Конспект урока Литературного чтения Есенин, Блок, Пастернак Выразительное чтение.
«В гостях у Сергея Есенина, А. Блока и Пастернака. Анализ стихотворения "Черемуха", «Летний вечер» и «Тишина»
Цели урока: познакомить учащихся с произведениями С.А. Есенина. «Черёмуха», Пастернака
«Тишина» и А. Блока « Летний вечер».
Задачи урока: работать над выразительностью и правильностью чтения художественных произведений; формировать умения учащихся определять средства художественной выразительности текста; воспитывать бережное отношение к природе.
Стадия вызова
1.Давайте рассмотрим иллюстрацию на стр. Попробуем предположить, о чем произведение Сергея Есенина?
- Кто мне скажет, что изображено на иллюстрации?
- А что это за дерево? Как оно называется?
- Что такое черемуха? Давайте обратимся к книге “Ягодные растения». (Черемуха – род летнезеленых деревьев, реже кустарников.Стадия содержания
- Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений С. Есенина “Черемуха”. Послушайте стихотворение. (Аудиозапись или чтение стихотворения учителем.)
Комментарий, словарная работа.
Медвяный – имеющий вкус или запах меда.Зелень пряная – зелень душистая, ароматная.Проталина – место, где стаял снег и открылась земля
Круча – крутой спуск, обрыв
- Какие особенности лирического стихотворения вам известны? (У лирического стихотворения нет сюжета. В нем главное не события, а чувства и переживания).- Какое настроение передает автор? Как автору удается передать свои чувства и переживания читателю? (Светлое, праздничное, веселое, так как пришла весна, оживающая и просыпающая природа. Автор передает их с помощью образов, ритма и т.д.).- Какие краски использует автор? (Золотистая для изображения веток, зелени, которая на солнышке горит, серебристого для изображения ручья.)
- Имеются ли в этом стихотворении так называемые “цветные эпитеты”? (Ветки золотистые, серьги ясные, серебряный ручей, зелень золотистая).
- В стихотворении есть не только красочные образы, но и звуковые (ручей волной гремучею…, Ей песенки поет). Найдите примеры звукописи в тексте. Какие звуки наступившей весны они передают? (образ весны, шумом легкого ветерка, чуть слышным шелестом листвы.)
- С помощью каких слов описываются звуки весны?
Черемуха душистая.
С весною расцвела.
Кругом роса медвяная.
А рядом у проталинки…….
В произведениях Есенина можно увидеть самые разнообразные художественные языковые средства. (слова, обороты речи, употребленные для достижения большей выразительности, иначе говоря, художественные средства языка).
- Какие художественные средства языка использованы автором? Назовите их, приведите примеры. (Есенин использует эпитеты черемуха душистая, кисточки атласные и т.д.; сравнение как серьги ясные; олицетворения бежит серебряный ручей, песенки поет, метафоры кругом роса медвяная, под жемчугом росы, ручей волной гремучею. Метафора, эпитеты, сравнения, олицетворение – придают стиху чрезвычайную выразительность, образность, наглядность, эмоциональность. Природа живет, дышит, поет, благоухает. Когда читаешь строки стихотворения, чувствуешь дуновение ветра: “черемуха душистая”, “зелень пряная”. Передают веселое, восторженное настроение).- Какие чувства испытывает поэт? (Любовь к родной земле, радость, гармонию с миром природы).
Подготовка к выразительному чтению (раздаю детям листок с произведением)
Вывешиваю на доску лист с разметкой для выразительного чтения (объясняю)
Объяснить и обозначить паузы.
- Самые большие паузы делаются между частями и в то же время они не должны быть пустыми. Паузы делаются для того, чтобы можно было, закончив чтение одной части, не спеша перейти к чтению следующей. Во время паузы мы рисуем в своем воображении новую картину, мы не просто молчим, мы думаем. Паузы делаются внутри частей между предложениями и строчками стихотворения.
Выполняем логическую разметку текста для выразительного чтения (обозначить логические ударения и паузы).
Читаем стихотворение ( 2- 3 ученика).
2 - И сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним произведением другого автора А. Блока «Летний вечер. (Аудиозапись или чтение стихотворения учителем.)
- Стихотворение А. Блока "Летний вечер" является тоже лирическим произведением.
