Урок литературного чтения «Анализ стихотворения К.Бальмонта «Золотая осень» (3 класс)


1. Название работы: Урок литературного чтения «Анализ стихотворения К.Бальмонта «Золотая осень»
2. Автор : Минибаева Елена Васильевна, учитель начальных классов
3.Название Общеобразовательного учреждения: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Екатериновка Партизанского муниципального района Приморского края
4. Описание разработки: урок литературного чтения в 3 классе из раздела «Поэтическая тетрадь № 1» учит учащихся анализировать поэтические произведения на примере стихотворения К. Бальмонта «Осень». На уроке помимо предметных УУД развиваются и оцениваются учителем метапредметные УУД такие, как регулятивные, а так же умение учащихся ставить перед собой цель, самостоятельно планировать урок.
5. Краткие рекомендации к использованию: целесообразно сопроводить урок видеороликом «Дидактический материал. К.Бальмонт «Осень», «Времена года» П.Чайковский, презентацией с изображением репродукций картин художников И.С.Остроухова «Золотая осень», В.Поленова «Золотая осень», И.Левитана «Золотая осень», С. Жуковского «Лесное озеро», Н. Крымова «Осень».Тема урока: «Анализ стихотворения К.Бальмонта «Золотая осень»
Тип урока : закрепление изученного
Цель урока : учиться  определять  настроение  в  лирическом  произведении,
             которое  передаётся   автором словами-образами.
Задачи урока:
Предметные:
учить детей образно выражать свои мысли, используя в речи эпитеты, метафоры, олицетворения;
совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения;
развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову;
формировать у школьников навык ассоциативного восприятия, развивать способность воспринимать красоту родной природы;
воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение;
Метапредметные:
способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;
акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле, оценке;
Личностные:
развитие положительного отношения к учению, желанию приобретать новые знания;
развивать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
развивать способность к самооценке своих действий.
Технологии обучения, воспитания, обоснованность их использования в рамках указанной темы занятия: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная 
Домашнее задание : выучить стихотворение «Осень» наизусть, нарисовать иллюстрацию или сочинить своё стихотворение.
Оборудование урока : интерактивная доска, проектор, компьютер, учебник для 3 класса по литературному чтению автор Климанова
Структура урока: самостоятельное целеполагание учащимися, разработка плана урока, изучение нового, анализ стихотворения, выразительное чтение, домашнее задание. 
Межпредметные связи: интеграция с уроками изобразительного искусства, музыки. 
Ход урока
- Какой раздел мы изучили? ( Поэтическая тетрадь)
- Какой совет в начале раздела вам дал Я. Смоленский? ( Читай для себя: вспоминай, воображай, не торопясь читай вслух, четко проговаривая слова)
-Вспомните по какому плану проходили уроки данного раздела?
(карточки с пропущенными пунктами плана урока)
1.
2.
3.
4. Анализ стихотворения.
5.Выразительное чтение товарищу
6. Словесное рисование услышанного.
1. Знакомство с произведением.
2. Самостоятельное чтение.
3. Объяснение незнакомых слов
4. Анализ стихотворения.
5. Выразительное чтение товарищу
6. Словесное рисование услышанного.
Художники для передачи разных настроений используют краски, музыканты – тональность, высоту звуков, даже в устной речи мы можем определить настроение – по эмоциональной окраске голоса говорящего. А как нам догадаться о настроении в письменной речи, в стихотворении? (иллюстрации, название стихотворения, слова , в которых автор выражает свои чувства – сравнения, олицетворения)
- Какое сейчас время года? Как вы думаете, почему поэты любили воспевать именно это время года?
- Сегодня мы попробуем сделать анализ стихотворения К. Бальмонта «Осень»
Постарайтесь вслушаться в настроение этого стихотворения!
Видеоролик.
Проверка восприятия: Какое настроение было у вас при восприятии этого стихотворения? Какие чувства наполняли вас?
- В помощь вам «Словарь настроений»

( Тихое, нежное, грустное, печальное. Наслаждение картинами природы, изображенными поэтом)- Название стихотворения ….(«Осень»)
– Как вы считаете, название стихотворения отображает его тему? А настроение?
– Готовы ли мы сейчас определить настроение стихотворения с таким названием? (Не можем сказать, мало знаний) Над этим вопросом мы поработаем на уроке.
Задача на уроке: анализ лирического произведения
4. Работа по осмысливанию:
– Перечитайте, не мешая соседу (на листочках) – 1 раз
Бальмонт Константин Дмитриевич.
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется,
И заплачет спросонья.

