим следующие дефиниции: политика «умиротворения», Вторая мировая война.
Словарь
: политика «умиротворения» - политика уступок агрессору
Вторая мировая война – война между развитыми странами за передел сферы влияния, проходившая с 1 сентября 1939 года по 2 сентября 1945 года.
І аргумент. Присоединение к Германии Рейнской области в 1936 году – это был первый шаг ко Второй мировой войне.
Исторический факт - доказательство
В 1936 году Рейнская область была демилитаризованной зоной и одновременно буфером между Францией и Германией. Основным событием этого года стало введение германских войск в эту зону – это означало милитаризацию Рейнской зоны. Если бы эти два государства молниеносно отреагировали на подобный шаг Гитлера, последний задумался бы. Но, увы Этот факт имел следующие последствия. Для стран Запада – это нарушение Версальского договора и ухудшение военно-стратегического положения Франции. Для фашистского блока – это строительство оборонительных сооружений на границе с Францией и уверенность в безнаказанности агрессии.
Таким образом, этот факт стал первым шагом к будущей войне. И тогда Гитлер сделал второй шаг к войне.
ІІ аргумент. Присоединение к Германии Австрии в марте 1938 – это был второй шаг ко Второй мировой войне.
Исторический факт - доказательство
В доказательный кейс мы отправляем следующие факты. В этот период западные страны, особенно Англия и Франция проводили политику «умиротворения» Германии. Ярым сторонником такой политики был Премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен. Именно с его согласия делались уступки Гитлеру за счет третьих стран. В результате, именно Великобритания дает свое согласие на присоединение Австрии к Германии, потому что открыто восхищалась красивой формой и дисциплиной немцев. Следует учесть, что присоединенная Австрия открывала Германии дверь в Чехо-Словакию и широкие ворота в Юго-Восточную Европу.
Таким образом, первым результатом политики «умиротворения» и вторым шагом к развязыванию войны стал аншлюс ( присоединение) Австрии к Германии. Гитлер еще в 1937 году добился согласия Италии и Великобритании на присоединение Австрии. Следует отметить, что Франция, США и Великобритания признали аншлюс, ликвидировав свои дипломатические представительства в Вене.
ІІІ аргумент. Захват Судетской области Чехо-Словакии в результате Мюнхенского сговора – это третий шаг к развязыванию Второй мировой войны.
Исторический факт - доказательство
Германия, сделав уже два безнаказанных шага, решается на очередной ход. В сентябре 1938 года на Мюнхенской конференции рассматривается вопрос о Чехо-Словакии. Участниками конференции были Германия, Италия, Великобритания, Франция. Делегация Чехо-Словакии не принимала в ней участия, ее пригласили только для подписания соглашения.
Основные положения Мюнхенского соглашения:
Судетская область со всеми промышленными объектами переходит к Германии.
Чехо-Словакия обязуется удовлетворить территориальные претензии Венгрии и Польши.
Участники конференции выступают гарантами новых границ Чехо-Словакии.
В итоге, последствием Мюнхенского сговора стало расчленение в 1939 году Чехо-Словакии. Германия захватила чешские земли, Польша – часть Силезии, Венгрия – Закарпатье. Словакия стала «независимым» государством.
Мы видим, что и здесь Германия оказалась безнаказанной и, даже в выигрыше. Лига Наций бездействовала, западные страны в результате политики «умиротворения» шли на уступки Германии – все это способствовало назреванию в обществе кровопролитной Второй мировой войны.
Таким образом, наша команда опровержения, используя весомые аргументы и доказательную базу, также смогла убедить аудиторию, что «Вторую мировую войну никак невозможно было избежать», так как в мире сложились соответствующие политические и экономические условия для ее начала.
На этом наша речь закончена. Благодарим за внимание. Наша команда готова к вопросам оппонентов.
Далее только команда утверждения задает вопросы команде опровержения по выдвинутым аргументам и фактам – не менее 10-15 минут. Жюри наблюдает за убедительными ответами команды опровержения. Таймкипер следит за временем вопросов оппонентов.
Жюри принимает решение о наиболее убедительном выступлении одной из команд.
ІІ вариант проведения данного урока.
Эффективно применять дебатные технологии в конце изученной темы, когда нужно весь материал обобщить, систематизировать и закрепить. Название темы предстоящих дебатов, его формат следует предложить на самом первом уроке новой темы. Далее ученики, накапливая знания по теме, определяют для себя ключевые слова (дефиниции), анализируют тему, составляют аргументы и ищут доказательную базу (факты) в поддержку этих аргументов. Значимость данного этапа в том, что он является первым в формировании понятий, знаний.
Следующим шагом этого этапа есть составление плана исследования темы. Далее, согласно установленному плану, собирается необходимая информация. По необходимости ученики обращаются к учителю за консультацией. Анализ информации, составление утверждающего и отрицающего кейсов может проводиться со всеми в классе или в заранее составленных командах.
Все выступления учащихся оформляются в письменном виде, которыми можно пользоваться во время дебатных выступлений.
13PAGE 15
13PAGE 14915