Посмотрите, как Александр Блок ярко и красочно описывает тихий вечер теплого лета, когда «ни ветерка, ни крика птицы…». Умиротворенность заполняет собою все вокруг: и «…поле сжатой ржи…», и « траву некошеной межи». Полная тишина, которая присутствует в этом стихотворении, не один раз отмечается автором: «ни ветерка, ни крика птицы», «и замирает песня жницы среди вечерней тишины».
Какие художественные средства языка использованы автором?
- олицетворения ("лучи заката... лежат", "дремотой ... трава объята");
- метафоры ("красный диск луны");
- эпитеты ( "последние лучи", "луговые дали", "вечерней тишины", "дремотой розовой");
- От чьего лица ведется повествование?
- Повествование ведется от лица лирического героя.
- Какое настроение у лирического героя Блока?
- Лирический герой Блока имеет, как мне кажется, немного грустное настроение. Ключевыми словами, определяющими настроение героя, стали существительные дремота, туман, дали, ночь, луна, закат. - К чему призывает поэт в конце стихотворения?
- ярко выраженное желание устремиться к своей цели, стать свободным, как птица. поэт призывает забыть « заботы и печали» и умчаться
…без цели на коне
В туман и в луговые дали,…
Возможно, в мире чудесной и бескрайной природы откроются невидимые нити вселенной, которые покажут путь «навстречу ночи и луне».
Подготовка к выразительному чтению (раздаю детям листок с произведением)
Выполняем логическую разметку текста для выразительного чтения (обозначить логические ударения и паузы).
Читаем стихотворение ( 2- 3 ученика).
3. - И еще мы познакомимся с произведением Пастернака « Тишина». (Аудиозапись или чтение стихотворения учителем.)
- Стихотворение Пастернака "Тишина" еще одно лирическое произведение.
- Обратите внимание, как Пастернак ярко и выразительно описывает лес
«Пронизан солнцем лес насквозь.
Лучи стоят столбами пыли……
-Умиротворенность и тишина присутствует в этом произведении, и отмечается автором в строках:
- Ребята, кто нашел эти строки?
- В лесу молчанье, тишина,
Как будто жизнь в глухой лощине
Средь заросли стоит лосиха.
Пред ней деревья в столбняке.
Вот отчего в лесу так тихо.
- Какие художественные средства языка использованы автором?
- олицетворения: Лучи стоят столбами пыли; Как будто жизнь …
заворожена, Иван-да-марья, зверобой,
Ромашка, иван-чай, татарник,
Опутанные ворожбой,
Глазеют, обступив……; один ручей
Твердит…. Он что-то хочет рассказать.
Художественные средства языка придают стиху чрезвычайную выразительность, образность, наглядность, эмоциональность.
- Ребята, когда читаем стихотворение, что вы чувствуете?
- чувствуешь , что все «заворожено» , словно «стоит в столбняке», «опутано ворожбой», поэтому кажется , что растения думают, ручей говорит…..
- В стихотворении говорится о шуме ручья, хрусте ветки, которую ест лось, почему стихотворение называется Тишина?
- В стихотворении выражено состояние покоя, удовольствия, передается радость, чувство объединения с природой.
- Какие чувства испытывает поэт? (Любовь к родной земле, покой, гармонию с миром природы).
Подготовка к выразительному чтению (раздаю детям листок с произведением)
Выполняем логическую разметку текста для выразительного чтения (обозначить логические ударения и паузы).
Читаем стихотворение ( 2- 3 ученика).
Подведение итогов урока.
И Сергей Александрович Есенин и Александр Блок и Пастернак любили родной край, свою родину – Россию. Они создали незабываемые поэтические картины родной земли, умело используя художественные средства. Не случайно до сих пор Есенин, Блок и Пастернак – поэты, которых читают больше, чем кого-либо другого.
Рефлексия
– Каково было ваше настроения в начале урока?
- Изменилось ли оно к концу урока?
- Какое стихотворение вам понравилось больше всего? Кому бы вы хотели сказать спасибо, кого поблагодарить?
- Чем оно тебе понравилось?– Урок прошёл в тёплой, дружеской атмосфере. Большое спасибо.
Домашнее задание: выучить наизусть на выбор стихотворение; сделать иллюстрации к стихотворению.