Технологическая карта урока по истории Древнего мира на тему Вклад древних эллинов в мировую культуру (5 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
по теме № 49 «Вклад древних эллинов в мировую культуру»
Предмет История
Kласс 5 класс
Базовый учебник Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искандерова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Цель урока Формирование целостного представления о цивилизации Древней Греции, вклада древних эллинов в мировую культуру
Задачи Личностные: - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, истории, культуре народов мира;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.
Предметные: - показывать на карте и объяснять местонахождение Древней Греции;
- называть самые известные войны и сражения в истории Древней Греции, имена стратегов, имя завоевателя Древней Греции;
- характеризовать основных богов, древнегреческую мифологию, поэмы Гомера;
- характеризовать афинские школы и гимнасии, афинский театр, достопримечательности Афин;
- объяснять значение понятий и выражений по истории Древней Греции: полис, демос, демократия, граждане, илоты, колония, стратег, фалангаМетапредметные: - умение самостоятельно определять для себя цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение оценить правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- овладение основами самоконтроля, самооценки;
- умение определять понятие, строить логические рассуждения, делать выводы;
- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе и индивидуально; формулировать аргументировать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; владение устной речью, монологической контекстной речью.
Тип урока Повторительно-обобщающий
Формы работы учащихся Групповая
Технология построения урока Информационно-коммуникационная технология, игровые технологии, проектная технология
Необходимое техническое оборудование Мультимедийное оборудование, экран
Этап урока, цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Время УУД
1.Организацион
ный момент.
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
1.Организует детей на урок.
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу добра, удачи. Работайте старательно, и вас обязательно ждёт успех.
2.Просит вспомнить правила.
Перед тем, как приступить к работе вспомним, какие правила мы должны соблюдать на уроке, когда работаем в группах?
СЛАЙД 1.
З.Учитель выслушивает ответы детей.
4.Отмечает отсутствующих. Дети смотрят друг на друга, улыбаются, желают добра друг другу. Положительные эмоции.
Ответы обучающихся2 мин. Личностные: нравственно – этическая ориентация (развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству)
Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
Коммуникативные: общий уровень развития общения (потребность в общении со взрослыми и сверстниками, эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества)
2. Мотивация учебной деятельности.
Постановка задачи. Побуждение к работе с информацией
Сегодня я приглашаю вас в историческое путешествие на корабле-паруснике в удивительную страну Древнего мира, которая внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. В какую? Вы мне скажите сами, а я вам в этом помогу. Давайте сначала проведем первый конкурс «Визитная карточка», который поможет вам ответить на этот вопрос? Приглашает капитанов команд для получения заданий.
Учитель контролирует и корректирует выполнение задания при необходимости. После того, как задание выполнено, появляются слайды с названием команд и соответствующими им тематическими заставками.
СЛАЙД 2, СЛАЙД 3, СЛАЙД 4, СЛАЙД 5 Обучающиеся разбиты на четыре команды
Капитаны каждой команды выходят к доске и вытягивают из парусника (макет) задание для своей команды.
Обучающимся предлагается совместно сложить название своей команды по карточкам с изображением букв.1-я команда:
А Ф И Н Я Н Е
2-я команда:
С ПА РТ А Н ЦЫ
3-я команда:
Т РО Я Н ЦЫ4-команда:
О Л И М ПИ Й ЦЫКапитан команды озвучивает получившееся название.
4 мин. Личностные: смыслообразование(развитие познавательных интересов, учебных мотивов)
Регулятивные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.Познавательные: общеучебные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме), логические (синтез)Коммуникативные: коммуникация как кооперация(умение договариваться, находить общее решение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания)
3. Актуализация знаний и пробного учебного действия.
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
Учитель подводит учащихся к осознанию темы, цели и задач урока, корректирует ответы учащихся.
Чтобы окончательно ответить на этот вопрос в какую страну мы совершим сегодня с вами путешествие, давайте посмотрим на карту. СЛАЙД 6.
Попробуйте определить, какая страна Древнего мира здесь изображена?
Покажите ее на карте и определите словами местоположение этой страны.
Работа с картой.
Ответы обучающихся.
2 мин. Личностные: смыслообразование(развитие познавательных интересов, учебных мотивов)
Регулятивные: волевая саморегуляцияПознавательные: общеучебные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)Самостоятельно делают выводы, формулируют тему урока.
извлекают необходимую информацию.
Умеют давать оценку вида деятельности.
Коммуникативные: Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.
Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления.
4.Формирование темы и постановка задач урока.
Формулировка темы и задач урока Так, такова же тема нашего урока?
СЛАЙД 7.
На нашем корабле-паруснике мы поплывем по волнам знаний. Чтобы ветер поднял паруса знаний, мы должны будем выполнить задания. Цивилизация Древней Греции очень богата и разнообразна.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы? О чем мы сегодня будем говорить?
Уточняет понимание учащимися, поставленных задач урока.
Ответы обучающихся.
Высказывают свои мнения.
2 мин Личностные: смыслообразование(развитие познавательных интересов, учебных мотивов) Регулятивные: волевая саморегуляция, планирование
Познавательные: общеучебные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)
Коммуникативные: общий уровень развития общения (потребность в общении со взрослыми и сверстниками, эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества),
коммуникация как общение (интеракция), слушать и понимать речь других;
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
5. Повторение, обобщение, закрепление материала.
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
5.1.Проверка исторических знаний по цивилизации Древней Греции.
5.2. Проверка знаний исторических дат по истории Древней Греции.
Первый этап нашего плавания начнется с конкурса «Заморочки из бочки».
5.1. Учитель проводит конкурс среди команд «Заморочки из бочки». СЛАЙДЫ 8, 9, 10, 11,12,13,14,15.
