Презентация по теме Эвенки
Проект учащихся 7 классаМОБУ «Урканская СОШ»Учитель Никулина Е. В. эвенки Эве́нки (муж. род — эвенк, жен. род — эвенкийка, др. название — тунгусы, самоназвание: эвэнкил) — сибирский малочисленный коренной народ, родственный маньчжурам и говорящий на языке тунгусо-маньчжурской группы. Живут в России, Китае и Монголии. Эвенки (тунгусы) являются одним из самых древних коренных народов Восточной Сибири, в том числе Прибайкалья. Существует две теории их происхождения. Согласно первой, прародина эвенков находилась в районе южного Байкала, где их культура развивалась с палеолитической эпохи, с последующим их расселением на запад и восток. Вторая теория предполагает, что эвенки появились в результате ассимиляции местным ("протоюкагирским") населением племени уваней, горно-степных скотоводов восточных отрогов Большого Хингана. Костюм сибирского эвенкийского шамана На протяжении столетий эвенки жили родами, во главе каждого из которых стоял вождь. Каждый эвенк знал свою родословную и всегда оказывал предпочтение своему сородичу. Большая власть принадлежала старейшинам рода, а главное — шаманам. Шаман, являясь посредником между миром людей и миром духов, часто сам становился во главе рода. Без одобрения со стороны шамана род не предпринимал ничего: к нему обращались в случае болезней человека или оленей, просили провести ритуал, приносящий удачу на охоте, сопроводить душу умершего в мир иной. Хорольхон – старший шаман эвенкийского рода Комбагыр в полном облачении (1926 год). Годовой цикл жизни эвенков 18-19 веков Годовой цикл эвенков начинался с весны. В период ТУРАН (прилет ворон - март) по окончании зимней пушной охоты эвенки переходили в лощины, где начиналась лыжная охота гоном на лосей и других парнокопытных. Так продолжалось до периода ХОНКАН (время отела парнокопытных - апрель), когда эвенки переходили к рекам и занимались рыболовством. В период ДУКУН (май) уходили на земли, богатые гарями и готовились к охоте на оленей. Чумы ставили на опушках неподалеку от речек, где в свободное время могли рыбачить. В период ИЛАГА (цветение ягод - июнь) перекочевывали вверх по рекам, в скалистые леса. В ИЛКУН (наливание ягод - июль) спускались к рекам и озерам специально для рыболовства. На реках ставили вершки на хариусов и щук, на озерах ловили рыбу (таймень, ленок, окунь). По ночам лучили с доски. С половины периода ИРЭН (обдирание коры лиственницы парнокопытными) эвенки уходили в горы. К периоду ИРКИН (обдирание рогов - август) примерно к 1 сентября перекочевывали в травянистые долины, богатые хвощем, где начиналась охота с трубой "ОРЕВУН". Осенью в период УГУН (с началом образования льда на реках и озерах - сентябрь) откочевывали в глухие лесные места для охоты на пушного зверя (соболь, выдра, росомаха, белка). В период МИРЭ (плечо - декабрь) выходили на обменный торг на ярмарки. И затем опять возвращались в тайгу и охотились до периода ТУРАН. Для охраны здоровья ребенка у эвенков существовал ряд оберегов. чтобы прекратить болезнь, ребенку дают страшное имя, чаще название земноводных и насекомых; чтобы не болели зубы - не позволяли совать в рот челюсть оленя; чтоб не болел язык - не разрешали плевать в огонь; не разрешали бросать в огонь шишки и бересту - чтоб не простудился; чтоб не страдать недержанием - мочиться около огня; чтоб не болело сердце - есть околосердечную сумку; не считали детей, указывая пальцем - чтоб не отбить память; следили, чтоб не бегал в одной унте и не падал на спину - признаки раннего сиротства; чтоб не надевал две шапки, что было признаком двоеженства; чтоб маленький ребенок не плакал, ему в рот вкладывали кончик сырого оленьего языка, сквозь который продевалась палочка; после шести месяцев начинали прикармливать чаем с оленьим молоком. Огромное значение имели культы духов, промысловые и родовые культы, почитание которых у эвенков было в крови. К примеру, существовавший культ медведя, хозяина тайги, обязывал каждого охотника убивать лишь строго ограниченное число медведей – за превышение этого числа жадный мог поплатиться жизнью. Одной из отличительных черт эвенков всегда было уважительное отношение к природе. Они не только считали природу живой, населенной духами, обожествляли камни, источники, скалы и отдельные деревья, но и твердо знали меру — не рубили деревьев больше, чем нужно, не убивали без необходимости дичь, даже старались убирать после себя территорию, где стоял охотничий лагерь. «нимат»- обычай