5 Словарная работа
– Встретились ли непонятные слова? Запись на доске:
СЛАЙД Благовонья - приятный запах (благо внять)
Разноцветном
Спросонья
Прочь
– Какой период осени? (ранняя осень) доказать
Повторное чтение детьми с целью ответа на вопрос:
Обратитесь к стихотворению:
- Что необычного в изображении осени у автора? (Слово Осень написано с большой буквы)
- Почему написано с большой буквы? (Поэт одушевляет осень, для него это имя живого существа)
-Какие явления природы поэт еще одушевляет? (Солнце – смеется, деревья – блистают, как нарядные девушки)
- Какой литературный прием он использует?
( Метафоры: "Солнце реже смеется", "Осень проснется и заплачет".
Олицетворение?)6.Словесное рисование.
- Давайте представим себе, что мы с вами художники. Нам надо нарисовать иллюстрации к стихотворению поэта. Что нам для этого нужно сделать?
(Перечитать и определить, что будет нарисовано на нашей иллюстрации)
- Кто же будет главным героем нашего стих-ия? (осень)
- Учитывая то, что поэт одушевил осень, в виде кого ее можно изобразить?
(девочки – плачет)
-Почему девочки, девушки?
- Какое выражение лица? От чего оно грустное ?(грустное, печальное, заплаканное)
- От чего может заплакать девочка - Осень?
( от одиночества – покидают птицы, цветы, солнце)
- Какое явление природы хотел изобразить Бальмонт под слезами девочки?
(Осенний дождик.)
Как замечательно изобразил природу поэт! Оказывается, она у него живая, и у нее тоже бывают слезы.
- Какие краски вы выберите для рисунка? Найдите слова-подсказки в тексте.
( поспевает брусника – бордовый, Синее море – синий,
Солнце реже смеется – желтый,
В разноцветном уборе – другие)-Итак, главный персонаж на рисунке - девочка-Осень.
- Что вы нарисуете вокруг девочки Осени?
( по тексту: ягоду бруснику, в небе улетающих птиц, солнце за тучами, деревья в разноцветном уборе- золотом, багряном, зеленом; вдалеке синее море)
- Как поэт относится к Осени, которая вот-вот заплачет?
(С нежностью, с грустью, ему ее жалко, и он одновременно любуется ею)

- Такое стихотворение мог написать только человек, нежно любящий свой край, свою родину.
7. Рассказ учителя о поэте.
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) был назван другим поэтом
А.Блоком «поэтом с утренней душой», которому «никто… не равен в его певучей силе».
Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье небогатого помещика и дочери генерала. Как и многие русские писатели-дворяне, он пронес через всю свою жизнь нежную и грустную любовь к своей малой родине.
Родители, по признанию самого поэта, оказали на него огромное влияние. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела будущего поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. «Совсем иное влияние оказал на меня отец, - так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты… С ним, я еще в самом начальном детстве, я глубоко проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек».
В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырехлетней дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение “Осень”.
- Так что ж хотел сказать поэт, какие чувства, настроение показать в стихотворении?
Поэт открывает нам красоту природы. Учит замечать её . Мы благодарны поэту за его необычайно щедрый талант - открывать и дарить эту красоту другим.
- Приступая к выразительному чтению стихотворения : какое настроение хотел передать поэт? ( тихой грусти и нежности)
-Давайте попробуем прочитать это стихотворение так, чтобы передать то настроение и те чувства, которые хотел передать нам поэт.
8. Обучение выразительному чтению.

– Какой же темп чтения нужно выбрать? (Неторопливый, медленный, быстрый)
- Чтение по строчке.
– Будем читать негромко с интонацией грусти и нежности. Постараемся передать в конце стихотворения настроение одиночества и плаксивости.
– Почему одиночества?
– Над чем можно задуматься, слушая его?
(Свободные высказывания)
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ учащимися, анализ (2-3)
- Какую по настроению музыку вы подобрали бы к этой картине природы?
Замечательный композитор Петр Ильич Чайковский написал целый альбом
«Времена года».
СЛАЙДЫ
_Какова же музыка по настроению? (печальная)
– Как вы считаете, может ли нравиться печальное?
(В жизни – нет, а в искусстве – да, потому что заставляет нас сопереживать и задумываться)
9. Итог урока.
- Давайте еще раз вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: Смогли ли мы, сумели определить настроение стихотворения «Осень»?
-Какой вид работы вам понравился больше всего?
- Мне очень хочется узнать с каким настроением вы уйдёте с урока?
Возьмите краски нарисуйте листики в тон своего настроения
Несмотря на то, что стихотворение печальное, настроение у нас у всех хорошее и дерево получилось осеннее, красочное.
10. Коллективное сочинение стихотворения об осени (Проба пера)

У. Ребята, Бальмонт писал, что стихи у него рождаются сами.
"Рождается одна строка, за ней встает другая..."
Сейчас мы тоже попробуем сочинить стихи. Закройте глаза,
представьте, что вы входите в кабинет поэта. На столе лежит
раскрытая тетрадь, а в ней только одна строчка: "Листья падают в
лесу..."

- Давайте подберем рифму к слову.
Дети предлагают рифмы: несу, лису, принесу, красу.
У. Появляется строчка: "Я домой их принесу".
Продолжаем придумывать другие строчки.
У. "А когда зима завьюжит..."
Опять подбираем рифму и сочиняем строчки.
Листья падают в лесу.
Я домой их принесу.
А когда зима завьюжит
И метелями закружит,
Я дворец зимы разрушу -
Листья мне согреют душу.
11. Домашнее задание - Захотелось ли вам выучить стихотворение К.Бальмонта "Осень" наизусть? - Попробуйте самостоятельно сочинить стихи об осени.