Первоначальные сведения о саках, расселение племен. История Древнего Казахстана 6 класс
Дата: Класс:6 ИДК
Тема: Сакский племенной союз на территории Казахстана. Расселение сакских племен
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: групповая работа
ТДЦ: Образовательная: Познакомить с первоначальными сведениями о саков, с территорией расселения саков, рассказать об общественном устройстве саков, обратить внимание на появление неравенства.
Развивающая: развивать логическое мышление учащихся, умение самостоятельно работать с текстом учебника, делать выводы и развивать речь учащихся. Развить навыки работы в группе
Воспитательная: воспитать уважительное отношение к истории Казахстана
Ожидаемый
результат умений и навыков исторического анализа умения работать в диалоге, формирования навыков самостоятельной работы и функциональной грамотности;
Методы и приемы обучения Групповая работа, индивидуальная работа, проектная деятельность, критическое мышление.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, Проверка посещаемости. Проверяет готовность к уроку. Ученики осмысливают поставленную цель.
20 мин. Изучение нового материала.
Деление на группы «Молекулы и атомы»
Атомы и молекулы
Ученики разбредаются по залу под негромкую «космическую» музыку.
Учитель. «Каждый из вас – одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы совершаете «броуновское движение», встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но иногда что-то происходит, и вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову».
Через некоторое время учитель хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например,: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков осталось трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова распадаются на атомы, продолжающие блуждать в пространстве до следующей команды ведущего. В результате игры можно либо создать две группы – из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался в игре, либо в определенный момент дать команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших процедур (хорошо, если это число как раз будет равно количеству выбывших участников, которые тогда образуют свою группу).
Объясняет новую тему:
Как вы знаете, древняя история человечества делится на следующие три периода: эпоха камня, эпоха бронзы и эпоха железа. На чем основывается подобное разделение эпох истории древнего мира? Подобное разделение связано с материалом, из которого изготовляли большую часть орудий труда в то или другое время. Период господсвта каменных орудий труда стали называть эпохой камня- каменным веком. Внедрение бронзовых орудий труда в производство- бронзовый век. Период возникновения и использования железных орудий труда получил название железного века. Исторический период, когда человек впервые стал плавить железо и изготавливать железные изделия, получил название железного века. В истории нашей страны эпоха железа включает в себя период с VIII в., до н.э. до VI в. н.э. Ранний железный век состоит из двух периодов: раннежелезного (VIII-III вв. до н.э) и позднераннего (III в. до н.э. – VI в. н.э.). В начале 1-го тысячелетия до н.э в Казахстане в жизни древних людей произошли значительные изменения. В этот период населявшие территорию Казахстана люди достигли значительного развития кочевого скотоводства и стали широко использовать железо. К VIII веку до н.э. многие племена, населявшие Казахстан, открыли и широко использовали железо.
Учащиеся делятся на 3 группы
1 группа- Первоначальные сведения о саках. (4 человека)
2 группа- Расселение сакских племен (5 человека)
3 группа- Сакское общество (5 человек)
Выбирают спикера, готовят постеры, спикер защищает постер с группы.
10 мин. Закрепление урока.
Тест
1. Саки кочевали в Средней Азии и Казахстана в
А) 2 тыс. до н.э B) 1 тыс. до н.э С) 3 тыс. до н.э Д) нет правильного ответа Е) 4 тыс. до н.э2. Древнегреческие авторы называют саков
А) великие мужи B) туры с резвыми конями С) азиатские скифы Д) нет правильного ответа Е) саки
3. Геродот саков называл
А) саки B) кочевниками С) массагетами Д) нет правильного ответа Е) великие мужи
4. Одна группа жила в Жетысу, в горах Тянь-Шаня, по среднему течению Сырдарьи, их называли
А) массагетами B) саки- тиграхауда С) саки парадарайа Д) нет правильного ответа Е) саки хаумаварга5. Саки- парадарайа- заморские саки, жили в
А) В Приаралье и низовья Сырдарьи B) горы Тянь-Шаня, река Сырдарья С) Каспийское море, Аральское море Д) нет правильного ответа Е) Южный Казахстан
6. Саки- хаумаварга так назывались, потому что?
А) жили в Средней Азии B) жили вдоль Великого Шелкового пути С) варили напиток хаома Д) нет правильного ответа Е) потому что носили остроконечные шапки.
7. Сакское общество состояло из четырех групп
А) воины, цари, вожди, земледельцы B) жрецы, вожди, цари, скотоводы С) воины, жрецы, скотоводы, земледельцы Д) нет правильного ответа Е) цари, жрецы, кочевники, скотоводы
Ученики отвечают на тесты. Ставят оценки
7-5
6-5-4
4-3-3
2-1-2
5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.
На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.
2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Пар. 28-29 подготовиться к проверочной работе Записывают домашнюю работу в дневниках.