безвозмездной передачи своей добычи сородичам. «малу» - закон гостеприимства, согласно которому самое удобное место в чуме предназначается только для гостей . Гостем же считался всякий, кто переступал "порог" чума. «левират» - обычай наследования младшим братом вдовы старшего брата. «тори» - брачная сделка, которая совершалась одним из трех путей: выплатой за невесту определенного количества оленей, денег или других ценностей; обменом девушками; отрабатыванием за невесту. Наиболее торжественно проходил у эвенков весенний праздник - икэн , или эвин , посвященный наступлению лета - "появлению новой жизни" или "обновлению жизни". У эвенков и по сей день существует неписаный свод традиций и заповедей, регламентирующий социальные, семейные и межродовые отношения: Традиционное жилище эвенков Традиционное жилище эвенков – чум – представлял собой конический шалаш из жердей, покрываемый зимой оленьими шкурами, а в летнее время берестой. При перекочевках каркас оставляли на месте, а материал для покрытия чума брали с собой. Зимние стойбища эвенков состояли из 1-2 чумов, летние – от 10 и более благодаря частым праздникам в это время года. Основа традиционной пищи Основа традиционной пищи - мясо диких животных (у конных эвенков - конина) и рыба, которые употребляли практически всегда в сыром виде. Летом пили оленье молоко, ели ягоды, дикий чеснок и лук. У русских заимствовали печеный хлеб. Основным напитком служил чай, иногда с оленьим молоком или солью. Предлагаем вам подборку из самые этнически выдержанных, тайгой освящённых блюд эвенкийской кухни. Рецепты собраны в Тунгокоченском и Баунтовском районах. Тыхэмин Так называется рыбный суп. Готовится он так: Вынимаете из рыбы икру и аккуратно растираете её в деревянном корытце деревянной ложкой – «ламбой» до однородной массы. Растёртую икру опускают в кипяток, постепенно добавляя кусочки рыбы (без костей!). Потом тыхэмин солят, добавляют другие специи по вкусу и хорошо размешивают. Подавать горячим.Печёные яйца. Гусиные или утиные яйца укладывают в тёплую золу, присыпают ею, а сверху насыпают раскалённые угли от затухающего костра. После этого яйца очищают от скорлупы, режут пополам и поливают маслом. Подают с лепёшкой к чаю.Жаркое из медвежатины Медвежарину нарезают на небольшие плоские куски. Если мясо с салом, то его разделывают так, чтобы сало распределялось равномерно. Кусочки посыпают солью. На сковороде в горячем жире обжаривают с обеих сторон. Современные эвенки (куда уйдёшь от глобализации!) добавляют картофель и лук. Жаркое подают горячим. Дуктеми Деликатес эвенкийского стола. Готовится исключительно для дорогих гостей в торжественных случаях. Рыбу разрезают вдоль хребта, отделяют позвоночник и голову, удаляют жабры. Мясо расправляют и укрепляют на палочках и сушат над костром, а кости измельчают с помощью плоского камня «дирэ». Перед подачей на стол можно сдобрить рыбьим жиром и посолить по вкусу.Лепёшка В прохладную воду всыпать соли, соды, муки, замесить тесто. Тесто готовится крутое, как для лапши, оно тщательно выменается. Затем раскатывают лепёшку круглой формы, протыкают вилкой или остриём ножа. Поверхность надо подпылить мукой, чтобы не липла и была сухой. Тёплой золе придают плоскую округлую форму, чуть-чуть похлопывая ладонью. На золу кладут лепёшку и потолще, равномерно покрывают золой и засыпают сверху горящими углями и пекут. Готовую лепёшку слегка встряхивают от золы. Зола не пристаёт к сухой, подпылённой мукой поверхности. Подают лепёшку тёплой, разрезав на куски. Подают её с маслом, корчаком или другими яствами к чаю. Жир или масло растапливают и наливают в пиалу. Лепёшку обмакивают в пиалку и едят.Корчак Оленье молоко очень жирное и позволяет получить корчак без всяких добавок. Охлаждённое молоко взбивают в густую пену и подают с лепёшкой к чаю. У эвенков были развиты художественная резьба по кости и дереву, обработка металла, вышивка бисером, у восточных эвенков - шелком, аппликация мехом и тканью, тиснение по бересте. Традиционная одежда состоит из ровдужных или суконных натазников (хэрки), ноговиц (арамус, гуруми), распашного кафтана из оленьей шкуры, полы которого связывались на груди завязками; под него надевался нагрудник с завязками сзади. Женский нагрудник (нэлли) украшался бисером, имел прямой нижний край, мужской (хэлми) – углом. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины – с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась полосками козьего и собачьего меха, бахромой, вышивкой конским волосом, металлическими бляшками, бисером. Коневоды Забайкалья носили халат с широким запахом налево. Кафтан женский из ровдуги, меха оленя, козы Кафтан летний из ровдуги оленя Кафтан дляВесенне- осеннего периода из лосиной ровдуги Традиционная одежда эвенков Традиционная праздничная одежда эвенков Кафтан ритуально - праздничный Кафтан праздничный Нагрудник из меха лошади, козы, лосиной ролдуги Традиционная зимняя одежда эвенков Зимняя мужская парка из меха оленя Парка зимняя из меха оленя Рукавицы из шкуры лисицы Культура эвенков Фольклор эвенков Наиболее значительным жанром является героическое сказание; нимнгакан- у эвенков Якутии,Приамурья, нимкан - у сахалинских,улгур - у забайкальских. В эвенкийском эпосе широко используются образные, близкие и понятные слушателю-эвенку сравнения.Например,затупившееся,истершееся во время поединка оружие богатырей сравнивается с привычными для эвенка предметами: "Как скребки старухи мастерицы,уткэны их затупились", "копья их стали как кривое острие ножа старика кузнеца...".Ловко и легко садящийся в седло богатырь уподоблялся самой большой красивой таежной птице - черному глухарю, а высоко поднятые уши коня в сказаниях сравниваются с подбитыми мехом лыжами эвенка. Этническую специфику мировосприятия отражает также множество бытовых описаний. По представлениям эвенков, души еще не родившихся детей жили в виде птичек в местности,называемой нектар (слово,имеющее общий корень с эвенкийским нэви "покойник"или "дух умершего предка". В фольклоре восточных эвенков словом оми, обозначающим душу, называют также синицу,поскольку считается, что в ней заключена душа ребенка.В силу этого представления у эвенков существует запрет убивать маленьких птичек.В суровых условиях кочевой жизни эвенков нередки были случаи, когда роженица долго мучилась. умирала или рожала мертвого ребенка.По отношению к роженице существовало много запретов и оберегов. При трудных родах прибегали к различным магическим действиям.Одним из них было развязывание всех имеющихся в хозяйстве узлов, после появления в быту замков- их размыкание.Считалось, что без этого благополучный исход родов будет невозможен.В колыбель новорожденного мальчика клали предметы, которые соответствовали его жизненному предназначению охотника и воина и, как предполагалось, еще в младенчестве способствовали формированию у него соответствующих качеств. Лук, копье, потник и узда необходимы для того, чтобы он вырос метким,сильным богатырем и умелым наездником. Исключительно серьезно относились сказители и слушатели к эпическим сказаниям и эпическом песням. По сохранившимся традициям, для исполнение эпоса должен быть особый повод и соответствующие условия. Если сказки и предания могли исполняться и одним сказителем,то эпос исполнялся коллективно.Припевы в эпосе пелись исполнителем,а затем уже и всеми присутствующими.У северобайкальских эвенков бытовало много сюжетов о женщинах-лгуньях,о девочках-воровках.Все эти пороки сказки высмеивают и обычно в конце ее герои освобождаются от них. По эвенкийским преданиям существует пять земель:Уху-буга - Верхняя земля, Дулин-буга- Средняя земля,Булдяр-буга-Морские острова (там же остров Булдяр уилдын букача ном, связывающий семь морей),Долбор-буга- Земля вечной сумрачности и холода (она находится по направлению заката солнца",Эргу-буга - Подземный мир. Все эвенкийские сказания начинаются с Дулин-буга(Средней земли).У всех эвенков Прибайкалья(еще в 60-е гг.) широкое распространение их традиционный и самобытный фольклор. широко был распространен песенный фольклор,исполнялись песни-импровизации,песни с устойчивым текстом и особенно икэвун (песни-пляски). Песни-импровизации на охоте и рыбалке, во время переездов по тайге верхом на олене, женщинами за выполнением домашних. Выдающиеся эвенки России Бомбогор (ум.около 1640) — вождь союза эвенкийских племен на Амуре в 1630-х годов. Под его руководством эвенки (солоны) вели борьбу против манчьчжурских завоевательных походов в их край, иногда собирая до 6000 воинов. Бомбогор был схвачен маньчжурами в 1640 г, свезён в столицу маньчжурского (цинского) императора АбахаяМукден и там казнён[10].Оёгир Николай Константинович (15 марта 1926 — 11 марта 1988 гг.) — эвенкийский писатель, поэт.Самобытный эвенкийский поэт, фольклорист и сказитель родился 15 марта в 1926 году в стойбище на озере Еромо, которое в то далекое время относилось к Чириндинскому родовому совету в семье охотника, рыбака.