Учитель контролирует и корректирует ответы учащихся по необходимости.
5.2. Конкурс «Назовите события». Учитель дает задание: восстановить даты в восходящем хронологическом порядке. СЛАЙД 16,17,18,19
Учитель контролирует ответы учащихся. Обучающиеся достают из мешка по 2 бочонка с номером (бочонок из игры «Лото»). Под каждым номером – вопрос, который появляется на слайде. Отвечает тот ученик, который вытащил бочонок. Если он затрудняется, члены его команды могут ему помочь. Оценка ответов обучающимися из других команд. Представитель другой команды может ответить на вопрос, если команда затрудняется.
К доске выходят по одному представителю от команды. Показывая указкой на дату в квадрате, ученик называет событие. Оценка ответов обучающимися из других команд.
Представитель другой команды может ответить на вопрос, если команда затрудняется.
4 мин
4 мин
Личностные: нравственно – этическая ориентация(развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, уважение истории и культуры всех народов),
смыслообразование(развитие познавательных интересов, учебных мотивов, мотивов достижения и социального признания)
Регулятивные: волевая саморегуляция, коррекция, оценка
Познавательные: общеучебные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)
Коммуникативные: общий уровень развития общения (потребность в общении со взрослыми и сверстниками, эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества), коммуникация как кооперация(умение договариваться, находить общее решение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания)
6. Работа над развитием умений. (Интерактивная часть)
Установление правильности и осознанности усвоения и выполнения учебного действия, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
6.1.Объяснение смысла понятий и «крылатых» выражений
6.2. Историческая экскурсия
6.3. Решение задач. Счет лет в истории.
6.1. Конкурс «Проверь себя»
СЛАЙДЫ 20,21,22,23
Учитель контролирует ответы учащихся.
Задания команде, например:
Полис, акрополь;
- троянский конь.
Илоты, демократия;
- лаконичная речь.
6.2. Конкурс «Прояви творчество».
Учитель заранее выдал задания учащимся для подготовки дома.
СЛАЙД 24
Задание 1-й команде.
Перед вами картина «Афинский акрополь». Представьте себе, что вы – экскурсовод, которому надо познакомить чужестранцев с одним из прекраснейших мест Афин. Проведите экскурсию.
Презентация команды
СЛАЙД 25
Задание 2-й команде.
Перед вами картина «Народное собрание в Афинах». Какие вопросы могли обсуждать на Народном собрании граждане Афин? «Оживите» картину.
Презентация команды
6.3. Конкурс «Счет лет в истории»
Теперь давайте составим и решим задачу. Задача должна начинаться словами: «Сколько лет назад………?» или «На сколько лет раньше (позже) произошло (одно событие по сравнению с другим)………..»
Обучающиеся заранее подготовили в своих командах задания (2 понятия и 1 крылатое выражение) для другой команды и согласовали их с учителем, чтобы не было совпадений. Учащиеся обсуждают в командах задания и дают ответы.
Физкультурная пауза
Экскурсовод проводит экскурсию, другие члены команды «оживляют картину» репликами.
Обучающимися подготовлены небольшие сценки по заданной теме.
Обучающиеся выполняют задание в группах, объясняют друг другу. Выходят к доске, на линии времени обозначают даты, показывают решение.
5 мин
1 мин
10 мин
5 мин
Личностные: нравственно – этическая ориентация(развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, уважение истории и культуры всех народов),
смыслообразование(развитие познавательных интересов, учебных мотивов, мотивов достижения и социального признания)
Регулятивные: волевая саморегуляция, планирование, контроль, коррекция, оценка.
Познавательные: общеучебные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности), логические (построение логической цепи рассуждений), постановка и решение проблемы (формулирование задачи,самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера)
Коммуникативные: общий уровень развития общения (потребность в общении со взрослыми и сверстниками, эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества), коммуникация как кооперация(умение договариваться, находить общее решение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания)
7.Итог и рефлексия учебной деятельности.
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
Рефлексия:
-Какие цели и задачи мы ставили на уроке? Достигли мы их?
-Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»
-Что бы вы хотели еще узнать по истории Древней Греции?
-Что понравилось или не понравилось на уроке?
-Оцените свою работу на уроке и работу других команд.
Учитель обобщает работу класса по группам, поощряет отличившихся детей, выставляет оценки, называет команду-победителя.
Заключительное слово учителя.
Паруса нашего корабля подняты, благодаря вашим знаниям по истории Древней Греции. Команды могут отправляться в путешествие. Я желаю вам, как говорили древние греки: «Доброго пути и свежей воды!»
Ответы обучающихся. 3 мин Личностные: нравственно – этическая ориентация(развитие доброжелательности)
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, оценка.
Познавательные: общеучебные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности)
Коммуникативные: общий уровень развития общения (потребность в общении со взрослыми и сверстниками, эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества), коммуникация как общение (интеракция)(понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения), коммуникация как условие интериоризации(рефлексия своих действий, способность строить понятные для партнера высказывания)
8.Дифференцированное домашнее задание.
Развитие умения самостоятельно работать, расширение кругозора
Учитель предлагает выбрать домашнее задание из предложенных на выбор (СЛАЙД 26):
-Представь, что ты путешественник, который побывал в Древней Греции. Опиши свое путешествие (выбрать исторический период и события ты можешь самостоятельно);
-составь кроссворд по истории Древней Греции;
-ответь письменно на вопросы в тетради по истории Древней Греции (ребята получают карточки с вопросами);
-реши задачи по теме «Счет лет в истории» (ребята получают карточки с задачами).
-объясни значение терминов и понятий по истории Древней Греции (ребята получают карточки с терминами и понятиями) 3мин