В 1947 году Н. Оёгир пошёл в Чириндинскую начальную школу. Но в десять лет уже начал работать приемщиком рыбы, затем — счетоводом в колхозе, проработав до 1982 года. С детства Н. Оёгир любил слушать от старых людей сказки, легенды, были. Позже стал их записывать на эвенкийском языке и публиковать в газете.Писать стихи Н. Оёгир начал в 1960-х годах[11].НемтушкинАлитет Николаевич (12.11.1939 — 4.11.2006 гг.) — эвенкийский писатель.Родился 12 ноября 1939 года, в стойбище Иришки Катангского района Иркутской области в семье охотника, воспитывался в школах-интернатах и бабушкой Огдо-Евдокия Ивановной Немтушкиной. В 1957 году окончил Ербогачонскую среднюю школу, в 1961 году — Ленинградский Педагогический институт имени Герцена. Страсть к писательству привела Немтушкина в редакцию газеты «Красноярский рабочий». Более чем на 20 лет журналистика стала его судьбой. В 1986 годуА.Немтушкин избирался ответственным секретарем Красноярской писательской организации; в 1990 году был удостоен звания «Заслуженный работник культуры»; в 1992 году был отмечен Государственной премией Российской Федерации в области литературы; член Союза писателей с 1969 года[11].Чапогир Олег Васильевич — композитор.Композитор Олег Васильевич Чапогир родился в 1952 году в посёлке КислоканИлимпийского района в семье потомственных охотников. С детских лет он слышал народные напевы от своей матери, от односельчан во время сугланов и праздников. После окончания восьми классов Туринской средней школы, Олег Васильевич поступил в Норильское музыкальное училище по классу народных инструментов северного отделения. Получив диплом, в 1974 году будущий композитор вернулся в родную Эвенкию, где он и начал творить свои произведения[12].Чепалова Юлия Анатольевна — российская лыжница, чемпионка Олимпийских игр 1998, 2002 и 2006. Отец и личный тренер Юлии — Анатолий Михайлович Чепалов имеет эвенкийские корни. Немного из истории На Амурскую землю эвенки пришли в XVIIвеке. Откуда пришли – есть разные версии. То ли из манджурии, то ли с Алтая.Тайга стала для них родным домом. Рыбачили, разводили оленей, с природой жили в полной гармонии, сейчас их осталось всего около 1300. Древний самобытный народ вымирает. Где живут эвенки в нашей области. Село Ивановское (Улгэн), Селемджинский район.Село Бомнак, Зейский район.Поселок Усть-Нюкжа, Тындинскй район.Поселок Усть –Уркима, Тындинский район.Село Первомайское, Тындинский район. Уникальную, исчезающую культуру пытаются сохранить в Амурской области Там воссоздают эвенкийскую деревню во всех исторических подробностях. Причём это будет не бездушный музей, где экспонаты нельзя трогать руками. Посетители смогут пожить в эвенкийских чумах, опробовать традиционные ремёсла.На севере Амурской области возрождают быт и культуру эвенков. Строят посреди тундры настоящую эвенкийскую деревню. Уже готовы пара чумов, домик охотника, идет строительство гостевого дома. Этот центр будет музеем под открытым небом для туристов и одновременно учебным центром для детей самих эвенков. Их там будут обучать народным промыслам. За ходом строительства следят и опытные оленеводы.Эти опытные оленеводы и сейчас, как когда-то их предки, кочуют за стадами оленей по тундре. Когда позволяет время, эвенки приезжают на это место - посмотреть, как продвигается работа строителей. Здесь, прямо посреди леса, будет настоящая национальная деревня, где они постараются воссоздать быт и культура своего народа. Уже построены чумы из шкур, коры и дерна и скоро внутри них появятся традиционное костровище и изделия эвенкийских мастериц.Но большинство построек здесь всё же будут современными. Уже готов домик охотника, завершается строительство гостевых корпусов. Этот культурный центр на севере Амурской области станет своего рода музеем под открытым небом. Туристы смогут пожить в настоящих чумах, освоить навыки выделки шкур и даже покататься на оленях.Олег Михайлов, глава родовой общины: "Этот поселок очень нужен, чтобы понять нашу культуру. Чтобы гости приезжали и видели, что есть народ такой, как эвенки. Что они не просто числятся, а действительно в этом мире что-то создают".Но самое главное, говорят в национальных общинах, что это будет еще и учебный центр для детей коренных народов севера. Здесь молодые эвенки будут охотиться на пушного зверя, пройдут курс по оленеводству и научатся выживать в суровых условиях тайги.Открыли эвенкийскую деревню в 2012 году. Спасибо за внимание